НЕ СОБСТВЕННОСТЬ, А ЛИЧНОСТЬ
статья (младшая группа) по теме

Шилова Наталия Николаевна

ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ СТРЕМИТСЯ ЧТО - ТО ВНУШИТЬ РЕБЕНКУ, ТО ЭТО ДОЛЖНО ИМЕТЬ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФОРМИРОВАНИЮ БАЗИСА ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЭТОЙ ЗАДАЧИ РЕБЕНКУ НИЧЕГО НЕ ВМЕНЯЮТ В ОБЯЗАННОСТЬ, НИЧЕГО НЕ ВНУШАЮТ. оН РАСПОЛАГАЕТ ПРАВОМ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, СВОБОДНОГО ВЫБОРА - ЧТО, КАК И С КЕМ ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ.

пРИ ФОРМИРОВАНИИ БАЗИСА ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ РОЖДАЮТСЯ И РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ ГЛАВНЫЕ ОБРАЗУЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ, КАК ВООБРАЖЕНИЕ, ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ В ВИДЕ СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПОСТУПКАМ, АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности начинается с работы родителей над самим собой. Главное, что и папы и мамы должны в этот момент уяснить: дети - это не их собственность, которых они растят для того, чтобы те заботились о них в старости. Ребенок- это личность, которой родители, зная все ее особенности, должны помочь состояться.

Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания.

Стремление делать все самому - это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека. Основные навыки самостоятельности у ребенка закладываются приблизительно в три года.  

Первый признак, на который следует обратить внимание- самостоятельность в еде. Где - то в начале второго года жизни многие дети уже не хотят просто сидеть за столом и открывать рот. А что это у мамы в руках? – и маленькие ручки тянутся за ложкой. Пусть в рот пока ничего не попало - радуйтесь порыву! А как только вы спокойно и ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, покажете, как держать ложку правильно,- и у ребенка со временем начнет получаться доносить ее до рта полной. Так малышу и самому станет интересно, и аппетит появится.

Воспитание самостоятельности - это приучение ребенка к той мысли что для него, как и для всех в доме, существуют определенные правила, и он должен этим правилам соответствовать.

Родитель, поначалу обеспечивающий сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом начинать дозировать свою помощь ребенку. Понятно, что в два с половиной года  ваше чадо еще не сможет снять через голову водолазку или натянуть колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках, обутых при этом на «правильные ноги» способны, вполне, равно как и замотать шею шарфом.

Вот и не делайте за них это! Изобразите, что вы уже готовы, а он или она еще в одном ботинке!

В три года малыш с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится помогать старшим во всех их домашних делах: мытье посуды, уборке, стирке. Известное: «Я сам!» может перерасти в желание трудиться. Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест), в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений.

Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

Важным моментом воспитания самостоятельности у ребенка становится его ответственность за самое ценное - игрушки. Дайте понять малышу, что порядок в игрушках - это его вклад в общий порядок в доме. И пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит: все ли у него лежит на местах.

Маленький ребенок существо активное. В этом возрасте он постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него тои дело слышишь: «Я сам!» Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, поэтому это уйдет. Конечно, быстрее самой вытереть случайно пролитый им чай на столе, чем ждать, пока он возьмет салфетку и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может сделать уже сам!

Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни будет не страшно. Запомните несколько простых советов. Первое - никогда не помогайте ребенку в каком- то деле, пока он вас не попросит об этом сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

Не бойтесь поручать малышу сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него получилось. Всегда поощряйте достигнутые успехи. Облегчите маленькому человечку существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами располагаться на доступном для него уровне. Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркните ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: « Как ты думаешь, что нам нужно еще купить?» И не забывайте, самому что ни на есть самостоятельному ребенку нужно - родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Один мудрый педагог сказал: «Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной проверке». Это очень верно подмечено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Собственная активность ребенка - первые проявления личности"

Статья о работе современного учителя-логопеда в детском саду с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ«Арт-терапия как средство развития креативности личности и выражения собственного эмоционального состояния»

Арт-терапия- это развитие личности посредством художественного творчества.В  данной презентации представлена информация о методе арт-терапии и его направлениях....

Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»

Цели:Познакомить родителей с различными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки.Способствовать созданию в семьях условий для развития положительной оценки...

Консультация для родителей «Формируем здоровую самооценку ребенка или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»

Материал содержит определение понятия "самооценка"; виды самооценки; особенности ребены заниженной самооцека с завышенной и заниженной самооценкой; причины заниженной самооценки; рекомендаци...

Раскрытие личности ребёнка дошкольного возраста через включение его в культуру собственного народа.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни.Дошкольный возраст является наиболее ...