Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям
консультация (подготовительная группа) по теме

Большакова Вера  Владимировна

воспитание у детей  сопереживания , сочувствие и любви к близким

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnyy_vozrast.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сопереживанию надо учить

Большакова В.В

г.Иркутск

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступны чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Воспитание уважения к воину - защитнику является важной стороной патриотического воспитания. Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за достижения страны, уважение к армии. Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.

На каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. У старших дошкольников проявляется чувство сопереживания за других, возникает чувство гордости за людей, прославляющих свою родину.

Знакомство с историей армии, с защитниками Отечества особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Опрос детей группы показал, какой смысл они вкладывают в известные всем понятия: «солдаты - это люди, которые работают на войне, бегают, стреляют».

Мы поставили перед собой задачу помочь дошкольникам получить необходимые и доступные знания, затем понять, а в последствии принять ценности ненасилия, мира, толерантности.

Анкетирование молодых родителей показало: многие из них не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. Многие  не смогли по репродукции узнать великих полководцев земли  Русской, писателей и ученых, чей вклад в развитие России был огромен, в то же время вопрос «Что надо рассказывать детям о войне», показал, что 75% хотят, чтобы их дети знали об участии русского народа в Великой Отечественной войне. Дети должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. К этой традиции необходимо приобщать дошкольников. Родителям воспитанников советовали в День Победы, в День Защитников Отечества или в другой важный для семьи день пойти с ребенком к Вечному огню, возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь. На конкретных актах из жизни членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) проще прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг», Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций (хотя и злоупотреблять ими тоже не следует). Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. В. А. Сухомлинский заметил: «Сопереживанию надо учить — так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание - это одна из самых тонких сфер познания,

познания мыслями и сердцем». Художественная литература и искусство — сильное средство воспитания. Слушая сказки с раннего детства, ребенок начинает любить то, что любит era народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Во время чтения детям, в «более старшем возрасте, старались своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведениях, заставить их волноваться 'и по окончанию чтения старались не разрушить своими вопросами, а закрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение Н. Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой». Мужественная, ловкая, умная женщина вызывает восхищение, дети волнуются за нее и радуются, когда ей удается уйти от врага. Мы не стали задавать много вопросов по тексту этого произведения. Сформулировали только те, которые направлены на эмоциональные моменты: «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно? А когда вы обрадовались? Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?»

Одна из любимых книг детей – книга Л.Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней - пример героизма. Подводили детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Рассказывали детям о мирных буднях воинов, о том, как они охраняют наши границы на земле, в воздухе и на море. С удовольствием дети слушали рассказы об учениях солдат в мирное время (Я. Длуголенский «Не потеряйте знамя», А. Барто «Дозор») дети узнали, как солдаты учатся быть смелыми, ловкими, как берегут знамя, дорожат честью солдата. Подводили детей к тому, чтобы свои впечатления и чувства дети отражали в играх и рисунках. Для воспитания патриотических чувств, читаем также произведения русских классиков: А. Пушкина, М.Лермонтова, JI.Толстого. Говорим, что произведения этих писателей известны во все мире.

В процессе формирования патриотических чувств важное  значение имеют исторические знания.

А зачем детям дошкольникам нужны знания об истории страны? Систематизированный курс истории — это задача школы. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо еще до школы сформировать в  них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины интерес к ее изучению в будущем.

Одной из возможностей приобщить детей к историческим знаниям - знакомство с былинным эпосом.

Былинный эпос воплотил в себя кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладает влекущей силой примера. Даже враг в былинах представал могучим, чтобы подвиг героя становился еще более значительным. Все противостояние богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу.

Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта. Из былин можно узнать об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружие, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи и сохи.

Слово «богатырь» накрепко вошло в русский язык. «Богатырское здоровье», «богатырская сила» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека. Истоки этого слова в русском героическом эпосе, в былинах. Еще лет сто — полтораста назад всякий русский, говоря «богатырь», явно имел в виду сравнить кого-то с былинными заступниками земли Святорусской — будь то «чудо — богатыри» Суворова или «богатыри, не вы» героя лермонтовского «Бородино». Постепенно значение слова как бы размылось - но это обычное дело в истории языка. Сейчас никто уже не помнит, что «возразить» означало «ответить ударом на удар», что

«ошеломить» означало «ударить по шлему», что стрелять без стрелы — несколько странно.

В процессе работы старались, что бы весь комплекс воспитательно образовательных мероприятий опирался только на положительные эмоции и воздействовал на ум и чувства ребенка через положительных персонажей, через проживание и знание истории своей страны, сохранения культурного наследия своего народа.

Провели цикл занятий: «Богатыри Земли Русской», “Служба солдат в дореволюционной России , “О подвигах воинов в гражданскую войну" “Как советские люди защищали свою Родину от фашистов". «Защитники  Отечества», “Как служат на заставе” и т.д.

За последние годы, в следствии продолжающихся кризисных явлений в социально - экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. (Впервые слово - «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793 г.г. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики...в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов).

Патриотизм интегрирует не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, военно-исторический компоненты.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождение феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси 10 — 13 веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).

Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:

С родимой земли - умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Один в поле не воин.

Храбрость города берет.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

На рубеже 70-80 годов появились исследования, посвященные изучению разных аспектов патриотического воспитания дошкольников: Л.И. Беляева, С .Г. Журат, Г. А. Григоренко, Н.Ф. Самсонюк и др. Л.И. Беляева разработала вопрос о содержании и методах патриотического воспитания на примере формирования у них положительного отношения к Советской Армии. Автор конкретизировал содержание и объем представлений о Советской Армии для детей разных возрастных групп. В старшем дошкольном возрасте детей подводили к пониманию связей между Советской Армией и общественной жизнью страны, опираясь на имеющиеся у них знания об окружающем. Н.Ф. Самсонюк обосновала необходимость использования пословиц как важного средства воспитания патриотических чувств у детей шестого года жизни, разработала требования к их отбору, определила возможности использования пословиц на занятиях и в других видах деятельности детей старшей группы. Автор обратила внимание на то, что пословицы способствуют более успешному усвоению знаний о Родине, об отношениях между людьми разных национальностей; воспитывают уважение к народу и его устно — поэтическому творчеству.

Прочли большое количество книг. В ходе бесед при чтении художественной литературы дети “проследили” историю нашей Армии.

Была проведена большая фотовыставка “Защитники Отечества”. Дети и их родители приносили в детский сад фотографии, где были запечатлены родственники (отцы, дедушки, дяди, братья и даже бабушки). Дети узнавали, какое время изображено на снимке, рода войск, звание, рассказывая друг другу, они закрепляли полученный материал на занятиях. Немало впечатлений дети получили благодаря просмотру видеофильмов, прослушивании записей с песнями военных лет и о военных.

В группе был оформлен уголок “Наши защитники”. Дети приглашали детей другой группы к себе в гости, и “хозяева” рассказывали об экспонатах (литературе, бинокле, служебных собаках, фуражке, бескозырке, и др. вещах). Очень интересно прошли встречи с участниками Отечественной войны. Для них был приготовлен праздничный концерт, экскурсия по детскому саду. Кроме того, дети и их родители принимали участие в выставке творческих рисунков “Наши защитники”, организованной пенсионным фондом Ленинского округа. За что получили благодарность и памятные подарки.

В пословицах поговорках, сказках, легендах, преданиях, былинах, в творчестве писателей образ русского человека издавна олицетворял силу, здоровье, нравственную чистоту. В русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты. Красивым называли также и доброго человека. Физическая сила в сочетании с волевыми и моральными качествами творит чудеса. Мечта народа о великой силе выросла из потребности защищать Родину.

В день защитников Отечества было проведено музыкально-спортивное развлечение: “На защите Отечества”. В оформлении зала принимали участие взрослые и дети. Подобраны специальные игры и задание которых необходимо было проявить ловкость, взаимовыручку и смекалку.                

 Ведущий праздника подчеркивал, что именно эти качества необходимы солдатам, находящимся на службе в Армии.

Кроме того, в течение учебного года проводились тематические физкультурные занятия и досуги: «Сила богатырская», «Суворовцы», « На корабле», «Эскадрилья» и т.д. В ходе таких занятий и в процессе подготовки к ним уделяли внимание формированию понятий о важности здорового образа жизни и необходимости занятий физкультурой будущим защитникам Отечества.

Проводимая с детьми работа была подчинена цели: формирование чувств гражданственности и патриотизма в процессе воспитание уважения к защитникам Отечества, интереса к военной истории. Эмоциональное развитие через формирование чувств уважения, гордости, сопереживания, симпатии к воинам - защитникам Родины.

Диагностические срезы показали повышения интереса у детей к истории нашей страны на 27%. Знания соответствующие возрасту детей, умение поддерживать интерес на тему вооруженных сил, истории России на высоком уровне показали 32% детей группы, хорошее уверенное владение содержанием наблюдается у 66% воспитанников группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОДНОЮ МУЗЫКОЙ ДУША МОЯ ПОЛНА». Музыкально-литературный салон для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю Вашему вниманию сценарий музыкально-литературного салона для детей старшего дошкольного возраста «ОДНОЮ МУЗЫКОЙ ДУША МОЯ ПОЛНА».  Сценарий можно использовать для празднования Дня Музы...

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Опыт работы по реализации программы "Образ и мысль"...

Консультация для родителей "В ваших руках,здоровье ваших детей."

Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физическ...

Мысли великих людей о детях, образовании и детстве.

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Ваше здоровье - в ваших руках»

Цель: укрепление и формирование  здоровьяЗадачи: создать атмосферу радости, веселья, хорошее настроение; обобщить знания детей по валеологии, развивать речь, мышление, память, воспитывать желание...

Воспитание интереса и уважение к культуре разных стран через ознакомление и приобщение детей к танцевальному искусству народов мира.

Пояснительная запискаВ современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культ...

7 игрушек, которые кажутся вам странными, но ваши дети их обожают

Выбирая подарок для ребёнка, легко ошибиться. То, что нам кажется полезным, детям может не понравиться. Вы не поверите, но розовый пони, трансформер или коллекционные котята пораду...