Духовно- нравственное развитие в ДОУ
статья на тему

Коршикова Марина Георгиевна

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Пояснительная записка

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.

Цель духовно-нравственного развития:

Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.

Задачи:

  1. Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
  2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников .

Примерная структура занятий:

  • Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
  • Объяснение некоторых заповедей Библии.
  • Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
  • Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Поиск истины.
  • Организация условий практики доброделания.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
  2. Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
  3. Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
  4. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
  5. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
  6. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
  7. “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.
  8. “Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2004 г.
  9. “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.
  10. “Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”. ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.
  11. “Празднование Рождества русскими крестьянами “- м.: “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
  12. “Рождество Христово” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).
  13. “Рождественский праздник и Святки” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г.(12).
  14. Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)
  15. Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).
  16. Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
  17. Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.
  18. “Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2006 г.
  19. “В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»    «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравствен...

проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию в рамках опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.

Проектная деятельность  в доу по нравственно - патриотическому развитию на тему "Моя семья"Слайд № 1Добрый день, уважаемые коллеги! Мы   детского сада № 5 «Колокол...

Концепция педагогической деятельности "Духовно - нравственное развитие и воспитание и развитие дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности".

В данной работе я хочу поделиться своим педагогическим опытом по организации духовно - нравственного воспитания дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности. Так как в дошкольном...

Статья "Педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего - одно из условий его духовно-нравственного развития"

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

Конспект Открытого занятия в младшей группе Тема: Художественно-эстетическое развитие, посредством духовно-нравственного развития детей, через театрализацию.

Расширить представления ребенка, обогатить его знания о действительности, главное - ввести его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...