Духовно- нравственное развитие в ДОУ
статья на тему
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно- нравственное развитие в ДОУ | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.
Цель духовно-нравственного развития:
Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.
Задачи:
- Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
- Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников .
Примерная структура занятий:
- Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
- Объяснение некоторых заповедей Библии.
- Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
- Рассматривание иллюстраций.
- Поиск истины.
- Организация условий практики доброделания.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
- Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
- Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
- Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
- Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
- Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
- “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.
- “Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2004 г.
- “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.
- “Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”. ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.
- “Празднование Рождества русскими крестьянами “- м.: “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
- “Рождество Христово” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).
- “Рождественский праздник и Святки” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г.(12).
- Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)
- Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).
- Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
- Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.
- “Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2006 г.
- “В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр
Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...
«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»
«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка» «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравствен...
проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию в рамках опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.
Проектная деятельность в доу по нравственно - патриотическому развитию на тему "Моя семья"Слайд № 1Добрый день, уважаемые коллеги! Мы детского сада № 5 «Колокол...
Концепция педагогической деятельности "Духовно - нравственное развитие и воспитание и развитие дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности".
В данной работе я хочу поделиться своим педагогическим опытом по организации духовно - нравственного воспитания дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности. Так как в дошкольном...
Статья "Педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего - одно из условий его духовно-нравственного развития"
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...
Конспект Открытого занятия в младшей группе Тема: Художественно-эстетическое развитие, посредством духовно-нравственного развития детей, через театрализацию.
Расширить представления ребенка, обогатить его знания о действительности, главное - ввести его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий...
«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...