Агрессивное поведение у старших дошкольников
материал по теме
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnoe_povedenie_u_starshikh_doshkolnikov.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивное поведение у старших дошкольников
- 1. Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.
- 2. Какого ребенка можно назвать агрессивным?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:
- на кого он нападает (на более младшего, слабого, на себя, на животных);
- как часто он это делает;
- нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент;
- как развита у ребенка наблюдаемость;
- как проявляется агрессия;
- степень социальной опасности проявляемой агрессии.
Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессивным, пожалуй, нет. Родители мальчиков, например, часто оправдывают такое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессоры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.
- 3. Какие черты свойственны агрессивным детям?
Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т.д.).
- В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.
- Чаще испытывают негативные эмоции.
- Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.
- 4. Агрессоры бывают разными: клоуны, деды и садисты
Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. По словам сверстников, такие дети “Всё ломают”, “Всегда мешают”, “Никого не слушают”.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров.. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение “лидеров”. Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: “Он первый начал”, “Он сам лезет, я не виноват”. Положительная оценка взрослого несомненно важна для них.
В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.
Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Или девочка прячет ботинки своей подруги и с улыбкой наблюдает её слёзы, когда все собираются гулять. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну - две постоянных жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются.
Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
- 5. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого
- 6. Откуда берутся маленькие агрессоры?
Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Это могут быть реакции на переутомление, новую обстановку, введение ограничений, органические поражения мозга. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
- 7. Главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное поведение родителей:
- уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;• не допускают проявления детьми инициативы;
- не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;
- не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;
- в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
- требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям;
- поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.
- 8. Что можно сделать?
1. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
2. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
3. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
- 9. Коррекция агрессивности у детей.
- Стратегия на стимуляцию гуманных чувств;
- Стратегия на осознание;
- Стратегия ориентации на состояние;
- Стратегия на отреагирование;
- Моделирование (провокация) и преодоление;
- Стратегия на переключение;
- Стратегия на положительное подключение, похвалу;
- Стратегия на игнорирование;
- Стратегия на отрицательное подкрепление;
- Стимуляция чувства удивления;
- Стимуляция положительных эмоций;
- Стимуляция чувства юмора;
- Стимуляция телесного контакта;
- Стимуляция соревнования, соперничества.
- 10. Игры на устранение агрессии
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ»
(для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
«ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ»
(для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО»»
(для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ»
(для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
«А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.
«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»
(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты– тыква» и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников
В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников. Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конст...
«Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивного поведения у старших дошкольников «Искорка добра»
коррекция агрессивного поведения старших дошкольников...
Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников
Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период побуждения и расцветания познавательных, творческих, и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте...
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Помощники Матроскина"
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Помощники Матроскина"Возрастная категория: 5 – 7 лет.Цель: создание благоприятных усло...
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Как у Матроскина коровки молоко давали"
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Как у Матроскина коровки молоко давали"...
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Приключения почтальона Печкина"
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Приключения почтальона Печкина"...
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Шарик разозлился"
Конспект занятия педагога - психолога по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников "Шарик разозлился"...