Технология полоролевого воспитания дошкольников
презентация занятия для интерактивной доски (старшая группа) по теме

Татьяна Анатольевна Сорокина

Данная презентация необходима воспитателям для практической работы, в ней отражено планирование и игровой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya__polorolevoy.docx55.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛОРОЛЕВОЙ  

СОЦИАЛИЗАЦИИ  ДЕТЕЙ  

ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

        Современные  требования  индивидуального  подхода  к  формированию  личности  не  могут  быть  выполнены  без  учёта  специфики  пола  ребёнка.  По  мнению  Н.  Л.  Белопольской,  в  условиях  недифференцированного  подхода  к  воспитанию  мальчиков  и  девочек,  полоролевая  социализация  осуществляется  стихийно,  без  должного  педагогического  внимания,  в  результате  чего  воспитание  полоролевого  поведения  затрудняется,  в  ряде  случаев  приобретает  искажённый  характер.  Современная  система  воспитания  не  отводит  достаточного  места  половому  воспитанию  детей  дошкольного  возраста.  А  ведь  психика,  физиология,  поведение  и  другие  личностные  характеристики  мальчиков  и  девочек    различны  на  разных  этапах  развития.

        Началось  всё  с  изучения  пособия  Н  Татаринцевой  «Теоретико-методологические  основы  и  практика  полоролевого  воспитания  детей  дошкольного  возраста».    На  основе  изученной  литературы  была  выделена  такая  особенность,  что  при  воспитании  и  обучении  мальчиков  и  девочек  необходимы  разные  подходы.

        Половое  воспитание  ориентировано  на  то,  чтобы  сегодняшние  дети,  став  взрослыми  людьми,  смогли  создать  счастливую  гармоничную  семью.

  В  соответствии  с  этим поставила  цель:  формирование  представлений  о  нравственных  нормах  отношений  между  людьми  разного  пола,  преодоление  разобщённости  мальчиков  и  девочек  в  дошкольные  годы,  формирование  у  них  дружеских  отношений,  культуры  общения,  уважения  друг  к   другу.

Содержание  полового  воспитания.

Используются такие методы и приемы:

Роль художественного слова.

Усвоение половой роли – это в первую очередь познание ее моральных требований, норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит вести себя девочке или мальчику. Слово – один из сильнейших раздражителей психики. Слушая сказки, дети идентифицируют себя с положительными героями, получая этические ориентиры полового поведения.  Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из литературных произведений дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности.  В  этом  помогают  такие  произведения:   Ш.   Перро «Красная Шапочка»,  Русская народная сказка «Морозко»,  С. Маршак «Мальчики и девочки»,    А. Барто «Помощница»,  С. Михалков «Дядя Стёпа»,    В. Осеева «Просто старушка» и др.  О  мужественных  поступках  людей  повествуют  рассказы  и  стихи  С,  Я.  Маршака  «Пожар»,  «Рассказ  о  неизвестном  герое».

Широко используются в работе с детьми по поло-ролевому воспитанию беседы на следующие темы:

- Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком)? Почему?

- По одежде встречают, по уму провожают.

- Женские и мужские дела (дома и в обществе).

- Как я помогаю маме (папе)?

- Каким должен быть мальчик (девочка)?

- Материнский организм – настоящее чудо природы.

- Должны ли дружить мальчики и девочки?

- Любимые игры мальчиков и девочек.

- Уроки этикета.

- Растём здоровыми (о вредных привычках) и др.

Дидактические игры:

 «Кто как одевается?»

Цель: закрепить знания детей о мужской и женской одежде во время «одевания» кукол; воспитывать спокойное отношение к обнажённому телу.

Материал: плоскостные изображения мальчиков и девочек, одежда для «одевания».

«Что сначала, что потом?»

Цель: продолжать развивать познавательные возможности девочек и мальчиков, уяснить последовательность при рождении представителя животного и растительного мира, причинно-следственные связи.

Материал: возрастные цепочки человека, животных, растений в картинках.

    Проблемные ситуации, близкие опыту детей   (из нескольких вариантов поведения дети выбирают правильную).

Создание проблемных ситуаций для девочек:

         Дети вышли на прогулку. У Димы неправильно застёгнуты пуговицы. Ты:

а) поможешь Диме правильно застегнуться;

б) скажешь об этом воспитателю;

в) сделаешь вид, что не заметила этого.

И  т.  д.

Создание проблемных ситуаций для мальчиков:

         Ты едешь в автобусе. На остановке в него заходит женщина.  Ты:

а) встанешь и предложишь ей сесть;

б) будешь смотреть в окошко;

в) сядешь к маме на колени, молча уступив место.

И  т.  д.

Обсуждение проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок по следующим темам:

«Игрушками нужно делиться»

«Злая собака»

«Случай на горке»

«Будь внимателен к другим» и др.

В сюжетно-ролевых играх организация игровых ситуаций происходит самостоятельно или под руководством взрослого. В каждом сюжете определенной игры дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость.

Игры:

«Детский сад»

«Труд родителей»

«Магазин»

«Строительство»

 «Медицинские работники»

«Почта»

«Библиотека»

«Автомобильный транспорт»

 «Семья»

«Парикмахерская»

«Школа» и др.

Изготовление подарков к женским и мужским праздникам.

Рисование  по  темам:  «Это  я!»,  «Моя  семья»,  «Мой  портрет»…

Просмотр  мультфильмов  с  обсуждением:   «Каникулы  в  Простоквашино»,  «Приключения  кота  Леопольда»,  «Маша  и  медведь»,  «Кошкин  дом»,  «Мешок  яблок»…

Отгадывание  загадок  о  частях  тела,  о  животных  и  их  детёнышах.  

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  ПОЛОРОЛЕВОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ

Тема:  Мальчики   и  Девочки.

Тип:  сюжетное занятии.

Технология:  полоролевое  воспитание.

Методы:

  1. Словесный.
  2. Игровой.
  3. Объяснительно-иллюстративный.
  4. Творческий.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей идентифицировать свою половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки/мальчика.  Формировать стремление утвердиться в половой принадлежности, учить придерживаться социальным требованиям в общении с окружающими.
  2.  Развивать  умение  рассказывать о себе, как о представителе определенного пола, передавать словами жизненные впечатления, развивать умение рассказывать о своих друзьях, выражать собственное мнение, развивать связанную и диалогическую речь.
  3. Воспитывать   интерес к своим физическим возможностям, оцененным взрослыми. Учить быть приятным в общении, воспитанным человеком.

  Материал:   аудиозапись, коллаж, картинки «Правила дружбы», «Сказочные герои», «Волшебный домик», демонстрационная картина «Играем вместе», д/и» Игрушки для мальчика и девочки»,   мяч.

                                                    Ход  занятия: 

Дети слушают песню «Улыбнись».

  1.  Вступительная  беседа.

Воспитатель  (В):   Какая замечательная песенка, чудесны ваши улыбки, прекрасное настроение. Замечательные у нас мальчики и девочки! Расскажите, мальчики, какие наши девочки? (нежные, красивые, ласковые…) Девочки, какие наши мальчики? (мальчики смелые, сильные, веселые, ловкие…) А что мальчики могут рассказать о себе?

    2.  Чтение  стихотворений  детьми.

Пусть плачут сосульки и ржавые ведра,
И мокрые шляпы: кап-кап.
Но мы ведь мужчины, реветь без причины
Нельзя нам по чину никак!
Пускай синяки, фонари, даже шишки-
Нельзя нам заплакать никак.
Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.
Мы слез не покажем никак!

В:   Девочки, что вы расскажете о себе?
Дети читают стихотворения:

Мы – девчонки, это значит – скромные, приятные,
И во всех своих делах очень аккуратные.
Любим в кукол и посудку мы с подружками играть,
И подснежники веною на пригорке собирать.
А поплачем мы немножко - это не считается.
Потому, что мы – девчонки, нам это разрешается.

В:   Вы правы, ребята. Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Девочка – это будущая женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми. Девочки не лезут в драку и сами никогда ее не начинают.

Мальчик – будущий мужчина.   А настоящий мужчина никогда не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей, прощает им их недостатки.

3. Отгадывание  загадок.

  В:  Попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …(мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки). 
При всех помериться силенкой конечно любят лишь…(мальчишки).

    4.  Путешествие  в  сказочную  страну.

В:   Я знаю, что все девочки и мальчики любят сказки, потому, что в них происходят разные чудеса. И сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочную страну Мальчиков и Девочек. Когда-то очень давно Мальчики и Девочки в этой стране жили очень дружно и весело. Но однажды они поспорили, кто из них главнее. И поссорились так сильно, что стали жить отдельно друг от друга, даже построили огромную кирпичную стену, чтобы никогда не видеть и не слышать друг друга. Теперь девочкам никто не помогает носить тяжести, не защищает, а о мальчиках никто не заботится, никто не учит их хорошим манерам. Помогите подружиться и научить мальчиков и девочек жить в мире и согласии и никогда не ссориться. Воспользуйтесь карточками-подсказками, на которых зашифрованы правила дружбы.

1 карточка «Нужно быть вежливыми друг с другом»

Давайте вспомним вежливые слова, поиграем в игру «Закончи предложение»

  Игра   «Закончи предложение» .

Растает даже ледяная глыба от слова теплого…СПАСИБО!
Зазеленеет старый пень, когда услышит…ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Когда бранят за шалости , мы говорим …ПРОСТИ , ПОЖАЛУЙСТА! 
Если больше есть не в силах , скажем доброе …СПАСИБО!

В: Вот и появилась подсказка  (геометрическая фигура), куда нам идти дальше.

2 карточка «Нужно делиться с друзьями»

В:  Вспомним историю про жадного пса.

Физкультминутка «Жадный пес» (имитация движений).

Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил
Пирогов напек, в уголочке сел
И сам все съел.

В: Хотели бы вы иметь такого жадного друга?

Появляется подсказка маршрута (геометрическая фигура ) .

4 карточка «Надо дружно играть вместе».  

На картине мальчик и девочка не могут играть вместе, потому, что мальчику не нравятся игрушки девочки, а девочке - игрушки мальчика. Давайте найдем игрушки, которые понравятся им обоим.

Игра   « Игрушки для мальчика и девочки»

В:   Ребята, вы справились со всеми заданиями. А вот и кирпичная стена. И она уже треснула. Интересно, кто за ней живет - мальчики, или девочки? Дети помирились и теперь они опять вместе. Давайте подарим им любимые предметы мальчиков и девочек.

Коллаж «Подарки для Мальчиков и Девочек».

В:   Нам пора возвращаться. Для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите «Повернись, покружись, дома окажись»

Итог занятия по впечатлениям детей.

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ – РАЗВЛЕЧЕНИЯ  ПО  ПОЛОРОЛЕВОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ

Тема:  Маленький  народ.

Тип:  занятие-игра.

Технология:  полоролевое  воспитание.

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  2. Словесный.
  3. Игровой.
  4. Межпредметные связи.

Задачи:

  1.  Сформировать  у  детей  представление  о  себе  как  о  члене  семьи.  Показать  значение  семьи  в  жизни  человека.  Формировать  представление  о  строении  тела  человека.
  2. Воспитывать  дружеские  взаимоотношения  между  детьми  разного  пола,  гуманное  отношение  к  окружающим.

Материалы:  семейные  фотографии  детей,  костюм  гнома,  карточки  с  изображением  животных  и  их  детёнышей,  зеркальца  для  каждого  ребёнка,  куклы – мама,  папа  и  ребёнок  в  соответствующей  одежде.

Ход  занятия.

        Воспитатель.  Ребята,  посмотрите  на  эти  фотографии.  Вы  кого-нибудь  узнали  на  них?  Конечно,  это  же  ваши  семейные  фотографии!  У  каждого  из  нас  есть  семья.  Кто  живёт   в  вашей  семье?  У  животных  тоже  есть  семьи,  в  которых  родители  заботятся  о  своих  малышах:  они  их  кормят,  играют  с  ними,  обучают  разным  повадкам,  чтобы  детёныши  могли  выжить.  А  как  ваши  родители  о  вас  заботятся?  В  каждой  семье  царит  любовь,  нежность  друг  к  другу,  и  родители  стараются  вырастить  здоровых  и  умных  детей.

                Вбегает  гном.

        Гном  (со  слезами).  Помогите!  Спасите,  спасите…

        Воспитатель.  Здравствуй,  Гном,  успокойся.  Объясни  нам,  что  случилось?

        Гном.  Я  не  могу  помочь  несчастным  малышам,  которые  потеряли  своих  родителей.  Они  всё  время  плачут  и  просят  помочь,  а  я  совсем  запутался.

        Воспитатель.  Не  волнуйся,  мы  с  ребятами  тебе  поможем!  Где  твои  малыши?

        Гном.  Я  не  мог  их  всех  с  собой  взять,  поэтому  принёс  фотографии.  Вот!  

(Достаёт  карточки  с  изображением  пар  животных  и  карточки  с  изображением  детёнышей  этих  животных).

        Подвижная  игра  «Помоги  малышам  найти  свою  семью».

Детям  раздаются  все  карточки.  Дети  бегают  врассыпную,  по  сигналу  «малыши»  должны  найти  свою  семью.

        Гном.  Вот  спасибо!  Теперь  я  смогу  помочь  этим  малышам!

        Воспитатель.  А  знаешь  ли  ты,  уважаемый  Гном,  в  чём  разница  между  мамой,  папой  и  ребёнком?

        Гном.  Нет,  если  бы  знал,  сам  бы  справился  с  малышами!

        Дидактическая  игра  «Найди  сходства  и  различия».

Выставляются  куклы – мама,  папа  и  ребёнок.  Дети  рассказывают,  чем  они  похожи  друг  на  друга,  а  чем  различаются.

        Гном.  Сколько  я  всего  узнал!  Мне  пора  спешить.  За  помощь  я  дарю  вам  зеркальца.  (Раздаёт  детям.)  До  новых  встреч,  друзья!

        Воспитатель.    Какие  замечательные  зеркальца!  Посмотрите  каждый  на  себя  в  зеркало  и  повторяйте  за  мной.

        Вот  головушка-солнышко,

        Дети  гладят  себя  по  голове.

        Лобик-бугорок,

        Наморщивают  лоб.

        Носик-курносик,

        Дотрагиваются  до  кончика  носа.

        Губки-хохотушки,

        Улыбаются.

        Зубки-грызушки,

        Тихонько  стучат  зубами.

        Язычок-болтушка,

        Высовывают  языки.

        На  щеках  веснушки,

        Трут  пальцами  щёки.

        Брови-прутики,

        Поднимают  брови.

        Глазки – цветные  краски,

        Моргают.

        Ушки-непослушки,

        Тихонько  трут  пальцами  уши.

        Борода-молодушка,

        Гладят  подбородок.

        Шейка-лебёдушка,

        Вытягивают  шею.

        Ручки-хватушки,

        Имитируют  хватательные  движения.

        Животик-бегемотик,

        Гладят  живот.

        Спинка-травинка,

        Выпрямляют  спину.

        Ножки-сапожки

        Топают.

Воспитатель.  Вот  из  каких  частей  состоит  наше  тело.  Ребята,  посмотрите  друг  на  друга,  и  вы  увидите,  что  у  вас  почти  все  части  тела  одинаковые,  но  все  вы  такие  разные!    Приглашаю  мальчиков  и  девочек  в  круг.

        Игра – имитация.  «Маленький  народ».

Дети  повторяют  движения  за  воспитателем.

        Тра-та-та,  тра-та-та,

        Растворились  ворота,

        А  оттуда,  из  ворот,

        Вышел  маленький  народ.

        Один  дядя – вот  такой,

        Другой  дядя – вот  такой,

        Третий  дядя – вот  такой,

        А  четвёртый – вот  такой.

        Одна  тётя – вот  такая,

        А  вторая – вот  такая,

        Третья  тётя – вот  такая,

        А  четвёртая – вот  такая…

                                Д.  Хармс

        Воспитатель.  Вот  и  подошло  к  концу  наше  занятие.  Вы  прекрасно  справились  с  заданиями,  помогли  Гному,  дружно  поиграли,  а  самое  главное – вы  узнали,  из  каких  частей  состоит  тело  человека  и  что  такое  семья!

         

СЦЕНАРИЙ  РАЗВЛЕЧЕНИЯ  ПО  ПОЛОРОЛЕВОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ

Тема:  Путешествие  в  страну  Мальчиков  и  девочек.  

Тип:  занятие – игра.

Технология:  полоролевое  воспитание.

Методы:  

  1. Репродуктивный.
  2. Объяснительно-иллюстративный.
  3. Межпредметные  связи.
  4. Словесный.
  5. Игровой.

Задачи:

  1. Закреплять  представления  детей  об  особенностях  мальчиков  и  девочек:  их  настроении,  поведении,  любимых  игрушках,  занятиях..
  2. Способствовать  формированию  положительных  эмоций  при  общении  друг  с  другом.

Оборудование  и  атрибуты:  стульчики  по  количеству  детей;  мольберт;  иллюстрации  с  изображением  названий  станций;  аудиозапись  пьес  Г.  Свиридова  «Попрыгунья»  и  «Упрямец»;  игрушки  для  конкурса;  2  обруча;  мяч;  подарки  для  девочек  (куклы)  и  мальчиков  (набор  инструментов).  

Ход  развлечения.

Ведущий.  Здравствуйте,  девочки  и  мальчики!  Сегодня  я  хочу  вас  отправиться  со  мной  в  необычное  путешествие – в  страну  мальчиков  и  девочек.  Я  работаю  проводницей  в  чудесном  весёлом  поезде.  Кто  из  вас  знает,  кто  такой  проводник?

        Дети.  Это  человек,  который  работает  в  поезде,  помогает  людям  во  время  путешествия,  проверяет  билеты,  объявляет  остановки,  отвечает  на  вопросы  пассажиров.

        Ведущий.  Ну  что?  Вы  хотите  со  мной  отправиться  в  путешествие?

Тогда  сначала  вам  нужно  приобрести  билеты,  а  вместо  денег,  которые  всегда  платят  за  билеты,  вы  назовёте  своё  имя,  только  пусть  это  будет  ласковое  имя,  такое,  каким  вас  называет  мама.

        Дети  по  очереди  называют  свои  имена  в  ласкательной  форме  и  получают  билеты.

        Ведущий.  Занимайте  места  в  нашем  поезде.  Зелёный  свет  загорается,  путешествие  начинается!

        Звучит  запись  со  звуками  движущегося  поезда,  дети  под  музыку  двигаются  по  кругу.  Ведущий  тем  временем  вывешивает  на  мольберт  вывеску  с  названием  первой  станции.

        Ведущий.  Вот  мы  и  прибыли  на  первую  станцию.  Она  называется  Настроения.  Наверное,  все  вы  когда-нибудь  испытывали  радость,  грусть,  удивление,  страх.  Всё  это  наши  чувства,  настроение.  Скажите,  а  что  может  вызвать  у  вас  радость?  Грусть?  Для  вас  на  этой  станции  приготовлен  конкурс:  надо  рассказать  стихотворение  с  разным  настроением.

        По  желанию  выходят  несколько  мальчиков  и  девочек,  ведущий  на  ухо  шепчет  «настроение»,  с  которым  ребёнок  должен  прочитать  стихотворение  А.  Барто  «Наша  Таня».  А  остальные  дети  отгадывают,  с  каким  настроением  было  прочитано  стихотворение.

        Ведущий.  Молодцы,  ребята!  Вы  умеете  различать  настроение  других,  поэтому,  я  уверена,  сможете  оказать  нужную  поддержку  товарищу,  если  он  вдруг  загрустит.  Ну  что  ж,  наш  поезд  отправляется  дальше,  занимайте  свои  места  в  вагонах.  Поехали!  (Дети  двигаются  по  кругу.)  

        Внимание!  Остановка!  Уважаемы  пассажиры,  мы  прибыли  на  станцию  Игровую.  А  называется  она  так  потому,  что  на  этой  станции  мы  узнаем,  во  что  больше  всего  любят  играть  мальчики,  а  во  что – девочки.  Приглашаю  для  участия  в  конкурсе  двух  мальчиков  и  двух  девочек.

                Конкурс  «Собери  игрушки»».

На  полу  лежат  разные  игрушки.  Задача:  Мальчики  собирают  в  красный  обруч  игрушки,  которыми  любят  играть  девочки,  а  девочки  собирают  в  синий  обруч  игрушки,  которыми  любят  играть  мальчики.

        Ведущий.  Молодцы!  Оказывается,  вы  хорошо  знаете  друг  друга.  А  наше  путешествие  по  Стране  мальчиков  и  девочек  продолжается.  Поехали!  (Дети  двигаются  по  кругу.)

         Внимание!  Остановка!  Наш  поезд  прибыл  на  следующую  станцию – Музыкальную.  Ребята,  вы  знаете,  что  музыка – это  не  просто  звуки.  Она  может  передать  настроение,  и  даже  характер  человека.  Так  вот  на  этой  станции  вам  приготовили  музыкальное  задание – угадать  по  музыке,  какая  это  девочка.  

        Звучит  пьеса  Г.  Свиридова  «Попрыгунья».

        Ведущий.  Какая  это  девочка,  как  вы  думаете?  Верно,  весёлая  шалунья,  которая  очень  любит  прыгать.  Поэтому  её  ласково  называют  попрыгуньей,  и  пьеса,  которую  вы  прослушали,  имеет  то  же  название.  Как  рассказывает  музыка  об  этой  весёлой  девочке?  Музыка  быстрая,  её  звуки  отрывистые,  скачут  и  прыгают,  как  горошинки.  Вот  послушайте.  (Повторяется  фрагмент  пьесы).  А  сейчас  вы  услышите  музыку  о  мальчике.     Давайте  послушаем  и  попробуем  догадаться,  какой  у  этого  мальчика  характер.  (Проигрывается  пьеса  Г.  Свиридова  «Упрямец».)    Как  вы  думаете,  какой  характер  у  этого  мальчика?  Да,  характер  у  мальчика  непростой.  Он  всё  время  спорит  с  мамой,  да  ещё  и  упрямится.  Музыка  так  и  называется  «Упрямец».  Послушайте,  мама  его  убеждает,  а  он  ей  как  будто  отвечает  упрямо:  «Не  хочу,  не  буду».  Давайте  послушаем  пьесу  ещё  раз  и  постараемся  услышать,  уговорила  мама  упрямого  мальчишку  или  нет.    Наверное,  всё-таки  мама  с  сыном  помирились.  Музыка  становится  всё  более  плавной,  а  в  конце  успокаивается,  замедляется  и  затихает.  Нельзя  же  всё  время  упрямиться!  Понравились  вам  музыкальные  портреты  девочки  и  мальчика?  Хорошо.   А  мы  отправляемся  путешествовать  дальше.  Поехали.  Посмотрите  на  станцию  с  каким  интересным  названием  мы  приехали – Оля-Вася.  Ребята,  что  это  за  слова?

        Дети.  Это  имена  девочки  и  мальчика.

        Ведущий.  Правильно,  у  каждого  мальчика  и  у  каждой  девочки  есть  имя.  Вот  мы  с  вами  сейчас  поиграем  и  узнаем,  знают  ли  мальчики  имена  девочек,  а  девочки – мальчиков.  Вставайте  в  круг,  ребята.  Сейчас  мы  по  кругу  будем  передавать  мяч.  Когда  мяч  оказывается  в  руках  мальчика,  то  он  должен  назвать  имя  девочки,  а  если  мяч  держит  девочка,  она  называет  имя  мальчика.  

                Игра  «Назови  имя».

        Ведущий.  Вот  как  славно  поиграли!  Отправляемся  дальше.  Мы  прибыли  на  станцию  Загадочную.  Как  думаете,  что  мы  будем  здесь  делать?

        Дети.  Отгадывать  загадки.

                Конкурс  загадок.

        Сама  коротка,  а  хвост  длинен.   (Иголка  с  ниткой)

        

Толстый  тонкого  побьёт –

Тонкий  что-нибудь  забьёт.   (Молоток  и  гвозди)

        

Я  не  хвастая  скажу:

        Всех  друзей  омоложу!

        Идут  ко  мне  унылые –

         С  морщинками,  со  складками,

        Уходят  очень  милые –

        Весёлые  и  гладкие!

        Значит,  я  надёжный  друг,

        Электрический…    (Утюг)

        Принялась  она  за  дело,

        Завизжала  и  запела.

        Ела,  ела  дуб,  дуб,

        Поломала  зуб,  зуб.   (Пила)

        Ведущий.  Все  загадки  эти  были  про  предметы,  с  помощью  которых  женщины  могут  выполнять  «женские»   дела,  а  мужчины – «мужские».  Последняя  станция,  на  которую  мы  прибыли,  это  станция  «Спортивная».  Здесь  мы  посоревнуемся  и  узнаем,  кто  у  нас  самый  ловкий  и  умелый.  Итак,  приглашаем  всех  девочек.  Вам  нужно  по  команде  сделать  «ласточку»  и  простоять  как  можно  дольше.  Кто  дольше  всех  сможет  это  сделать,  тот  и  победит.

        Теперь  мы  приглашаем  мальчиков  и  проверим  их  меткость.  Вставайте  друг  за  другом  и  постарайтесь  забросить  мяч  в  обруч.  

        Ведущий.  Вот  и  всё,  ребята.  Наше  путешествие  по  Стране  мальчиков  и  девочек   подошло  к  концу.  Вам  понравилось  путешествие?

Мы  с  вами  вспомнили,  какие  имена  мальчиков  и  девочек  существуют,  во  что  любят  играть  мальчики  и  девочки,  какое  у  них  бывает  настроение  и  как  об  этом  можно  догадаться,  а  ещё  убедились,  какие  у  нас  девочки  умелые,  а  мальчики  меткие.  И  на  память  об  этом  путешествии  мне  хотелось  бы  подарить  вам  подарки,  но  подарки  не  простые.  Посмотрите – этот  подарок  для  девочек,  а  этот – для  мальчиков.  Играйте  в  свои  любимые  игрушки.  До  свидания!

 

Конспект занятия по полоролевому

воспитанию в  старшей  логопедической  группе

Тема:  Кто  я?

Тип:  занятие – игра.

Технология:  полоролевое  воспитание.

Методы:  

  1. Репродуктивный.
  2. Словесный.
  3. Игровой.

Задачи:  

  1. Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности, закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола; закреплять представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности, активизировать словарь детей: одежда (мужская и женская), имена людей (мужские и женские).
  2.  Развивать цветовое восприятие.
  3. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.

Материал: кукла бумажная с деталями одежды; 2 корзины с синими и красными бантиками; игрушки для мальчиков и девочек; костюм Карлсона.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группе заранее расставлены стульчики по количеству детей в два ряда, чтобы ребята могли сидеть лицом друг к другу. Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает мальчикам сесть с одной стороны, а девочкам – с другой. Дети смотрят друг на друга.

- Ребята, посмотрите друг на друга, чем вы похоже? (у всех есть глаза, нос, рот и т.д.).

- А чем вы отличаетесь друг от друга? (ответы детей).

Детям воспитатель предлагает поиграть в игру (ребята встают, воспитатель называет части тела, а они закрывают при этом это рукой). Воспитатель предлагает детям подарить друг другу  улыбку.

- Ребята, мальчики и девочки отличаются одеждой, прическами, а еще именами. Давайте мы сейчас вспомним мужские и женские имена (предлагаю поиграть в игру «Назови имя»). На столе лежат корзины красного и синего цвета. Рядом лежат бантики таких же цветов. Дети выбирают себе бантик и называют соответствующие имена: к красному – женское, к синему – мужское и кладут в корзину.

- Ребята, к нам сегодня кто-то придет в гости. Но вам надо догадаться кто это? (Воспитатель описывает внешность мальчика и девочки. Вносит куклы с одеждой для них).

- Ребята, посмотрите,  они почему-то грустные. Давайте мы им придумаем имена (Варианты детей).

- Ребята, а еще надо им помочь разобрать одежду для девочки и для мальчика. Давайте мы мальчику – Андрюшке подберем одежду, которую носят мальчики, а девочке Ксюше – для девочек  (дети одевают кукол).

Сюрпризный момент. Появляется Карлсон.

Карлсон: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Карлсон: - Я очень рад, что пришел к вам в детский сад. Ой, какие у вас красивые девочки (гладит по голове мальчика), и какие красивые мальчики, все с бантиками. (Карлсон делает все наоборот: раздает бантики мальчикам, а девочкам – машинки).

Воспитатель: - Карлсон, ты все перепутал!

- Ребята давайте мы объясним и расскажем Карлсону, чем отличаются девочки от мальчиков (дети рассказывают).

Карлсон: - Вы так хорошо знаете отличие между девочками и мальчиками. А ответьте мне пожалуйста:

- Кто любит играть в футбол?

- Кто любит играть с куклой?

- Кто любит ремонтировать машины?

- Кто любит носить украшение?

- Кто должен убирать свою комнату?

(Дети отвечают)

Карлсон: Ой, какие вы молодцы, теперь я буду знать, чем мальчики  отличаются от девочек.

Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем с Карлсоном.

- Я мальчик, и ты мальчик (девочка).

- У меня нос и у тебя нос

- У меня щечки гладкие, и у тебя щечки гладкие

- У меня губки сладкие, у тебя губки сладкие

- Я твой друг и ты мой друг

- Я люблю тебя (дети обнимаются)

Воспитатель: - Ребята, а давайте сейчас сделаем реку «Дружбу», для этого станем парами и будем весело прикасаться ладошками друг к другу (дети мягкими и нежными движениями прикасаются друг к другу ладошками).

Карлсон: - Спасибо вам, ребята, за интересные игры. Но я к вам пришел  не  с  пустыми руками, а с подарками (достает игрушки для девочек и мальчиков). Предлагает разобрать им, с какими игрушками играют девочки, а с какими мальчики.

Карлсон прощается с детьми, и желает быть всегда хорошими и добрыми.

 

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  ПОЛОРОЛЕВОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ

Тема:   Путешествие в страну Мальчиков и Девочек.

Тип:  занятие  повторение – обобщение  с  элементами  игры.

Технология:  полоролевое  воспитание.

Методы:  

  1. Репродуктивный.
  2. Межпредметные  связи.
  3. Словесный.
  4. Игровой.
  5. Иллюстративный.
  6. Творческий.

Задачи:

  1. Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре;  закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека; способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.
  2. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
  3. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.

Материалы и оборудования: 

  1. мольберты,
  2. фланелеграф,
  3. карточки – схемы полоролевого поведения,
  4. предметные и разрезные картинки,
  5. картинки последовательности возрастного и полового развития человека,
  6. мяч,
  7. повязки на глаза,
  8. медальоны,
  9. разносы,
  10. прищепки.

Ход занятия

Дорогие ребята, я очень рада видеть вас, вы такие нарядные, красивые, и, конечно же, очень веселые и сообразительные.   Ребята, посмотрите внимательно друг на друга   и ответьте мне на вопрос:   “Чем же отличается девочка от мальчика?”

(одежда, внешность) Молодцы, правильно все сказали.

Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку.

Но прежде чем отправиться в сказку, я расскажу вам одну историю. Давайте присядем на ковер.

Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков - отдельно, девочек - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет.

Но, оказывается,  есть одно тайное средство – против волшебства, которое поможет разрушить стену, и тогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети из детского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, пока совсем не разрушится.

Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам?

Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите: “Покружись, повернись в спасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.

Теперь нам нужно разделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.

Игра “Найди пару”

Ну, вот пары определились, становитесь друг за другом и в путь!

Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди…

Игра “Взаимное доверие”

Вопросы:

Как ты чувствовала себя, когда была слепой?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

А как ты ощущал себя в роли поводыря?

Молодцы, ребята, справились. Послушайте, кажется, первые камни посыпались со стены.

Ну, а теперь нас ждут следующее задание. Пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте парами.

Посмотрите на столах у вас стоят разносы, на них лежат схемы-поведения мальчиков и девочек, возьмите их, рассмотрите внимательно, разложите на столе со стороны девочек схемы-поведения для девочек, а стороны мальчика схемы – поведения мальчиков. (Работа в парах.) 

Помогайте друг другу. Ну как получается? (проверяю выполнение задания, после выполнения предлагаю проверить у партнеров).

Отличная работа. И еще камни упали со стены.

А мне поможете разложить картинки?   Они все перепутаны.

Вот Аня, сейчас ты девочка, а когда немного подрастешь, кем станешь? А потом?.. (воспитатель показывает картинки последовательности возрастного и полового развития человека)

Дидактическая игра “Возрастная последовательность”

Очень хорошо!

Ребята вы так великолепно справляемся с заданиями, что камни продолжают падать, стена разрушается.

Ну а нам нужно двигаться дальше. Впереди у нас трудная дорога. Становитесь все за мной. И в путь! Нас с вами ждут великие дела.

Двигательный тренинг

“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик, держась за перила двумя руками. Крепко держимся, мостик качается… Перешли спокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Преодолев такой трудный путь, мы справились, и камни снова посыпались со стены.

А нас ждет следующее задание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек строиться за Катей, и команда мальчиков строиться за Сережей.

А задание такое. Сейчас мы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Из картинок, на которых изображены любимые предметы мальчиков и девочек. По одному подходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. Помните, от правильно выполненного задания зависит, разрушиться стена или нет.

Ребята, посмотрите, правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а вы девочки? Молодцы! Камни со стены еще упали.

Ну, вот все задания выполнены.

Нам пора возвращаться, для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись, дома окажись”.

Как же нам узнать вся ли стена развалилась, объединились ли девочки и мальчики в одну страну? (слышен сигнал о приходе смс-сообщения)

Ой, ребята, кажется это мой телефон. Так и есть. Минуточку, смс сообщение пришло, интересно, давайте прочитаем. (читаю смс-сообщение)

“Дорогие мальчики и девочки из детского сада, большое вам спасибо. Вы помогли разрушить стену между нашими странами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием “Дружба”. Посылаем вам посылку с медальонами на память о нашей стране “Дружба”

(приходит посылка с медальонами из страны “Дружба”.)

Ребята, посмотрите, какие красивые медальоны. Вам они нравятся? (медальоны выполнены из соленого теста в виде изображения лиц принцев и принцесс). Ой, ребята, а здесь чего - то не хватает? (на медальонах не нарисованы улыбки) А почему же? (достаю письмо)

“Мы хотели, вам подарить улыбающихся человечков, но,   к сожалению, за долгие годы разлуки, мы забыли, как выглядит улыбка”

А вы ребята помните, как выглядят улыбки. А давайте нарисуем улыбки на медалях, девочки нарисуют улыбки для мальчиков, а мальчики для девочек. Рассаживайтесь за столы. Нарисовали. А теперь подарите друг другу медали!

А вы хотели бы подарить свои улыбки девочкам и мальчикам из страны “Дружба”? Как это можно сделать?

(сфотографироваться и послать фото, послать смс с картинкой улыбающегося человека, отослать посылку с медалями и т.д.)

А давайте выпустим в окно надувные шарики с изображением улыбающихся мальчика и девочки? Я очень надеюсь, что попутный ветер донесет наши улыбки в страну Детство, а пока они будут лететь, пусть все знают, что есть такой детский сад “Ласточка”, где живут веселые дружные, добрые ребята старшей   группы.

Выпускает шары на улицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полоролевое воспитание дошкольников средствами моделирования

Использование моделей в полоролевом воспитании является одним из эффективных средств в работе с детьми....

Полоролевое воспитание дошкольников

Простые правила воспитания мальчиков и девочек...

технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1.    Значение гендерного подхода в  воспитании  дошкольников.2.    Гендерн...

Сообщение для родителей «Полоролевое воспитание дошкольников»

Все мы хотим своим детям счастья в личной жизни.Хотим вырастить мужественных юношейи очаровательных девушек.И никак не наоборот. Наверное, нет родителейкоторые бы всерьез не задумывалисьнад проблемой ...

Рекомендации родителям по полоролевому воспитанию дошкольников

Как воспитать рыцаря и леди? Предлагаю общие рекомендации по полоролевому воспитанию дошкольников....

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

Технологии полоролевого воспитания

Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения.Технологии, способствующие воспитанию женственности и ...