Полоролевое воспитание.
материал по теме
Полоролевое воспитание
Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные, индивидуальные особенности в социальном контексте. Причинами появления данной тенденции стали: новые социальные условия и динамизм
общественной жизни, ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жёстких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнёрским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару.
Проблема полового воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала 20 в. И до 1930-х гг. Однако вскоре большее распространение получили идеи «бесполой» педагогики, и практически до 1990-хгг вопросами полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания.
Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», оно включает и целый ряд общественных ролей. Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки - дочери, жены, матери.
полоролевое воспитание– система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.
Полоролевое воспитание детей способствует их полоролевому развитию– непрерывному процессу количественных изменений и качественных преобразований феминных (спец. Жен.) и маскулинных (спец. Муж.) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат полоролевого воспитания и развития – формирование позитивной полоролевой идентичности.
Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение следующих задач:
- формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;
- создание целостного позитивного «образа Я » (мальчика/девочки);
- изучение маскулинных и феминных качеств человека;
- обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины;
- изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;
- воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желание соответствовать эталону женственности или мужественности;
- формирование эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;
- развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
Для того, чтобы реализовать эти задачи нам необходимо понимать, чем же отличаются мальчики от девочек и девочки от мальчиков. Сначала давайте разберем с вами Особенности обучаемости и познания мира: мальчики позже, чем девочки, включаются в занятия, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. Девочки включаются быстрее в занятия, лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики, а этап поиска исключается (его берет на себя взрослый). Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по-разному. У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом всё представленное им пространство. Что касается незнакомой обстановке девочки насторожено относятся к ней, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Мальчики же легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны.
При этом девочки вербально и невербально сигнализируют взрослому о своих удачах и неудачах, сомнениях в процессе самой деятельности, а мальчики – когда уже все сделано и готов результат. Поэтому им сложнее научиться выполнять корректирующие действия в ходе задания. Задавая дополнительные вопросы, они используют их для получения какой-то конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослыми. Иначе говоря, мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Поэтому оценка педагога действий мальчиков и девочек в процессе обучения должна быть дифференцирована.
Для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т.е. им важно какое впечатление они произвели. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа «Я тобой недоволен». Он должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность действия по исправлению ситуации. Если педагогу нужно сделать замечание девочке, ему нельзя спешить высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает понять, за что ее ругают. Кроме того, девочка будет еще долго переживать, а мальчик вместо переживаний переключится на продуктивную деятельность. Педагог может использовать прием опережающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику предложить алгоритм действий для самокоррекции.
Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек.
Воспитание по своей сути является управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания предмета- в данном случае структур и их взаимоотношения между собой. Под структурами понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей.
Принято выделять три этапа полового развития человека:
1 – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет)
2 этап – усвоение половой роли ( от5-6 лет до 13).
3 этак – формирование психосексуальных ориентаций ( от 13 до 18 лет).
Итак, понимание неизменности пола у ребенка происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует более новому вычленению и осознанию половых различий.
Развитие ребенка с первых дней жизни – развитие конкретного мальчика и девочки. Однако мальчики, традиционно проводящие большие времени с мамой, в будующем встанут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую по образцу поведения значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Во-вторых, мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения: этому раньше начинает уделяться внимание, больше подчеркивается ценность соответствующей половой роли и нежелательность уклонения от нее, а стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными, чем женского. В-третьих, возможность проявить свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Все это приводит к выстраиванию половой идентичности на негативном основании. Мальчикам часто говорят: «Как тебе не стыдно плакать», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой», «Это не мужское дело» и т.п., при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуется делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста.
Многие исследователи отмечают, что в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской», мир. В это время у ребенка формируются близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнутого грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «Женского» мира.
Девочки находятся в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.
Так что же должна содержать в себе работа с детьми по развитию полоролевой идентификации:
- знакомство детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин женщин в разных видах деятельности;
- формирование навыков и умений поведения, а так же выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе.
Для формирования общих представлений о мужественности и женственности рекомендуется использовать чтение художественной литературы и этические беседы. Как закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников можно проводить сюжетно-ролевые игры. Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоления разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе исполнения привлекательной для себя роли. Кроме того, воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою социальную компетентность. Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций.
Смешанный детский коллектив, в котором не противопоставляется мужское и женское начало, а демонстрируются возможности их взаимодополнения, имеет все возможности для формирования и закрепления мужественности и женственности. Так А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский, основываясь на собственном педагогическом опыте работы с детьми, подчеркивали, что в группе, где мальчики мужественные, у девочек легко воспитать женственность. И наоборот, женственность девочек создает лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков. Поэтому так важно, чтобы в детском обществе представителей разного пола объединяли общие интересы, чувства и дела.
Вместе с тем, многочисленными исследованиями социологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопостовляться, а индивид, черты характера которого строго соответствуют его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Например, низкомаскулинные женщины и высокофеминные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные мужчины и женщины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных отношений. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей мужского и женского поведения. Следовательно, основная задача воспитателей - формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций. Учеными обнаружена связь андрогинии с самоуважением, высокой самооценкой, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Такие качества полезны как для девочек, так и для мальчиков, которым в будущем придется активно утверждаться в социальном мире.
Рекомендации по эффективному полоролевому воспитанию:
- соблюдать главные принципы нравственного воспитания – поддержание активности самого ребенка, обращение к его чувствам, поэтому необходимо учитывать потребности и интересы мальчиков и девочек, варьировать формы педагогических воздействий;
- формировать основы нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевую игру, игры-драматизации, продуктивную деятельность и т.п.);
- использовать механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои – эталоны проявления мужественности или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожим);
По воспитанию женственности: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», «Дикие лебеди и т.п.».
По воспитанию мужественности: «На заставе», «Сивка-Бурка», «Дядя Степа», «На льдине», «Шел по улице солдат», «Два брата» и т.п..
- преодолевать разобщенность детей разного пола в старших группах, чему способствуют:
а) формирование адекватных представлений не только о своей половой, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней,
б) совместность участия детей разного пола в воспитательной работе педагога по полоролевому развитию,
в) инициирование сюжетно-ролевых игр, где дети будут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе и семейные,
г) привлечение детей обоего пола к простейшему принципу взаимодополнения с учетом возможностей партнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ПОЛОРОЛЕВОМ ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
в помощь воспитателям....
Полоролевое воспитание дошкольников средствами моделирования
Использование моделей в полоролевом воспитании является одним из эффективных средств в работе с детьми....
Технология полоролевого воспитания дошкольников
Данная презентация необходима воспитателям для практической работы, в ней отражено планирование и игровой материал....
Пространственно – предметная социокультурная среда полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
принципы построения пространственно - предметной среды полоролевого воспитания....
Перспективное планирование игр по полоролевому воспитанию для детей среднего возраста
Перспективное планирование игр по полоролевому воспитанию для детей среднего возраста ...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...