Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
методическая разработка на тему
Цели:
- Познакомить родителей с различными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки.
- Способствовать созданию в семьях условий для развития положительной оценки ребенком своей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 609.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
Цели:
- Познакомить родителей с различными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки.
- Способствовать созданию в семьях условий для развития положительной оценки ребенком своей личности.
Подготовительная работа:
- Методика “Какой Я?” (см. Приложение 1).
- Методика «Цветик-восьмицветик» (Прохоров А.О., Велиева С.В.) (см. Приложение 2).
- Подготовка информации для родителей: “Письмо-обращение детей к своим родителям” (см. Приложение 3).
- Подготовка памятки для родителей “10 заповедей для родителей” (см. Приложение 4).
- Презентация для родителей по теме (см. Приложение 5).
Форма проведения: родительское собрание.
Участники: педагог-психолог, родители, воспитатели.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Разминка. Введение в проблему.
3. Презентация по теме.
4. Обсуждение результатов микроисследования.
5. Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.
6. Заключительная часть. Рефлексия.
Ход собрания.
Организационный этап: Подготовить необходимое мультимедийное оборудование для просмотра презентации, доска с маркерами, бумага для записей, ручки.
1. Вступительная часть.
Выступление педагога-психолога: Здравствуйте уважаемые родители! Очень рада видеть Вас на нашем родительском собрании. И начать нашу встречу мне хотелось бы с притчи:
(притча) Пришел Ученик к Учителю и стал жаловаться на свою нелёгкую жизнь. Попросил он у Учителя совета, что же делать, когда столько всего навалилось и так трудно, что просто руки опускаются. Учитель, молча, поднялся, принёс четыре котелка с водой и поставил перед собой.
В один котелок он кинул морковку, в другой положил яйцо, в третий отправил – деревянную чурку, а в четвёртый всыпал раздавленные зёрна кофе.
Через какое-то время Учитель вынул все эти вещи из воды.
- Что изменилось? – спросил он.
- Ничего… – ответил ему Ученик.
Учитель кивнул и поставил все четыре котелка с водой на огонь. Когда вода в них закипела, он снова бросил в один котелок деревянную чурку, в другой – яйцо, в третий – морковку, в четвёртый – всыпал раздавленные зёрна кофе. Спустя некоторое время Учитель вынул морковь, деревяшку и яйцо, а в чашку налил ароматный кофе. И опять Ученик ничего не понял.
- Что изменилось? – снова спросил Учитель.
- Случилось то, что должно было случиться. Яйцо и морковка сварились, деревянная чурка не изменилась, а кофейные зёрна растворились в кипятке, – ответил ему Ученик.
- Это лишь поверхностный взгляд на вещи, – сказал Учитель. - Посмотри-ка внимательнее.
- Морковь - разварилась в кипятке и из твердой стала мягкой и легко разрушающейся. Даже выглядеть она стала по-другому. Деревяшка – совсем не изменилась. Яйцо – хоть внешне и не изменилось, но внутри стало твердым, теперь ему не страшны удары, от которых прежде оно бы вытекло из своей скорлупы. Кофе – окрасил воду, придав ей новый вкус и аромат.
На это Учитель ответил так:
- Вода – это наша жизнь, а огонь – это всяческие перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, яйцо, дерево, и кофе – типы людей. Ведь разные люди и меняются по-разному в тяжелые моменты жизни.
Человек-морковь. Таких людей большинство. Они лишь в обычной жизни кажутся твердыми, а в моменты жизненных передряг эти люди становится мягкими и скользкими. Они быстро опускают руки, винят во всех бедах других или непреодолимые внешние обстоятельства.
Немного придавило и … «морковки» уже в панике, они психологически раздавлены. Как правило, такие люди легко становятся жертвам моды, они легко внушаемы. «Морковки» хотят, чтобы у них всё было «как у людей», именно на таких делают свои состояния политики и удачливые торговцы.
Человек-дерево. Таких людей меньше, чем первых. Они не меняются, и в любых жизненных ситуациях остаются самими собой. Как правило, такие люди хладнокровны, они цельны и потому внутренне спокойны. Именно такие люди и показывают другим, что сложные жизненные обстоятельства – это всего лишь жизнь, а за черной полосой неизменно наступает белая.
Человек-яйцо. Это такие люди, которых жизненные невзгоды только закаляют и делают крепче! Таких мало. В обычной жизни такие люди – никто, зато в тяжелые времена они словно твердеют, упорно преодолевая внешние обстоятельства.
- А что же с кофе? – воскликнул Ученик.
- О – это и есть самое интересное! Под воздействием невзгод зерна кофе растворяются в окружающей среде и превращают безвкусную пресную воду в ароматный, вкусный и бодрящий напиток! – ответил ему Учитель, с наслаждением прихлебывая из чашки ароматный кофе.
Человек-кофе. Это Особые Люди, и их – единицы, да и то не из каждой сотни. Эти люди не то что не меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, они сами изменяют жизненные обстоятельства! Они меняют старые отжившие идеи, изменяя их или заменяя на что-то прекрасное, извлекают пользу из неблагоприятных ситуаций, изменяя жизнь всех людей вокруг.
Поучительная притча, не правда ли? И я думаю, что каждый родитель не хотел бы, чтобы его любимое чадо в жизни оказалось бы морковкой, хотя понятно, что и до кофе далеко не каждый сможет дотянуть. Но ведь именно это в наших силах – силах родителей.
Известный психолог Эрик Берн в психологии личности ввел психологические понятия – «принц» и «лягушка». Он занимался исследованием личности человека, изучал причины, которые влияют на формирование того или иного типа личности и делил всех людей на «принцев» и «лягушек». «Принцами» он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать строить планы, ставить цели и успешно достигать.
«Лягушками»- людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и не способных достигать успеха. По мнению Берна, все люди рождаются «принцами» и лишь потом, в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращаются в «лягушек».
Ребёнок приходит в мир чистым и свободным. А затем. В его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются, кто? Правильно – родители. Вот о том, как нам воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства, ребенка со здоровой самооценкой мы с вами сегодня и поговорим.
Актуальность выбранной темы: Еще И.В.Гете писал: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!». Самооценка является основой личности каждого человека, в том числе ребенка. Это оценка самого себя, она закладывается в детстве и оказывает влияние на всю жизнь. Правильная самооценка имеет большое значение, так как помогает ориентироваться в своих поступках и желаниях, в окружающем мире и на пути к целям позволяет действовать оптимальным образом. Завышенная или заниженная самооценка препятствует гармоничному развитию ребенка и усложняет его жизнь.
2. Разминка. Введение в проблему.
Педагог-психолог: Символом обсуждаемой темы объявляется зеркало (символизирующее самооценку). Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках зеркало, определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большое зеркало означает – огромное влияние самооценки на формирование личности ребенка, маленькое - незначительное. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.
Педагог-психолог: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей).
Вывод: Вопрос, о том, стоит ли уделять особое внимание формированию здоровой самооценки у ребенка, является актуальным. Вырабатывать здоровую самооценку у ребенка нужно, и нужно уже с первых лет жизни. Отношение к себе с годами может меняться, однако фундамент самооценки закладывается именно в детстве. Ведь даже грудной ребенок – это полноценный человек, просто еще маленький и беспомощный. Любящие родители должны помочь ребенку расти и развиваться и в разумных пределах предоставлять ему для этого свободу. Как сказал Максим Горький: «Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни». С помощью проработки сегодняшней темы и предложенных рекомендаций, я надеюсь, вы сможете найти подход к своему ребенку и сделать общение с ним приятным, эффективным, бесконфликтным. Возможно, что после сегодняшней встречи, вам придется пересмотреть и отношение к себе. Ведь, чтобы воспитать уверенную в себе личность с чувством собственного достоинства, нужно самим быть примером.
- Презентация по теме. Просмотр презентации (Приложение 5)
4. Обсуждение результатов микроисследования.
Педагог-психолог: предлагаю сейчас провести упражнение «Аукцион похвал». Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в выполнении учебных заданий, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей, воспитателей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты. Представьте себе, что ваш ребенок вас приятно удивил. Что вы ему скажете? Родители по очереди предлагают различные варианты похвал ребенку. Побеждает тот, у кого получилось лучше. Заповеди для родителей (см. Приложение 4) /выдать в виде памятки каждому родителю/.
Педагог-психолог: с детьми нашей группы была проведена методика «Какой Я?». Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника (см. Приложение 1). Сейчас мы с вами проведем эту методику, а затем я ознакомлю с результатами ваших детей. У вас будет возможность сравнить, совпадает ли самооценка вашего ребенка с оценкой, данной им вами.
Педагог-психолог: а еще я хочу предложить вам для размышления результаты методики «Цветик-восьмицветик» (Прохоров А.О., Велиева С.В.) (см. Приложение 2). Эта методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, то есть к вам, их отношение к ребенку.
5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.
Ознакомившись с результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы. Письмо-обращение (см. Приложение 3) /обсуждение и выдача каждому родителю/.
6. Заключительная часть.
Рефлексия «Пирамида знаний».
Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.
Вывод: Родители любят своих детей и, естественно, желают им самого лучшего. Все хотят, чтобы их дети были счастливыми, успешными, достойными, однако часто делают совсем не то, что нужно для достижения такой цели. Поэтому родителям просто необходимо знать, каким образом формируется у ребенка самооценка и как она влияет на его развитие и дальнейшую жизнь. Важно уметь видеть в ребенке личность и признавать ее право на свои мнения, желания, самостоятельность, конечно, в разумных пределах, с учетом возраста.
Педагог-психолог: А закончить нашу встречу мне хотелось бы стихотворением «Жизнь – бумеранг!».
Жизнь – бумеранг.
К тому и ведется:
Что отдаете, то и вернется.
То, что посеешь – то и пожнешь,
Ложью пробьется Ваша же ложь.
Каждый поступок имеет значенье;
Только прощая, получишь прощение.
Вы отдаете – Вам отдают,
Вы предаете – Вас предают,
Вы обижаете – вас обижают.
Вы уважаете – Вас уважают…
Жизнь – бумеранг:
Всё и всем по заслугам:
Черные мысли вернутся недугом,
Светлые мысли – Божественным светом,
Если не думал – подумай об этом!!!
Спасибо за внимание! До следующей встречи!
Приложение № 1
Методика "Какой Я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов: Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Протокол к методике «Какой Я?»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
Хороший | |||||
Добрый | |||||
Умный | |||||
Аккуратный | |||||
Послушный | |||||
Внимательный | |||||
Вежливый | |||||
Умелый (способный) | |||||
Трудолюбивый | |||||
Честный | |||||
ИТОГО: | Баллы: Выводы об уровне самооценки |
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Приложение №2
Методика «Цветик-восьмицветик».
(Прохоров А.О., Велиева С.В.)
Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.
Возраст: от 2.5 до 7 лет.
Необходимые материалы: предварительно изготовленная сердцевина цветка — белого цвета; предварительно изготовленные разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета ТЦВ Люшера).
Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.
Психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребёнком, узнать о значимых взрослых из его окружения (или иметь список взрослых, полученный в беседе с родителем/заместителем родителя), погрузить ребёнка в игровую ситуацию и дать следующую инструкцию.
Инструкция: «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т.д.».
Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т.д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.
Данные заносятся в таблицу:
№ | Цвет лепестка | Адресат | Комментарии ребенка | Вывод |
Обработка и интерпретация полученных результатов:
Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.
Содержательные характеристики цветов:
Цвет | Характеристика |
Желтый | «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость. |
Красный | «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности. |
Голубой | «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы. |
Зеленый | «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты. |
Фиолетовый | Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место». |
Коричневый | Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий, ребенка. |
Серый | Неэмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен. |
Черный | Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом. |
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас!
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне легче определить своё место.
- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это может поколебать мою веру в вас.
- Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Иначе у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как
ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему
стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай большое внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наше», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка
Родительское собрание...
Консультация для родителей «Формируем здоровую самооценку ребенка или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
Материал содержит определение понятия "самооценка"; виды самооценки; особенности ребены заниженной самооцека с завышенной и заниженной самооценкой; причины заниженной самооценки; рекомендаци...
Родительское собрание на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»Форма проведения: «Педагогическая лаборатория».Цель: повышать уровень психолого-педагогических знаний ро...
Родительское собрание на тему "Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка"
Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводи...
План подготовки и проведения родительского собрания На тему: «Авторитет родителей и его влияние на Развитие личности ребенка»
laquo;Что такое авторитет?» - этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознос...
Как формировать здоровую самооценку ребенка
Онлайн-памятка для родителей.4 важных условия для формирования здоровой самооценки ребенка...
Родительское собрание на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»
Родительское собрание на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»...