Использование игровой деятельности в коррекции речевых нарушений
консультация (подготовительная группа) на тему

Ляхова Валентина Алексеевна

В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы  взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи детей с ОНР и устранению дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровая деятельность33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 города Ставрополя

«Использование  игровой  деятельности  в  коррекции  речевых  нарушений».(Описание опыта работы)

                                                        Воспитатель:  В.А.Ляхова.

                                          г.Ставрополь, 2015

           В течение последних пяти лет углубленно работаю по теме «Использование  игровой  деятельности  в  коррекции  речевых  нарушений».

        Актуальность темы считаю в том, что в процессе игровой деятельности происходит и первый опыт общения, и коррекция всех психических процессов, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной деятельности.

            Целью моей работы является создание полноценных условий для  коррекции речевых нарушений в структуре игровой деятельности, для подготовки детей к обучению в школе и  дальнейшей социальной адаптации.

            Ученые Г.А.Волкова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, А.И.Максаков, В.И.Селиверстов подчеркивают значение игры в коррекционных целях. Игра – ведущий вид деятельности, коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений.

        Исследования психологов, педагогов, методистов, дефектологов показали, что уже с ранних лет надо заботиться о своевременном развитии речи ребенка: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, играть, развивать его двигательные умения. Формирование игровых действий происходит при участии речи. Поэтому свою работу начинаю с момента поступления ребенка в детский сад.

        В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР все игры использую с учетом ряда принципов:

- принцип деятельности - выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры, оценка поведения детей;

- принцип системности, последовательности, учета возраста – распределение игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр;

- принцип учета индивидуальных особенностей – использование игры для развития общительности, подражательности, нормализации моторных функций;

- принцип учета структуры дефекта – проведение игр на определенный звук, на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- принцип поэтапности – методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно (от простых игр с готовыми правилами к творческим).

Реализация этих принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр.

        В течение пяти лет мною была проведена коррекционно-воспитательная работа в группе детей с общим недоразвитием речи. Проводились специальные коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других внешних психологических функций в ходе игровой деятельности.

          Коррекционно-педагогическая работа считаю успешной при условии раннего диагностического обследования ребенка.

В начале и в конце учебного года определяю уровень развития игровой деятельности детей.

Не всегда об индивидуальных особенностях ребенка можно узнать только по тестам или диагностическим таблицам, поэтому я наблюдаю за детьми в «естественных» условиях – в общении со сверстниками, в различных играх, в повседневных ситуациях.

В ходе обследования выясняю состояние отдельных составляющих игровой деятельности детей по методике Г.А.Урунтаевой (мониторинг № 1):

- умение ориентироваться в игровой задаче;

- умение отражать реальные факты, события, знания о профессиях взрослых;

- умение в процессе игры регулировать свои желания;

- проявление творчества в создании игры;

- появление новых тем во время игры;

- использование пространственной среды для развертывания игры;

- умение  самостоятельно распределять роли;

- этические нормы поведения: доброжелательность, отзывчивость, умение договариваться, справедливость;

- наличие отрицательных качеств: грубость в обращении, агрессивность.

      Анализ  игровой деятельности детей  на начало и конец учебного года  показывает стойкую положительную динамику в умении ориентироваться в игровой задаче с 65 до 90%, в использовании пространственной среды для развертывания игры с 63 до 92%.

        В своей работе адаптировала технологии В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми» и  Г.А.Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» применительно к детям с ОНР (II –III ур).  

Систематизировала игры и игровые упражнения, направленные на формирование качественного словаря в соответствии с лексическими темами на весь учебный год по периодам.

        Методика игровой деятельности  направлена на формирование у детей определенных черт характера, умений и навыков активного поведения, самостоятельных форм общения. Данные методики способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы  взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи детей с ОНР и устранению дефекта.

Результативность работы.

        В результате проведенной работы дети научились отражать реальные факты, события, знания об основных профессиях взрослых; создавать творческие игры; самостоятельно распределять роли. Отношения между детьми стали более доброжелательными, снизилась агрессивность и грубость в обращении.

В построении диалога  во время игры и в повседневной жизни дети стали пользоваться сложными предложениями, расширился качественный и предметный словарь.