схема размышления над сказками и их обсуждения
материал (старшая группа) по теме
Статья в помощь родителям, воспитателям, учителям начальных классов для обсуждения литературных произведений и размышления о содержании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhema_razmyshleniya_nad_skazkami.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема размышления над сказками и их обсуждения
Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарий |
Основная тема | Понимание основных идей сказки, то есть того, что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем хотели предупредить, чем подбодрить и пр. | О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, Общие ответы на общие вопросы |
Линия героев сказки. Мотивы поступков.
| Понимание видимой и скрытой мотивации героев сказки.
| Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом
|
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.
| «Составление списка» способов преодоления трудностей героями сказки.
| Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает — активный или | Имея набор способов решения проблем — прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе.
| Понимание общей направленности героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?
| Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких — разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной жизненной ситуации. |
Актуализиро-ванные чувства.
| Осознание эмоциональной реакции, которую вызывает у героя определенная ситуация и почему это именно так? | Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие — грустные? Какие ситуации вызывали страх, какие — раздражение? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источниках чувств внутри нас. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого "Хотела галка пить" старшая группа
Нравственное воспитание. "Кто умнее, тот достанет скорее"...
Универсальная схема работы со сказкой.
МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ Дырмейко Любовь Тимофеевна г.Нерюнгри, детский сад "Полянка"Поскольку сказки, не в полной мере используются в семье и в системе дошколь...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...
Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»
Обучающие задачи:• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;• закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности...
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Развитие речи" с использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»
Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования; Учить передавать литературный текст св...
Опорные схемы - мнемотаблицы к сказкам
Опорные схемы-мнемотаблицы «Сказки» Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников. Вашему вниман...