в каком возрасти лучше всего обращаться к логопеду
консультация по логопедии

Ксения Барышникова

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5v_kakom_vozraste_pora_pokazat_rebenka_logopedu.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед отвечает на вопросы родителей.

 В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?». Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед? Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше. Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка? Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять). Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития. Как попасть на занятия к логопеду? Если вы решили обратиться к логопеду, то лучше всего подойти заранее и договориться о встрече, а потом прийти на консультацию. В нашем детском саду каждый год проводится обследование детей всех групп с целью своевременного выявления речевых нарушений. В случае выявления таких нарушений логопед направляет ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для уточнения диагноза и определения в логопедическую группу детского сада. В дальнейшем с нового учебного года занятия с детьми проводятся в специализированных группах. Комплектование групп обычно проходит с январь по апрель, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 3 года. Логопед проводит с детьми занятия индивидуально, фронтально со всей группой и по подгруппам. Дети с несложными нарушениями речи направляются к логопеду детской поликлиники. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу. Чем занимается логопед? Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте. Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу? Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (ФНР или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более. Станет ли мой ребёнок «как все»? Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в неменьшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

Подготовила: учитель-логопед Барышникова К.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В каком возрасте лучше начинать учить буквы, читать?

Многие родители задаются этим вопросом, когда же? И многие  стремятся научить  ребенка  читать как можно раньше, уже в 3-4 года. А правильно ли это?Неврологи и физиологи сходятся во мне...

С какого возраста лучше начинать обучение детей чтению?

Достаточно часто возникающий вопрос. При этом нет однозначного ответа. Всё очень индивидуально!...

В каком возрасте лучше отдать ребёнка в детский сад

Всех родителей волнует вопрос - когда лучше отдать любимого малыша в детский сад? Давайте порассуждаем....

Школа будущего первоклассника. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Существуют разные взгляды на то, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Часть педагогов считает, что оптимальный возраст для начала обучения - семь лет; другие склоняются к тому, что можно отправи...

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Существуют разные взгляды на то, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Часть педагогов считает, что оптимальный возраст для начала обучения - семь лет; другие склоняются к тому, что можно отправи...

Когда лучше всего обратиться к логопеду?

Краткая информация о том, когда нужно обратиться к логопеду и что в себя включает логопедическая работа с ребёнком....

Консультация для родителей. В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу?

Родители получат ответ на вопрос о наиболее предпочтительном возрасте для начала обучения ребенка в школе с точки зрения психолого-педагогического подхода....