Роль детского сада в воспитании ребенка дошкольника
методическая разработка по теме

Татьяна Анатольевна Сорокина

Данная статья рассматривает влияние детского сада на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста. Материал ориетирован на педагогов  для использования в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сообщение для родителей43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: осуществить психологическую поддержку родителей. Проанализировать состояние и уровень развития ребёнка в дошкольном учреждении. Выработать совместно с родителями стратегию развития ребёнка, реализуемые как в дошкольном учреждении, так и дома.

Преобладающее большинство родителей (80%) предпочитают по достижении ребёнком полутора двух лет воспитывать его в детском саду. Почему? Самым популярным ответом на этот вопрос является «желание создать благоприятную ситуацию для его личностного развития». Второе место занимает ответ, указывающий на стремление родителей своевременно подготовить ребёнка к школе. Третье место занимают ответы, проявляющие экономические мотивы семьи, рассматривающие детский сад как форму социальной поддержки.

Поскольку родители выбирают детский сад, чтобы «создать благоприятную ситуацию для личностного развития ребёнка», то весьма значимым для них является профессиональный уровень воспитателей, а так же оценка, которую воспитатели дают достижениям их ребёнка. Особое внимание к их оценке проявляют высокообеспеченные родители, которые чувствительны к собственному социальному статусу и переносят свои ожидания «признания» со стороны окружающих (в том числе воспитателей) на собственного ребёнка.

В связи с усилившимися тенденциями расслоения российского общества нельзя не отметить и такую особенность как интерес родителей к содержанию образовательных программ, реализующихся в детских садах. Родители, имеющие высокий уровень образования, проявляют интерес к содержанию образовательных программ, но допускают достаточно демократическое отношение к детской социальной среде, в которой воспитывается ребёнок; напротив, высокообеспеченные родители достаточно часто не имеют повышенных требований к содержанию образования, но проявляют высокую требовательность к социальному составу семей воспитанников детского сада, социальной среде.

Меняются и аспекты удовлетворённости родителей условиями деятельности детского сада. В первую очередь родители (прежде всего, малообеспеченные) проявляют беспокойство по поводу оплаты за содержание ребёнка в дошкольном учреждении, которая в последнее время существенно увеличилась. Сохраняется интерес к режиму работы детского сада. Высок интерес родителей к предоставлению услуг, связанных с коррекцией отклонений в развитии детей.

Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влиянием объективных факторов, но и под воздействием реально разворачивающихся взаимодействий со специалистами дошкольного образовательного учреждения (заведующий, психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Детский сад – хорошо или плохо?

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и своё личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений – именно так официально называют всякие разные ясли и детские сады.

Вне всякого сомнения принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определённые плюсы и  минусы – определённые не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться – человек, с незапамятных времён животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяем всю человеческую жизнь – начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства – никакая семья , никакие няньки – гувернантки , никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребёнка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников – вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими, что – что, но эта тема, пожалуй, самая волнующая.

Итак, главный минус посещения детского сада – ребёнок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней – острые инфекции , чаще всего респираторные (т.е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связанна с кругом общения – чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребёнок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнём с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека.. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связанны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесённое ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием  «детский сад» не очень связаны – не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесёт» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребёнок «не доболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий. Принципиально как раз совсем другое – не частота с которой ребёнок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чём. Иммунитет самого ребёнка, бытовые условия, тактика лечения – это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление лёгких, абсолютно не связана с тем, посещает ребёнок детский сад или нет.

Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости» отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за   детьми – не так одели, ребёнок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука – на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребёнку тепличных условий – норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате – сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки т.п. – «недопустимые явления». Но неужели вы, родители, надеялись, что со всем этим ребёнок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны – во-первых, «нечего на зеркало пенять…», и вытекающее из во-первых, во-вторых : готовить ребёнка к детскому саду следует заранее – адекватным воспитанием с момента рождения.

Уже сам факт того, что ребёнок пойдёт в детский сад, делает обязательным проведение всего комплекса профилактических прививок – без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно явление положительное, ведь родителям, за редким исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребёнок заболеет.

Возраст, в котором ребёнок впервые пойдёт в детский сад, - особый вопрос. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует – где будет мама в то время, когда ребёнок пойдёт в детский сад? Абсолютно типична следующая ситуация : 1 сентября ребёнок впервые идёт в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш «зарабатывает» своё первое детсадовское ОРЗ, а мама – первый отпуск по уходу за больным ребёнком. В результате мама имеет неприятности на работе, поскольку работник из неё никакой.

Очень важно понять следующее : каким бы замечательным не был детский сад, каким бы отличным не было здоровье ребёнка, он всё равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие «первое время» очень трудно – может быть 3-4 месяца, а может быть и год. И очень желательно, чтобы, отправляя ребёнка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребёнка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.

Весьма существенный момент – время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать – активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и , соответственно, удлиняет время адаптации.

Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать. Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо – накормить любой ценой и, главное, не дать замёрзнуть. Нельзя забывать о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если вы, родители, отдаёте себе отчёт в том, что ребёнка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение – потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.

От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учётом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том , какими болезнями ребёнок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.

Здание в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников, это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с возможностью выбора, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи – советы врача тут вряд ли помогут. Остается лишь надеется на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием вам и вашим детям повезло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского сада в воспитании нравственных ценностей и семейных традиций

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитыв...

Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. О...

«Роль семьи и детского сада в воспитании ребенка»

Консультация для родителей«Роль семьи и детского сада в воспитании ребенка»Пояснительная записка.Семья является ячейкой общества.Сила воздействия родителей на формирующуюся личность исключ...

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании ребенка»

  Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна....

Доклад для педагогов: "Роль детского сада в воспитании ребенка"

Детский сад – «открытая система воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.Воспитание является очень ответ...

Роль детского сада в воспитании личности ребенка

В настоящие время происходят большие изменения в системе дошкольного воспитания. Признается уникальность детства, признание его самоценности и значимости в становлении личности человека. Перед совреме...