«Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей»
методическая разработка

Андрианова Юлия Сергеевна

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detskoy_literatury_dlya_vospitaniya.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей

Проблемы нравственного воспитания  и формирования нравственных качеств личности обусловлены уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребёнка.

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования нравственных качеств личности детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж..Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И. Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и другие. Многие современные учёные-педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет детская литература в формировании личности дошкольника.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к старшему дошкольному возрасту, важно отметить, что в психолого-педагогической литературе аспект использования детской литературы как средства формирования нравственных качеств личности дошкольников остаётся слабо разработанным.

Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Объект исследования:  процесс формирования нравственных качеств дошкольников.

Предмет исследования: детская литература как средство  формирования нравственных качеств дошкольников.

Целью является  изучение влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть  характеристику понятие нравственных качеств детей дошкольного возраста
  2.  Раскрыть понятие «детской литературы»
  3. Подобрать произведения детской литературы направленные на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с программой «От рождения до школы»
  4.  Изучить специфику методов и приемов ознакомления детей с произведениями детской литературы нравственной тематики

Методы исследования:  изучение, сравнение, обобщение, систематизация теоретических материалов по данной теме.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям, и таким образом, складывается формирование нравственных качеств личности дошкольника.

Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребёнка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребёнка.

Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание следующих нравственных качеств личности:

  • чувства долга;
  • справедливости;
  • ответственности.

Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира.

Обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится наиболее перспективным, так как это связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность,  любящую свою Родину, ее  культуру, например, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Нравственное воспитание рассматривается педагогикой как  развитие и формирование нравственных представлений и нравственных качеств  личности, характеризующих отношение  к самому себе, к другим людям  и деятельности. Процесс нравственного  воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребёнка.

Говоря о нравственном воспитании, имеют в виду формирование моральных качеств, в основе которых лежат отношения к другим людям:

  • доброта;
  •  заботливость;
  • честность;
  • обязательность;
  • принципиальность;
  • великодушие…

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействия педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются сформированные у личности нравственные ценности, нравственные качества и нравственная позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она...

Консультация для родителей «Роль детской литературы в воспитании детей»

В данной статье рассматривается роль художественной литературы в воспитании и развития личности ребенка в семье. Детские книги — сокровища духовного богатства людей, самое це...

консультация для родителей « Роль детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста»

Советы родителям о необходимости чтения детям художественной литературы...