Статья " Эмоциональное развитие ребенка в период его раннего детства в игровой деятельности ."
статья на тему

Статья о важности эмоционального развития в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anina_statya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка в период его раннего детства  в игровой деятельности

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким, же бесстрастным автоматом, производящим,  те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей,  и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоциональному развитию дошкольника посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, таких как Абрамян Л.А., Анохин П.К., Вилюнас В.К., Вундт В, Выготский Л.С., Изард К., Запорожец А.В., Клапаред Э., Лабун-екая В.А., Леонтьев А.Н., Лоуэн А., Лурия А.Р., Магдауголл У., Переверзева И.А., Прихожан A.M., Рейковский Я., Симонов П.В., Стрелкова Л.П., Якобсон П.М. и др.).

Так же рассматривались: феномен предвосхищения эмоций (Запорожец А.В., Неверович Я.З.), развитие эмпатии (Стрелкова Л.П.), эмоциональные реакции ребенка на оценку взрослого (Трунова Н.М.), развитие языка эмоций у детей (Гордеева О.В.), вопросы коррекции их эмоциональной сферы (Абрамян Л.А., Карабанова О.А., Спиваковская А.С.) и другие аспекты этой проблемы.

Родившись, ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Выготский .

А вот следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

В раннем детстве ребёнок активно познаёт мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.

Первые годы жизни чрезвычайно важны для дальнейшего развития личности ребенка. Именно в этот период закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности. А благополучие ребенка в младшем дошкольном возрасте зависит, в первую очередь, от родителей, от семьи. Ошибки воспитания, допущенные в период раннего детства,  отрицательно сказываются не только на развитии памяти, эмоций, воли, интеллекта, но и на психологическом и физическом здоровье ребенка, приводят к невротическим реакциям, девиациям.

Чувство одиночества, недостаток любви и заботы со стороны родителей в раннем детстве, повлечет за собой чувство неполноценности и, как следствие, неуверенность, тревожность, конформность, необщительность, агрессивность в будущем. Капризность, плаксивость, раздражительность или пассивность, инертность, вялость – все это проявления нервности раннего возраста. В большинстве случаев главная причина ее – неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни и, как следствие, недостаточное удовлетворение психологических потребностей у детей.

Наиболее эффективно воздействовать  на эмоциональное развитие детей можно  через  игру.

Игра – способ выражения чувств, познание и моделирование окружающей действительности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми. 

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения - переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

Условия эффективности игровой деятельности можно проследить по следующим проявлениям: внимание к изменениям поведения, единство аффекта и интеллекта, эмоционально-позитивное принятие, одушевление и опредмечивание объектов, введение ограничений в поведении, переживание усилия на грани приятного, варьирование,  усложнение, упрощение, стремление к разнообразию.

В качестве показателей эффективности игры учитывается: стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в положительных личностных изменениях, в улучшении эмоционального самочувствия, позитивной динамике умственного развития.

Для профилактики отклонений в эмоциональном развитии ребенка в период его раннего развития можно использовать следующие виды игр:

Сюжетные игры. На втором году жизни дети начинают проявлять интерес к играм с сюжетными игрушками. Они с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры.

Эмоциональные и подвижные игры. Такими играми богата народная педагогика. К ним относятся игры-забавы, потешки, например, "ладушки", "сорока-белобока", "коза рогатая" и др. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются и охотно воспроизводятся детьми. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторские детские произведения обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию речи, воображения, произвольности действий, умения действовать синхронно с партнером. Игры, сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух.

Игры-драматизации. Используются при прочтении сказок через разыгрывание сюжета с помощью голоса, мимики взрослого, движений.  Слушание с опорой на действие помогает ребенку лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.

Игры-фантазии. Сюда относятся игры, в которых ребенок сможет изображать предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира (снежинки, облака, осенние листья, самолет, машину и пр.) .  

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-  М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
  2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. М.: Издательский центр Академия, 2000. 455с.
  3. Волков В.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психологического развития ребенка. –М: А.П.О., 1994-64с.
  4. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей: 50 упражнений с музык. сопровождением: Учеб.-практ. пособие.-М.: Гном и Д: Казаков, 2001.-62с
  5. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с.
  6. Карабанова О. А. Игра в коррекции психологического развития ребёнка.- М.: Изд. «РПА», 1997.- 192 с.
  7. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25- с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игры в младенческом и раннем детстве

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми ...

Особенности развития ребенка в период раннего детства

Чтобы трудиться в современном мире, нужно многому научиться, на что требуется порядка двадцати лет. Но всѐ, чего достигает человек в своем развитии за эти два десятка лет, оказывается равносильным его...

Консультация: Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

   Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая и...

Зависимость адаптации ребенка в детском саду от кратковременного родительского присутствия, постепенного увеличения времени пребывания ребенка в группе и правильной организации игровой деятельности

: в статье показана зависимость легкой адаптации от 3 правильно организованных стимула: родительского присутствия, варьирования времени пребывания ребенка в детском саду и привлекательная игровая деят...

ЗАЧЕМ ЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С КНИГОЙ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ?

Ответ на  этот вопрос достаточно ясен: чтобы малыш подружился с миром книг и стал грамотным читателем или, как говорил С.Я. Маршак, талантливым читателем!Талантливый читатель:имеет шир...

Подвижная игра, как способ развития речи у детей в раннем детстве

В статье представлены практические материалы для родителей малышей 2-3 лет с целью профилактики задержки речевого развития...

Подвижная игра, как способ развития речи у детей в раннем детстве

Консультация для родителей детей раннего возраста о развитии их речи через подвижную игру...