схема размышления над сказками и их обсуждения
материал (старшая группа) по теме

Ивакина Мария Васильевна

Статья в помощь родителям, воспитателям, учителям начальных классов для обсуждения литературных произведений и размышления о содержании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skhema_razmyshleniya_nad_skazkami.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема размышления над сказками и их обсуждения

Акцент

Направление

размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема 

Понимание 

основных идей сказки, то есть  того, что с ее  помощью нам 

хотели передать  наши предки,  какой опыт,  о чем хотели предупредить,  чем подбодрить и пр. 

О чем эта сказка? Чему она  учит? В каких ситуациях  нашей жизни  нам пригодится 

то, что мы узнали из сказки? 

Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? 

Через основную  тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, Общие ответы  на общие вопросы 

Линия героев 

сказки. Мотивы  поступков. 

 

 

 

 

 

Понимание видимой  и скрытой мотивации героев сказки.

 

 

Почему герой совершает тот  или иной поступок?  Зачем ему это нужно? Чего  он хотел  на самом деле? 

Зачем один герой был 

нужен другому? 

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом 

 

 

 

Линия героев 

сказки. Способы преодоления трудностей.

 

 

 

 

«Составление  списка» 

способов преодоления 

трудностей 

героями сказки. 

 

 

Как герой решает 

проблему? 

Какой способ решения 

и поведения он  выбирает —  активный или 

Имея набор способов решения проблем —  прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев 

сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе. 

 

 

Понимание общей направленности героя: созидатель он 

или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям? 

 

 

 

Что приносят поступки героя окружающим: 

радость, горе, прозрение? 

В каких ситуациях он созидатель, а в каких — разрушитель? Как в реальной  жизни человека распределяются эти тенденции? 

Важно при  обсуждении развивать гибкий подход к созидательным  и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной  жизненной ситуации. 

Актуализиро-ванные чувства. 

 

 

 

Осознание 

эмоциональной 

реакции, которую вызывает 

у героя определенная ситуация 

и почему это 

именно так?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие —  грустные? Какие ситуации вызывали страх, какие — раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источниках чувств  внутри нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальная схема работы со сказкой.

МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ     Дырмейко Любовь Тимофеевна   г.Нерюнгри,  детский сад  "Полянка"Поскольку сказки, не в полной мере используются в семье и в системе   дошколь...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Обучающие задачи:• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;• закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Развитие речи" с использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования; Учить передавать литературный текст св...

Опорные схемы - мнемотаблицы к сказкам

Опорные схемы-мнемотаблицы «Сказки» Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников. Вашему вниман...