Статья: «Характеристика раннего детства»
статья (младшая группа) по теме

Орехова Алла Анатольевна

Статья: «Характеристика раннего детства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5_4.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Характеристика раннего детства»

1. Овладение ходьбой.

Оно развивает возможности ориентировки в пространстве; позволяет намного расширить круг вещей, ставших объектами его понимания; увеличивается самостоятельность; расширяется ознакомление с предметами и их свойствами, умение обращаться с ними.

2. Соотносящие действия и способы их выполнения.

Способы зависят от особенностей обучения. Если дать только образец действий, многократно разбирая и складывая пирамидку на глазах у ребёнка, он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо. Если фиксировать внимание ребёнка на ошибках и их исправлении, то он будет действовать путем проб. Если предварительно примеривать кольца, выбирая самое большое из них, можно выработать умение подбирать их на глаз. Только последний способ соответствует цели действия, позволяет выполнять действия в самых разнообразных условиях (дети, обученные первыми двумя способами, не смогут собрать пирамидку, если, например, вместо пяти привычных колец).

3. Ступени развития орудийными действиями.

1-ая ступень: хотя ребёнок и держит орудие, его действие является ещё не орудийным, а ручным.

2-ая ступень: ребёнок начинает ориентироваться на связь орудия с предметом, на который направлено действие, повторяя движения, приводящие к успеху.

3-я ступень: в конечном итоге происходит приспособление руки к свойствам орудия – возникает орудийное действие.

4. Этапы развития изобразительной деятельности ребёнка раннего возраста.

1. Манипулирование карандашом и бумагой.

2. Каракули, движения по бумаге становятся более чёткими, а линии прямыми.

3. Узнавание, ребёнок узнаёт в случайных сочетаниях то, что нарисовал.

4. Намеренное изображение, ребёнок знает что нарисовать.

5. Специфика игровой деятельности детей раннего возраста.

Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают смысл предмета в игре. Можно наблюдать постепенное формирование предпосылок к игре с ролями. Одновременно с появлением в играх предметов-заместителей дети начинают изображать действия конкретных взрослых.

6. Автономная речь.

Это речь ребёнка, которая мало похожа на речь взрослого. Ребёнок употребляет такие слова, которыми взрослый обычно не пользуется (ням-ням, бяка, ам-ам). Если автономную речь ребёнка составляют искажённые слова, произведённые самим ребёнком от настоящих слов (молоко-моко), и ребёнок сам придумывает автономные слова. При правильном воспитании речевая автономия речи быстро исчезает.

7.  Ситуативность – главная характеристика раннего возраста.

Ситуативный – это мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас». Ситуативность характеризует не только поведение, но и всю психическую жизнь ребёнка.

А.Н.Леонтьева объясняет ситуативность поведения малого ребёнка особым строением детской деятельности, когда между мотивами, побуждающими ребёнка, ещё не установились какие-либо отношения - все они равнозначны.

А.С.Выготский имел свой взгляд на ситуативность, суть которого заключалась в единстве восприятия и чувствования, которые не отделены друг от друга, и это неразрывное единство вызывает непосредственное действие.

8. Особенности эмоционального развития в раннем возрасте.

- Эмоциональные переживания кратковременны, не устойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения.

- В ситуативно-личностном общении у ребёнка вызывает радость от внимания и недовольство от отсутствия внимания.

- В ситуативно-деловом общении проявляется удовольствие от совместных манипуляций, радость при поощрении, обида при порицании, неудачном действии.

- Развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие,  чувство гордости и стыда, любви и симпатии к близким.

Общение со взрослыми в раннем детстве принимает сначала форму ситуативно-делового, а к концу возраста вне ситуативно-познавательного общения.

Конструктивное содержание кризиса связано с манипуляцией ребёнка от взрослого. Кризис 3-х лет – это перестройка социальных отношений ребёнка, смена его позиций к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей. Он пытается установить более высокие формы отношений с окружающими.

Симптомами кризиса 3-х лет (по Л.С.Выготскому) является:

Своеволие, своенравие – оно заключается в тенденции ребёнка к самостоятельности (этого раньше не было, теперь ребёнок хочет всё делать сам).

Упрямство – ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

Негативизм – ребёнок не делает этого, потому что его об этом попросили (он играет, а его зовут спать, он этому не подчиняется, а если бы попросили что-то другое сделать, он сделал бы).

Строптивость – направлена против образа жизни, норм воспитания, установленных для ребёнка, она выражается в детском недовольстве, вызывающем «да ну!», ребёнок бунтует против того, с чем имел дело раньше.

Утрата детской непосредственности – протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.         Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это в...

Статья " Эмоциональное развитие ребенка в период его раннего детства в игровой деятельности ."

Статья о важности эмоционального развития в раннем возрасте....

Статья на тему: "Развитие трудовой деятельности в раннем детстве и дошкольном возрасте".

В этом материале Вы сможете узнать много полезной информации о своих воспитанниках. Полезного прочтения!...

Статья : " Раннее детство"

Раннее детство - особый период физиологического и психического становления ребенка. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие органи...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА

Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления предметов, способ использования их не...

Статья на тему: "Сущность и характеристика дошкольного детства"

Публикация статьи на тему: "Сущность и характеристика дошкольного детства"...

Статья на тему: «Раннее детство, его значение для дальнейшего развития личности ребенка»

Статья на тему: " Раннее детство, его значение для дальнейшего развития личности ребенка"...