Поможем ребенку научиться говорить правильно.
консультация (старшая группа) по теме

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_pomozhem_rebenku_nauchitsya_govorit_pravilno.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

Поможем ребенку научиться говорить правильно.

(выступление на родительском собрании)

Подготовила: Дерябина Н.А.,  учитель-логопед МБДОУ «Детский сад» № 44

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. До 5 лет многие звуковые нарушения  считаются физиологической нормой.  После 5 лет нарушения в речи ребенка считаются уже речевым дефектом, который надо исправлять. Поэтому осенью было проведено обследование  детей старших групп. Результат оказался  довольно-таки удручающим.  Из    детей  с нормой -  оказались  единицы, а с  речевыми дефектами  - большинство. В чем же причина таких результатов?! Мы можем сослаться на такие причины, как:

- ухудшение экологической обстановки;
- особенности региона по йодо – и фтор – дефицитности;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.

 Но можно отметить еще, что в последнее время  идет такая тенденция: многие дети начинают позже говорить и до 5 лет их речь не успевает развиться до нормы. И соответственно нет тех 2 лет до школы,  чтобы по речевым показателям ребенок  был готов к школе.  Речевая готовность к школе включает  правильное слово- и звукопроизношение; достаточный уровень знаний и представлений об окружающем; развитие качественных особенностей мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности путем логических рассуждений и умозаключений); аналитическое отношение к речевой деятельности (умение слышать, замечать и исправлять речевые ошибки и неточности в речи сверстников и своей). Еще И.П. Павлов отметил, что речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, «высшей  регулятор человеческого поведения».

И вот получается такая ситуация: речевое развитие идет с опозданием, а в школу детям  идти все-таки с 7 лет, а некоторым и с 6 с половиной.  А речевое недоразвитие грозит  неуспеваемостью в школе и не только по русскому языку и чтению, а и по всем предметам, так как речь нужна везде.

Что же можно сделать родителям, чтобы  помочь ребенку научиться говорить правильно?!  

        Первое, конечно, это самим родителям надо говорить правильно.  

        Второе – это обратить внимание на то, как говорит ваш ребенок.  Никто не заинтересован в этом больше, чем вы.

 

Поэтому попробуем разобраться, что в ваших силах  сделать самим дома с ребенком.

Чтобы у ребенка была хорошая речь необходимо:

  1. Хорошо развитый фонематический слух.
  2. Хорошо развитый артикуляционный  аппарат.
  3. Хорошо  развитое речевое дыхание.

1. Развитие фонематического слуха.

Это предполагает – умение  различать неречевые звуки; различать речевые звуки. Уметь подбирать слоги, слова с заданным звуком.

Уметь определять позицию звука в слове, порядок звуков в слове;

Уметь различать звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Можно предложить поиграть с ребенком в следующие игры:

«Радист». Ребенок – радист.  Ему нужно срочно принять и отправить сообщение. Вы будете хлопать в ладоши, а ребенок должен так же повторить за вами, только отстучав это карандашом по стулу.  Для  выполнения этого задания ребенок должен внимательно прослушать, сколько раз вы стукнули, чтобы потом повторить. Это очень хорошо развивает слуховое внимание.  Дальше можно передать сообщение, состоящее из слогов, например, са – са. Ребенок так же должен повторить. Далее передаем: са – са – са - са  и  са – сы – со - су.  Все это отрабатывается постепенно от 2 до 4 слогов сначала одинаковых, потом разных..

«Поймай звук». В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м». Ребенок отвечает – машина. Поймай звук «с». Ребенок придумывает – сова и т. д.  А потом поиграем: «Кто больше придумает слов со звуком, например, «к» - и по очереди говорим: кот, конь, канарейка и т.д. Играем со звуками, которые ребенок хорошо говорит.   А следующий этап - ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале слова, середине или в конце слова.

«Шутки - минутки".

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

За окошком зимний сад,

Там листочки в (бочках) спят.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин (том).

Мальчишек радостный народ                         

Коньками звучно режет мёд.         

Кит из блюдца ест сметану.

Кот плывет по океану,

Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается правильно.  И обратите его внимание на те  звуки, которые он говорит неверно, покажите, как вы говорите.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

Чтобы произносить все звуки – надо укрепить мышцы языка, губ, челюсти. А для этого можно делать артикуляционную гимнастику. Все это делается в игровой форме, чтобы не утомить ребенка.

«Смешные рожицы». Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: «Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа.   Ребенок должен все повторять за вами.

Во многих книгах эти упражнения можно найти. Покажем некоторые из них.

«Лягушки». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

«Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и  «прыгал» только язык.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз.

Тик – так, тик – так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

  1. Развитие речевого дыхания.

От развитости речевого дыхания зависит непрерывность речи, её плавность. От силы воздушной струи зависит: получатся некоторые звуки или нет.  Чем лучше развито речевое дыхание, тем лучше и красивее звучит голос ребенка. 

Приведем примеры игр, в которые вы можете поиграть с ребенком:

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

Купите игрушку-вертушку и как можно чаще дуйте на нее. Научите малыша правильно дуть: делайте глубокий вдох и выдох, складывая губы трубочкой. Не надувайте щеки при выдохе!

Можно использовать разнообразные музыкальные дудочки, вертушки, смешные язычки, как у клоуна, мыльные пузыри и т.д.

Пожелания:

  1. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Не ругайте, а помогайте. Он ни в чем не виноват.
  2. Играйте в звуковые кубики, детское лото или домино с изображением животных, овощей, предметов быта, одежды.
  3. Больше читайте и пойте, делайте массаж пальчиков и кистей, занимайтесь пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику.
  4. Приучайте ребенка самостоятельно следить за своей речью, слышать самого себя.

Можно купить книги и выполнять посильные задания. А если все-таки что-то неясно и не получается, то надо обратиться к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку научиться говорить

Консультация для родителей...

Почему ребёнок не научился говорить правильно?

Материал для родителей может  быть размещён в папке-передвижке....

Рекомендации для родителей Помогите ребенку научиться говорить правильно

Рекомендации для родителей Помогите ребенку научиться говорить правильно...

Научим говорить правильно...!

Много ли вы говорите с ребенком? Способен ли ваш ребенок правильно сформулировать свои мысли? Как часто вы читаете своему малышу?Зачастую родители не всегда могут ответить на эти вопросы утвердительно...

Консультация для родителей. «Как помочь ребенку научиться говорить новый звук правильно»

Ваш ребенок научился говорить звук правильно, логопед его хвалит. Но в обычной речи вы не слышите нового звука у своего малыша. Это говорит о том, что сейчас работа над звуком находится на этапе автом...

Конспект образовательной ситуации «Поможем Незнайке научиться говорить правильно» (с использованием метода «Бизи-куб)

Задачи:Образовательные: активизировать речь дошкольников, учить образовывать имена прилагательные, опираясь на тактильные ощущения; актуализировать знания о животных и их детенышах, упражнять в употре...