Полоролевое воспитание
консультация по теме

Исаченко Елена Юрьевна

Дошкольный возраст- период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Осознание своей половой принадлежности- это единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И. С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики- не только возрастные, но и половозрастные . Полоролевое воспитание- система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола: конкретная личность- мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polorolevoe_vospitanie.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст- период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Осознание своей половой принадлежности- это единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И. С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики- не только возрастные, но и половозрастные . Полоролевое воспитание- система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола: конкретная личность- мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах».

Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка. Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе. Согласно Т.А. Репиной, при активном взаимодействии с окружающим миром у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.

Очень важно помнить, что дети – это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей.

Как правило, воспитатели и родители подсознательно убеждены в том, что девочки – создания хрупкие, и испытывают смешанные чувства, поощряя их успехи в тех областях, которые в обществе считаются исключительно мужской сферой деятельности. Девочкам нужно развивать физическую силу и выносливость: это даст им уверенность в себе, а овладение новыми навыками повысит самооценку.

Воспитатель должен откликаться на быстрое изменение эмоционального состояния девочки, показать ей, как можно справиться со своими чувствами. Лучший способ – наблюдение за тем, как это делают другие. Не лишайте ребенка права на любые эмоции. Отрицая чувства девочки, взрослые препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.

Главное в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста – воспроизведение ситуаций, свидетелем которых он был. Подражая различным действиям взрослых, мальчик развивает свое творческое воображение, двигательные навыки, учится строить взаимоотношения с окружающим миром. При формировании полоролевого поведения мальчиков следует ограждать от влияния ряда гендерных стереотипов, в особенности касающихся их эмоциональной сферы Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве. Дети, которым не хватает примера взрослого – уверенного в себе мужчины, способного направлять ребенка – вырастая, вынужден вести суровую борьбу с самим собой, чтобы обрести внутренний стержень и сформировать систему самоконтроля. Однако мальчики, которым был предоставлен слишком широкий выбор, впоследствии испытывают большие затруднения при принятии решений. Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы, и прежде всего над собой – над своим телом и мозгом. Если ребенку не удается то, что он считает важным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Некоторые дети в старшем дошкольном возрасте очень любят соревнования, другие же избегают любых игр, где возможно соперничество. Лучше всего, если мальчик соперничает с самим собой, постоянно совершенствуя свое мастерство в каком-либо деле, а не стремится сравняться с кем-либо или превзойти кого-то. Роль взрослого в данном случае заключается в организации такой деятельности, в которой ребенок сможет добиться успеха.

К сожалению, в наших садиках и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. Конечно, иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков – рыцарству, а девочек – женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полоролевое воспитание дошкольников средствами моделирования

Использование моделей в полоролевом воспитании является одним из эффективных средств в работе с детьми....

Технология полоролевого воспитания дошкольников

Данная презентация необходима воспитателям для практической работы, в ней отражено планирование и игровой материал....

Полоролевое воспитание.

Полоролевое воспитаниеИзменения,  происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные, индивидуальные особенности в социальном ко...

Пространственно – предметная социокультурная среда полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

принципы построения пространственно - предметной среды полоролевого воспитания....

Перспективное планирование игр по полоролевому воспитанию для детей среднего возраста

Перспективное планирование игр по полоролевому воспитанию для детей среднего возраста ...