Использование игровой деятельности в коррекции речевых нарушений
консультация (подготовительная группа) на тему
В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи детей с ОНР и устранению дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая деятельность | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 города Ставрополя
«Использование игровой деятельности в коррекции речевых нарушений».(Описание опыта работы)
Воспитатель: В.А.Ляхова.
г.Ставрополь, 2015
В течение последних пяти лет углубленно работаю по теме «Использование игровой деятельности в коррекции речевых нарушений».
Актуальность темы считаю в том, что в процессе игровой деятельности происходит и первый опыт общения, и коррекция всех психических процессов, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной деятельности.
Целью моей работы является создание полноценных условий для коррекции речевых нарушений в структуре игровой деятельности, для подготовки детей к обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации.
Ученые Г.А.Волкова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, А.И.Максаков, В.И.Селиверстов подчеркивают значение игры в коррекционных целях. Игра – ведущий вид деятельности, коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений.
Исследования психологов, педагогов, методистов, дефектологов показали, что уже с ранних лет надо заботиться о своевременном развитии речи ребенка: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, играть, развивать его двигательные умения. Формирование игровых действий происходит при участии речи. Поэтому свою работу начинаю с момента поступления ребенка в детский сад.
В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР все игры использую с учетом ряда принципов:
- принцип деятельности - выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры, оценка поведения детей;
- принцип системности, последовательности, учета возраста – распределение игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр;
- принцип учета индивидуальных особенностей – использование игры для развития общительности, подражательности, нормализации моторных функций;
- принцип учета структуры дефекта – проведение игр на определенный звук, на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- принцип поэтапности – методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно (от простых игр с готовыми правилами к творческим).
Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.
В течение пяти лет мною была проведена коррекционно-воспитательная работа в группе детей с общим недоразвитием речи. Проводились специальные коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других внешних психологических функций в ходе игровой деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа считаю успешной при условии раннего диагностического обследования ребенка.
В начале и в конце учебного года определяю уровень развития игровой деятельности детей.
Не всегда об индивидуальных особенностях ребенка можно узнать только по тестам или диагностическим таблицам, поэтому я наблюдаю за детьми в «естественных» условиях – в общении со сверстниками, в различных играх, в повседневных ситуациях.
В ходе обследования выясняю состояние отдельных составляющих игровой деятельности детей по методике Г.А.Урунтаевой (мониторинг № 1):
- умение ориентироваться в игровой задаче;
- умение отражать реальные факты, события, знания о профессиях взрослых;
- умение в процессе игры регулировать свои желания;
- проявление творчества в создании игры;
- появление новых тем во время игры;
- использование пространственной среды для развертывания игры;
- умение самостоятельно распределять роли;
- этические нормы поведения: доброжелательность, отзывчивость, умение договариваться, справедливость;
- наличие отрицательных качеств: грубость в обращении, агрессивность.
Анализ игровой деятельности детей на начало и конец учебного года показывает стойкую положительную динамику в умении ориентироваться в игровой задаче с 65 до 90%, в использовании пространственной среды для развертывания игры с 63 до 92%.
В своей работе адаптировала технологии В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми» и Г.А.Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» применительно к детям с ОНР (II –III ур).
Систематизировала игры и игровые упражнения, направленные на формирование качественного словаря в соответствии с лексическими темами на весь учебный год по периодам.
Методика игровой деятельности направлена на формирование у детей определенных черт характера, умений и навыков активного поведения, самостоятельных форм общения. Данные методики способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи детей с ОНР и устранению дефекта.
Результативность работы.
В результате проведенной работы дети научились отражать реальные факты, события, знания об основных профессиях взрослых; создавать творческие игры; самостоятельно распределять роли. Отношения между детьми стали более доброжелательными, снизилась агрессивность и грубость в обращении.
В построении диалога во время игры и в повседневной жизни дети стали пользоваться сложными предложениями, расширился качественный и предметный словарь.