Раскрытие личности ребёнка дошкольного возраста через включение его в культуру собственного народа.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Железная Елена Ивановна

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации позитивного нравственно-патриотического потенциала в силу особой податливости ребенка-дошкольника к системе воспитательных воздействий со стороны мира взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44_rmo.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Раскрытие личности ребёнка дошкольного возраста через включение его в культуру собственного народа.

                                                                       

                                                           Железная Елена Ивановна ,

1.Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации позитивного нравственно-патриотического потенциала в силу особой податливости ребенка-дошкольника к системе воспитательных воздействий со стороны мира взрослых.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые  требования к дошкольнику  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности .

Одним из направлений работы нашего детского сада является –нравственно-патриотическое воспитание. И сегодня мы представляем вашему вниманию фрагменты нашей деятельности в этом направлении.

2. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Понять несложно, что такое Родина. Родина – это тот райский уголок, который хочется сберечь, оборонить и охранять. Родина - это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой он небезразличен. Родина - это то место, в котором каждый человек ощущает себя маленькой частицей целого народа. Это та держава, в которую человек всегда стремится возвратиться, причем в независимости от своего возраста и обстоятельств. Это то место, за которое человек готов постоять «горой» и, если придется, расстаться с жизнью. Родина – это там, где нам хорошо и вольно. Где мы всегда можем быть самими собой. Оберегать и любить Родину - это долг каждого настоящего человека.

Мы попросили детей ответить на вопрос , что в их понимании Родина.
/Интервью детей/.

3. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность направлена на обогащение развивающей среды на глазах детей и с их посильным участием. Мышление дошкольника наглядно – образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В нашей группе оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, в уголке худ. творчества собраны предметы народно-прикладного искусства. /Уголки патриотического воспитания. /

4. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.

/Проект «Моя малая Родина»/

5. Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. В нашей группе собран материал для ознакомления с защитниками Отечества Тематические папки: « Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города –Герои», «Богатыри земли русской». Атрибуты костюма русского богатыря. Модели военной техники. Альбом с детскими рисунками русских воинов. Дидактические игры для детей «Защитники Отечества»

/Бессмертный полк./

6. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».Цикл занятий познавательного характера :  «Знакомством с русской избой».«Из истории России», «Воронеж-колыбель русского флота».

7. Одним из методов познания родного края является проведение экскурсий, посещение выставок. Совместно с родителями воспитанников нами организованы экскурсии по городу Воронеж, в музей «Диараму», выставку народно-прикладного творчества.

8. К  средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

 В районной  библиотеке состоялась встреча воспитанников детского сада с детским писателем, литературным критиком, членом Союза писателей России Бондаревым Алексеем Викторовичем. Ребята с восторгом слушали о русской литературе и ее значимости в масштабах всего мира. Алексей Викторович уделил особое внимание воронежским писателям и поэтам, таким как И.А.Бунин, А.В Кольцов, И.С.Никитин, Г.Н.Троепольский и еще ряду величайших авторов детских книг дореволюционной России.
Алексей Бондарев прочел несколько своих рассказов, которые не оставили равнодушными маленьких слушателей, а в заключении ребята наперебой задавали  вопросы на разные темы и не спешили расставаться с полюбившимся писателем.

В  феврале 2017 года  мы участвовали  в сказочном  фестивале феерии 'Из сказки в сказку', посвященном 125 –летию  со дня рождения Анны Николаевны Корольковой. Феерия 'Из сказки в сказку' - настоящий детский фестиваль театрального творчества. По мотивам сочинений сказительницы коллективы детских садов и образовательных учреждений представили свои постановки, игры, викторины, фольклорные номера. Мы награждены грамотой за активное участие.

Одним из ключевых событий этого года стало 130-летие со дня рождения детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Этому событию был посвящён литературный турнир «Дом который построил Маршак», где мы приняли активное участие.

9. Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы,  любовь к Родине. А наша Родина –Россия. Мы приняли участие в областном фестивале «Время выбрало нас с песней «Моя Россия».

10. Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных , таких как День г.Воронеж, День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. Народных праздников «Покров», «Рождество», «Масленица».

 При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

 Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.

Фрагмент хореографической композиции посвящённой празднованию Дня города Воронеж мы сегодня Вам представляем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа

ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура. ...

«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  на тему:«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой»....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

         Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет в...

Статья "Формирование личности ребёнка дошкольного возраста через разговоры о патриотизме в детском саду"

Статья "Формирование личности ребёнка дошкольного возраста через разговоры о патриотизме в детском саду"...