Школьные программы
консультация (подготовительная группа) по теме

Сидоренко Мария Николаевна

Какое образование выбрать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnye_programmy.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные программы. Какое образование лучше выбрать?

В современной школе существует несколько принципиально разных программ, по которым обучаются дети. И, наверное, проблема выбора для некоторых родителей может стоять особо остро. Куда же отдать ребенка? Где ему будет лучше? Давайте попытаемся разобраться в основных направлениях программ (мы говорим «направлениях», так как даже личность педагога накладывает огромный отпечаток на методику преподавания в рамках той или иной программы, и поэтому в одной школе одна программа может быть замечательной, а в другой, извините, не очень).

Традиционная программа — «Школа России». Она, наверное, больше всех схожа с той, по которой наверняка учились многие из родителей. Сначала новая тема — потом опрос, все усвоили — молодцы, идем дальше. Да, есть различные методы, приемы, новаторские подходы, а в современной школе еще и возможность использования мультимедиа и прочей техники, но принцип один и тот же. Объяснили (разжевали) — закрепили (натаскали) — проверили (получили оценки, кто что заслужил) — новая тема и так далее. Периодически появляются различные разнообразящие школьную жизнь приемы, веяния, нестандартные уроки, задания, но принцип остается прежним.

Однозначно сказать, что программа замечательная или, напротив, не очень хорошая, невозможно. Есть свои плюсы и минусы — многое зависит и от учителя, и от самих родителей, их ожиданий и готовности сотрудничать в вопросах обучения ребенка. Кроме того, зачастую в рамках традиционной программы возможны варианты — это углубленное изучение той или иной области знаний: языков, математики, спорта и т. д.

Отдавая предпочтение этой программе, вероятно, стоит обратить внимание на те вопросы, о которых говорилось чуть выше, определиться с приоритетами — что для вас наиболее важно в обучении ребенка, внимательно отнестись к выбору учителя (хотя это не менее важно и при выборе других программ).

Система Л.В. Занкова работает в обратном направлении — от практики (или частного случая) к теории (нахождению закономерности). Темп преподавания высокий, изучается много всего сразу, проверка знаний стандартная — «опрос — оценка». Достоинство налицо: школьник учится самостоятельно делать выводы, развивается его мышление, но скорее всего слабому, часто болеющему ребенку будет сложно справляться со столь высоким темпом обучения. Кроме того, пропущенный материал ученику придется усваивать самостоятельно или при помощи родителей, которые, как показывает практика, не всегда к этому готовы. Система Занкова может неплохо подойти ребенку-кинестетику, который в силу своих психофизиологических особенностей усваивает большую часть информации из собственного практического опыта, которому наиболее важно телесное «проживание» той или иной информации.

Есть еще одно обстоятельство: как правило, система Л.В. Занкова не имеет продолжения в старших классах, а значит, ребенку придется вернуться к традиционному обучению. Соответственно, возникает опасение, насколько легко и просто школьник сможет перестроиться с одного вида обучения на другой.

Система Эльконина — Давыдова заставляет ребенка очень много думать. Зачем нужны буквы, зачем нужны цифры, зачем мы ходим по планете и т. д. Оценки не ставятся — идет накопление творческих работ, сбор так называемого «портфолио». В этой системе на первом месте не результат, а процесс постижения, получения знаний. Явное достоинство — ребенок всегда будет знать, где добыть нужную ему информацию. Эта программа, как и предыдущая, реализуется в начальной школе, и тут же возникает вопрос: всегда ли нужна младшему школьнику такая неимоверная глубина, тем более что дальше он это не развивает, а возвращается к обычной программе, где спрашивают и ставят оценки?

Как мы можем видеть, системы Занкова и Эльконина — Давыдова имеют явные плюсы и направлены на развитие ребенка, его мышления, личности, но, к сожалению, отсутствие продолжения на последующих этапах обучения и необходимость существенного участия родителей в обучении ребенка могут для многих стать весомыми доводами против выбора данных программ. Кроме того, школ, реализующих данные программы, не так много: готовы ли вы ради них возить своего ребенка в школу в соседний район или на другой конец города? И не день, не два, а несколько лет? Подумайте...

В наши дни существует множество частных школ, имеющих свои особенности, которые далеко не всегда связаны с особенностями самой учебной программы. В плане программ, конечно, также возможны различные варианты, но все они должны соответствовать государственному стандарту образования. А все остальные привлекательные моменты — это уже дело родителя решать и выбирать, что ему нужно: индивидуальный подход и класс 5 человек, погружение в иностранный язык, пансион или полупансион и т. д. Ситуации и требования бывают разные, в соответствии со своим запросом родители отправляются искать частную школу.

И здесь хочется отметить вот что. Плата за обучение не гарантирует стопроцентный результат и не освобождает родителей от участия в процессе учебы ребенка. А то некоторое время назад от родителей нередко можно было услышать фразы типа «Я заплатил, остальное — ваша проблема». Важно, чтобы даже мысли такой не возникало в голове родителя, отдающего ребенка в частную школу (впрочем, и в любую другую тоже). Обучение — это дело не только школы, а совместный труд педагогов и родителей. И даже если ребенок может полностью учиться без помощи родителей, так или иначе им необходимо участвовать в процессе в качестве контролирующей, мотивирующей и, безусловно, поддерживающей стороны.

Кроме перечисленных выше, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя. Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида):

  1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида,
  2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.
  3. Наполняемость классов 7—12 человек.
  4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.
  5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).
  6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».
  1. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  2. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):

  1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.
  2. Наполняемость классов 7-12 человек.
  3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).
  4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.
  1. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения па основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  2. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).
  3. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.

В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.

Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и возможности учителя-логопеда в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку, в условиях УДОД, для успешного усвоения школьной программы и дальнейшей социализации личности.

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе примерной общеобразовательной программы до-школьного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой подготовительная группа на 2020 -2021 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детски...

ИГРА -ЭСТАФЕТА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Предлагаю вам презентацию «Игра эстафета, как средство успешной адаптации ребенка к школьной программе по ФК». Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре в ДОУ....

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...


 

Комментарии

Сидоренко Мария Николаевна

По материалам книги О.Ю. Машталь Подготовка ребенка к школе :)