Пальчиковая игра – одно из форм закаливания.
консультация (средняя группа) по теме
Разловитие мелкой моторики, активизация словаря детей. Воздействие мелкой моторики на физическое здоровье ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_igra.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая игра – одно из форм закаливания.
Пальчиковые игры – это тоже форма закаливания, нетрадиционная, но легко входящая в жизнь ребенка .Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие – либо упражнения, даже самые полезные, если они ему неинтересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и веселым стихотворным сопровождением нравятся детям. Известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Поэтому пальчиковые игры по сути трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев , а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. (На кистях рук располагается множество активных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с ними.) Родителей и педагогов волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из практически ответов на оба вопроса – развитие мелкой моторики и улучшение координации движений пальцев рук, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированной тонких движений пальцев рук. Изучая психику детей, деятельность их мозга, ученые отмечают стимулирующее значение функции руки и заключают, что формирование речевых центров головного мозга совершается под воздействием кинестетических импульсов, идущих от кончиков пальцев. Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:
Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение. Занятия дают кистям и пальцам рук силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма. 1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое. Например, «Фонарики»: ладони, выпрямив и раздвинув пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись). 2.Условно – статические упражнения для пальцев (возраст 3 -4 года) служат отработке раннее полученных навыков. «Зайка»: указательный и средний пальцы вытянуть вверх и двигать ими, а безымянный, мизинец и большой прижать к ладони. Выполняя упражнение, дети скандируют: «Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка». 3.Динамические упражнения для пальцев (возраст 4 – 6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным. «Домик»: поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы) Вышли пальчики гулять (сжимать и разжимать пальцы). Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять. Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведение пальчиковых игр и упражнений: - после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук); - пальцы следует нагружать равномерно; - пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому она может быть использована на занятиях как по развитию речи и конструированию, так и по физкультуре и музыке. Упражнения выполняют сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Помните: умелыми пальцы становятся не сразу. Только систематические игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, способствуют развитию внимания, мышления, речи.
Упражнения для кистей.
«Печем блины» Мама нам печет блины (попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти рук и ладонью) Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано. И едим их со сметаной.
«Цветок» Ладони вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Солнце поднимается - Цветочек распускается (развести пальцы рук в стороны). Солнышко садиться - Цветочек спать ложиться (соединить пальцы).
«Замок»
Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
На двери висит замок (быстро соединить пальцы в замок и разъединять).
Кто его открыть бы смог?
Потянули! (Пальцы в замок , потянуть их, не расцепляя).
Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя – к себе)
Постучали! (Пальцы в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)
И открыли! (Расцепить пальцы.)
«Пароход»
Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу («ковшик»), большие пальцы поднять.
Пароход плывет по речке,
«Шарик»
Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).
Шарик лопнул, воздух вышел –
Стал он тонким и худым (пальчики возвращаются в и.п.).
Условно – статические упражнения ля пальцев.
«Мышка»
Серенький комок сидит,
И бумажкой он шуршит (средний и безымянный пальцы упираются в большой; указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному).
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке ( средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
«Зайка и ушки»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат (пальцы в кулачок, указательный и средний пальцы вверх и шевелить ими в разных направлениях).
Он и прыгает, и скачет.
Веселит своих зайчат.
«Коза»
Руку опустить ладонью вниз. Указательный палец и мизинец выставить вперед; средний и безымянный прижать к ладони и обхватить большим.
У козы торчат рога,
Может забодать она.
«Петушок»
Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
« Курочка»
Ладонь расположить горизонтально, большим и указательным пальцами образовать фигурку «глаз», остальные наложить друг на друга в полусогнутом положении.
Курочка прыг на крыльцо:
- Я снесла тебе яйцо!
«Собака»
Правую ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный вытянуть и соединить, мизинец попеременно опускать и поднимать.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Динамические упражнения для пальцев
«Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
На другой руке - опять:
Раз, два, три, четыре, пять! (Поочередно разгибать пальцы сначала правой, затем левой руки, начиная с большого.)
«Моя семья»
Согнуты пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого, а при словах «Вот и вся моя семья!» ладонью другой руки обхватить все пальцы.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«В детский сад»
Сжать пальцы в кулак; поочередно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все2 широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один,
Указательный - за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – ура!
В детский сад идти пора.
«Братцы»
Ладонь положить на стол, прямые пальцы соединить. Раздвигать сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
Пошли два брата
Вместе прогуляться.
За ними еще два.
Старший не гулял,
Громко их позвал.
Вкусной кашей накормил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая игра — одна из форм закаливания
Закаливание — это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Оно не просто укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормали...
Статья "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей"
В статье говорится об актуальности использования речевых игр для развития музыкальных и творческих способностей детей, приведены примеры их применения на разных этапах музыкального занятия....
Презентация "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей".
На слайдах раскрывается понятие " Речевые игры" и их применение для развития музыкальных и творческих способностей детей.Более подробно этот материал дан в статье " Речевые игры- одна из ф...
Пальчиковая игра – одна из форм оздоровления детей
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА - КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗАКАЛИВАНИЯ"
Пальчиковые игры – это тоже форма закаливания, нетрадиционная, но легко входящая в жизнь ребёнка. Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие – либо уп...
Консультация «Пальчиковая гимнастика -одна из форм здоровьесберегающей технологии. »
Консультация «Пальчиковая гимнастика -одна из форм здоровьесберегающей технологии. »...