Консультация для родителей. «Как помочь ребенку научиться говорить новый звук правильно»
консультация (средняя группа)

Авьерино Анна Михайловна

Ваш ребенок научился говорить звук правильно, логопед его хвалит. Но в обычной речи вы не слышите нового звука у своего малыша. Это говорит о том, что сейчас работа над звуком находится на этапе автоматизации.

На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи окружающих людей. Очень редко ребёнок  сам контролирует правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи. Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько  месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. Задача взрослых помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_reenku_govorit_novyy_zvuk_pravilno.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.  

 «Как помочь ребенку научиться говорить новый звук правильно»

Ваш ребенок научился говорить звук правильно, логопед его хвалит. Но в обычной речи вы не слышите нового звука у своего малыша. Это говорит о том, что сейчас работа над звуком находится на этапе автоматизации.

На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи окружающих людей. Очень редко ребёнок  сам контролирует правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи. Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько  месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. Задача взрослых помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков.

Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у  большинства дошкольников  особую трудность.

     Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука привыкнуть новому артикуляционному укладу.

  В  свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как  ребёнку необходимо:

  1. Реализовать речевой замысел.
  2. В потоке речи проанализировать каждое слово, т.е. сделать фонематический анализ (особенно это тяжело детям, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы или дети, у которых грубо нарушена звуко-слоговая структура слов, например произнесение таких слов как «трактор», «Санкт-Петербург», «Петропавловская» вызывает затруднения).
  3. Очень часто ребёнка переполняют разнообразные эмоции или он просто устал, переутомлён, недомогает.
  4. Ребёнку  нужно    поставить язык в правильное артикуляционное положение новое непривычное для него.  

     Помочь в таком нелёгком деле может ребёнку его микроокружение те люди, которые ближе чаще общаются с ребёнком (воспитатели, мамы, папы, бабушки).

В своей речи мы, взрослые, очень часто делаем мелкие ошибки и исправляем их так быстро, что никто и не успевает их заметить. Такое быстрое выявление и исправление ошибок обуславливается процессом самоконтроля и само коррекции. Детям с речевыми нарушениями очень трудно контролировать свою речь. Однако можно и даже нужно развивать у них самоконтроль и способность самостоятельно исправлять и изменять свою речь. В этом могут помочь приемы, описанные ниже.

1. Поговорите с ребенком о том, как устранять ошибки в своей речи. Взрослый предлагает ребенку исправлять свои ошибки самостоятельно. Взрослый приводит пример: «Если я сказала вампа вместо того, чтобы сказать, лампа, то я бы исправила это так: сначала я говорю: «У меня в комнате стоит вампа» и, напомнив сама себе, как правильно, исправляю: «У меня в комнате стоит Лампа».

2. Приведите пример — модель самостоятельного исправления. Например, взрослый говорит: «В зоопарке мне больше всего понравились вошадки… ой-ой…я имею ввиду лошадки». Я быстренько установила ошибку — сначала я сказала «вошадки», а затем быстро исправила её и сказала «лошади». «Больше всего в зоопарке  мне понравились лошадки».

3. Закрепляем навык самостоятельного исправления ошибок. Когда ребенок самостоятельно исправит свою ошибку, обязательно обратите на это внимание и прокомментируйте. «Здорово, у тебя получилось проконтролировать, что сначала ты сказал «сапка», а потом обратиться к самому себе и исправить ошибку, сказать «шапка». А самое замечательное, что ты сам себе это напомнил!»

4. Правильно хвалите. Когда хвалите ребенка, очень важно точно говорить за что вы хвалите. Например, «Мне так нравится, как ты сказал «шапка», с таким хорошим звуком «ш»». Это будет иметь гораздо больший эффект, чем просто: «Ты очень красиво сказал». Хвалите ребенка, когда видите попытки ребенка произнести звук правильно: Ребенок: «фыллаг». Взрослый: «Да, правильно, получилось флаг. Мне нравится, как ты этот звук выделил».

5. Разъясняйте, для чего нужен самоконтроль. «Когда ты учишься контролировать свою речь, это значит, что ты учишься напоминать самому себе, говорить звуки и слова правильно, и я поступаю так же, когда делаю в речи ошибки». Можно поговорить с ребенком о том, как может меняться смысл слов от одного только звука (суп — зуб, точка — дочка, лак — рак): «Окружающие люди могут тебя не так понять».

6. Используйте модель исправления в разговоре. Что это значит? Это значит, что вы без дополнительных объяснений, требований даете ребенку наглядный образец. То есть, если вы замечаете неправильное произнесение ребенком звука в слове (его замена или пропуск), то работа здесь должна вестись в контексте разговора. Ребенок: «Это шук». Взрослый: «Да, смотри какой интересный жук, очень интересный жук, черный жук».

При использовании модели исправления важно соблюдать правила:

  • Не повторять искаженный ребенком звук или слово, еще больше акцентируя внимание на неправильном произношении, а, напротив, повторив слово или звук правильно и многократно, привлечь внимание и слух ребенка.
  • Не просите ребенка повторить за вами слово правильно. Все, что вам нужно сделать, самим сказать слово, четко артикулируя все звуки несколько раз. Ребенок услышит и запомнит правильный образец, и, когда он будет готов, он сможет его произвести. Такой разговор ребенок с удовольствием будет поддерживать.
  • Не исправляйте вашего ребенка. Это приносит больше вреда, чем пользы. Если ребенка постоянно исправлять, у него начинают развиваться негативные чувства к речи, ребенок испытывает постоянное разочарование, расстраивается, смущается, появляется нежелание заниматься исправлением речевых нарушений с вами или с логопедом. Чтобы избежать частого исправления речевых ошибок, возьмите за правило, из каждых 3-х раз, когда ребенок говорит звук неправильно, обращать внимание только на 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как помочь ребенку научиться говорить»

Речь детей раннего возраста Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются...

Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р

Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р...

Консультация для родителей "Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?"

Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу. Однако эксперты в области раннего развития пришли к выводу...

Консультация для родителей: "Как помочь ребенку научиться раскрашивать, рисовать, запоминать и правильно писать буквы"

   В данной статье предлагаются задания для детей, которые испытывают сложности в раскрашивании,  целостном изображении простейших  фигур и предметов, вырезании. Данные зада...