С какими проблемами чаще всего сталкиваются первоклашки?
консультация по теме

Балашова Надежда Викторовна

Даны рекомендации , как подготовить ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С какими проблемами чаще всего сталкиваются первоклашки?

1. Синдром "слухового невнимания" - ребята не только не "слышат" учителя, но и себя. Это становится причиной многих школьных проблем, особенно на уроках русского языка. Отсюда возникают фонематические нарушения, что приводит в дальнейшем к плохой успеваемости. Дети не могут правильно составлять словосочетания,  формулировать предложения, не могут "играть" со словами. Для некоторых даже образовать форму единственного и множественного числа, поставить существительное в множественное число - настоящая проблема. Учителя, причем не только гуманитарной направленности, сегодня просто в ужасном недоумении - дети не умеют пересказывать!

2. Невнимательность - многим детям трудно сконцентрировать своё внимание в течение продолжительного времени. Например, иногда случалось, когда ребенок не мог пройти тестирование при поступлении в школу не потому, что у него слабый интеллект, а потому, что он быстро устает, невнимателен, раздражителен. Если тест проводит педагог, хорошо знающий ребенка, то он даст ему отдохнуть 5-10 минут в середине работы, и результат будет очень хороший. Но на уроках у учителя нет возможности дать ребёнку отдохнуть в середине теста.  Кроме того, если внимательность не развивать, то можно заранее предсказать проблемы с орфографией и пунктуацией и не только+

3. Ориентация в пространстве. Многие дети даже в школьном возрасте путают право и лево. А ведь именно из-за плохого пространственного мышления появляется зеркальное письмо.

4. Иногда трудности в школе связаны с тем, что ребенок просто не умеет планировать свою работу, разбивать большую задачу на маленькие, вычленять из главного второстепенное. Он, вероятнее всего,  просто не знает, с чего начать работу.

Конечно, это только некоторые проблемы, которые могут возникнуть в этот период.

Как именно могут помочь ребенку подготовиться к школе родители?

У современных детей не так ярко проходит возраст "почемучек", ведь объем информации очень большой, им не понятной, причем исходящей от телевизора или компьютера. Поэтому дети уже привыкли не спрашивать: как поняли, так поняли или же ничего не поняли. Сейчас дети боятся что-либо спросить, чтобы не попасть в глупую ситуацию. Как, ты разве не знаешь?!  Да и родители с детьми общаются меньше: все чаще живое общение в семье подменяют телевизором и компьютером. Что же делать?

1. Во-первых, родителям нужно больше читать детям и, самое главное, обсуждать прочитанное, задавать вопросы. Что ему понравилось? А что нет. Что запомнилось? Как бы он сам поступил в подобной ситуации? Иногда родители жалуются на то, что ребенок не любит читать. А причина, скорее всего, кроется в слишком сложной книге, в трудном и непонятном тексте.

Многие дети не могут внятно, связно пересказать текст. А это умение закладывается задолго до школы, пересказом элементарных сказок, рассказов. Если вы рассказали ребенку сказку на ночь, и ему она понравилось, то он, вероятнее всего, согласится рассказать сказку вам. Не хочет рассказывать вам, пусть расскажет любимой игрушке.

Даже гуляя с ребёнком,  можно не просто тащить его за собой за руку, а можно поговорить, пообщаться с ним. Ведь именно общения с родителями порой так не хватает ребёнку. Что вы видите вокруг? Какие деревья, кусты? Парадокс в том, что порой 5-классники не знают названий наших деревьев, их познания ограничиваются сосной и березой. Родители на прогулке должны быть похожи на эвенка "что вижу, то и пою". Вот, например, проехала машина: "Слышишь, как проехала машина. А вот другая машина - грузовик, и звук совсем другой" - так воспитывается и усваивается слуховое внимание.

Учите ребёнка вслушиваться в слова, рассказывайте их "историю". Почему, например очки? Потому, что раньше глаза называли очами, и чтобы лучше видеть на очи надевали очки.

2. Прекрасно тренирует память разучивание стихотворений. Главное - выбирать стихи, соответствующие возрасту ребенка, понятные, простые, без непонятных слов, музыкальные, с хорошим ритмом и простыми рифмами.

3. Очень нравятся детям и полезны для них речевые игры. "Ты гномик, а я великан. У меня носище, а у тебя? У тебя глазки, а у меня?" Такие известные игры, как "Да" и "нет" не говорить, черное с белым не носить", "Глухой телефон", тоже прекрасно воспитывают слуховое внимание.

Умение ориентироваться в пространстве хорошо развивается такими играми, как "Куда пошел, что нашел" "Я пошел направо и нашел+, а потом свернул налево и нашел+". Упражнения и игры для этого придумывать очень легко: "Дотронься правым мизинцем до левого глаза, а левым указательным пальцем до левого уха" и т.д.

4. Очень много сейчас говорят про развитие мелкой моторики у детей. Этому способствуют игры с разными конструкторами. Можно девочек, да и мальчиков тоже, учить вышивать, это хорошо развивает пальчики. За компьютером пальчики не развиваются, речь от работы с клавиатурой лучше не станет, да и к письму руку таким образом не подготовить.

5. В школе всегда более остро встает проблема взаимоотношений со сверстниками. И тут свою роль могут сыграть даже незначительные на наш взгляд мелочи. Например, когда ребенок приходит в школу, он вынужден себя как-то рекламировать. А у некоторых детей срабатывает "запрет" на хвастовство. Но ведь хвастовство не всегда подразумевает позицию "все вы - минусы", достаточно "я - плюс". Конечно, принято говорить, что не слова красят человека, а дела. Но на самом деле, это не совсем так. В большинстве случаев, как ты себя "разрекламируешь", так к тебе и будут относиться. Естественно, что при этом "слово" и "дело" расходиться не должны.

Не слишком ли много мы хотим от бедных родителей?

Таким образом, от родителей, от их взаимоотношений с ребенком зависит очень многое. Даже если у ребенка не сложилось в школе, но дома все хорошо, он уверен в себе, в любви к нему, ему есть с кем поделиться дома - ребенок и к проблемам отнесется легче. Есть такая хорошая социальная реклама в муниципальном транспорте "Уделите внимание своему ребенку, пока этого не сделали наркоторговцы". Конечно, родители заняты: работа, домашние заботы, но найти хотя бы 20 минут в день для своего ребёнка можно, потом уже может стать поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Знакомство с реальным миром и проблемы,с которыми сталкивается дошкольник"

Доклад «Знакомство с реальным миром и проблемы, с которыми сталкивается дошкольник»24 Декабрь 20130Малыш впервые пришел в детский сад. Как он воспринимает начало новой жизни, какова первая встреча реб...

Доклад "Знакомство с реальным миром и проблемы, с которыми сталкивается дошкольник".

Доклад «Знакомство с реальным миром и проблемы, с которыми сталкивается дошкольник»24 Декабрь 20130Малыш впервые пришел в детский сад. Как он воспринимает начало новой жизни, какова первая встреча реб...

Основные маркетинговые проблемы, с которыми сталкивается образовательная организация. Пример самого удачного творческого решения маркетинговых проблем.

Основные маркетинговые проблемы, с которыми сталкивается образовательная организация. Пример самого удачного творческого решения маркетинговых проблем....

Обмен опытом Тема: «Методы поощрения, наказания, чаще всего используемые в практике работы с детьми, в которых фиксируется результат нравственной воспитанности»

Обмен опытом Тема: «Методы поощрения, наказания, чащевсего используемые в практике работы сдетьми, в которых фиксируется результатнравственной воспитанности»...

в каком возрасти лучше всего обращаться к логопеду

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду...

Консультация для родителей. В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу?

Родители получат ответ на вопрос о наиболее предпочтительном возрасте для начала обучения ребенка в школе с точки зрения психолого-педагогического подхода....