Развитие речи через наблюдения в природе.
статья (средняя группа) на тему
Развитие речи через наблюдения в природе
ОТ 4 х ДО 5-ти ЛЕТ
В этом возрасте продолжается воспитание у детей интереса и любви к природе, бережного отношения к растениям и животным. Основным местом прогулок остается участок детского сада, но уже можно чаще выходить за его пределы: на улицу, в ближайший сад, бульвар, лес или парк, а следовательно, показывать детям разнообразие осенней природы и труда людей. В связи с большей устойчивостью внимания у детей пятого года жизни следует осенью провести несколько целенаправленных прогулок и экскурсию в парк или лес. Обогащая чувственный опыт детей конкретными представлениями, подводите к элементарным обобщающим понятиям (например, фрукты, ягоды, овощи, птицы, деревья и др.).
Учите выделять в каждом явлении природы наряду с внешними признаками более существенные; установите связи между явлениями природы: идет дождь — земля мокрая, светит солнце — лужи высохли и т.д.
Наблюдения за неживой природой. Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Время от времени привлекайте внимание детей к погоде: «Сегодня ярко светит солнце, тепло» и мы сможем хорошо погулять». В дальнейшем можно дать поручение ребенку посмотреть в окно и определить, какая погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки. Такие поручения постепенно приучают ребят обращать внимание на погоду и самостоятельно, без напоминания, делать вывод, что осенью идут дожди, холодно, надо одеваться теплее. Приучайте подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день оно ясное, голубое, чистое, в пасмурный — покрыто тучами, которые закрывают солнце; возможно, скоро пойдет дождь.
В ветреные дни детям пятого года жизни для игр предлагайте вертушки, ветряные мельницы.
Наблюдения за растениями. Листопад — одно из наиболее характерных осенних явлений. На прогулках дети наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка и ближайшего окружения. Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения: листья пожелтели или покраснели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Интересно наблюдать, как осыпаются листья под порывами ветра, прислушиваться, как шелестят они, шуршат под ногами. Любуясь красотой осеннего пейзажа, найдите знакомые детям деревья: клен, тополь, березу. Обратите внимание на различную окраску, форму и величину листьев.
Наблюдения связываются с деятельностью: дети по заданию взрослого собирают желтые, красные, оранжевые листья клена, тополя, березы; предложите найти самые красивые, спросите, от какого дерева лист. Сделайте букеты для украшения комнаты, шапочки, венки для кукол, разнообразные аппликации.
Хорошо провести с листьями подвижные и дидактические игры, в которых уточняются представления ребят о цвете, форме, величине листьев знакомых им деревьев. Сравните листья одного дерева или двух разных (по цвету, величине) в играх типа «Найди такой же лист», «С какой ветки эти детки?».
Организуйте наблюдения за растениями цветника на участке, в парке или сквере. В начале осени осмотрите клумбы, полюбуйтесь красивыми цветами. Предложите найти знакомые растения: настурцию, астры, анютины глазки. Уточните их названия. Хорошо рассмотреть цветы поближе, определить, какой они окраски, понюхать. Рассказать, какие они красивые и душистые. Выкопать несколько цветущих растений для уголка природы.
Повторное наблюдение провести позже, когда после заморозков побуреет трава, завянут цветы, при этом заострите внимание на том, что цветы погибли от холода, а в помещении еще продолжают радовать нас.
Осенью целесообразно провести экскурсию в близлежащий парк или лес, чтобы показать массовый листопад.
При планировании экскурсии отберите небольшой по объему программный материал. Кратковременные наблюдения сочетайте с активной деятельностью детей, с дидактическими играми и отдыхом.
Экскурсию лучше всего провести в ясный, погожий день во время массового листопада, чтобы дать почувствовать всю красоту золотой осени.
Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера!
А.С. Пушкин
Примерный план экскурсии. При входе в парк обратите внимание на осенний убор деревьев на фоне голубого неба, полюбуйтесь красотой осеннего парка.
Пройдитесь по аллеям парка, по опавшим листьям, прислушайтесь к их шуршанию под ногами. Подойдите к ярко расцвеченному дереву, спросите детей: «Как называется это дерево! Какого цвета на нем листья? Какими листья были летом?» Понаблюдайте, как падают листья, прислушайтесь к их шелесту.
Полюбуйтесь пестрым ковром на земле — еще зеленая трава покрыта разноцветными листьями. Спросите ребят: «Какого цвета листья лежат на земле? Предложите собрать самые красивые, поймать падающие листья; поиграть, побегать в парке, собрать букеты из листьев.
Наблюдения за животными. Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой, собакой, коровой, лошадью и др. Закрепить названия частей тела, особенности внешнего вида, повадки.
Наблюдения за птицами желательно проводить в течение всей осени. Обратите внимание на то, что птиц стало меньше, не слышно их пения, как это было летом, нет уже ласточек, которые жили летом под крышей, улетели скворцы. Чаще всего можно наблюдать на участке воробьев и ворон, а в городе — голубей.
Надо, чтобы дети знали, что овощи и фрукты выращивают в сельской местности. Посмотрите, как овощи складывают в бурты или нагружают на грузовики для отправки в город. Обратите внимание ребята на грузовики, доставляющие овощи и фрукты в городские магазины.
Приметы
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пословицы и поговорки
В осеннее ненастье — семь погод на дворе: сеет, веет» крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.
Своя земля и в горсти мила.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Повадился козел в огород капусту глодать, как бы ему рога не сломать.
Назад только раки лазят.
Заяц трус, а и тот на капусту охотится.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
На мышку и кошка зверь.
Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
И петух на своем пепелище храбр.
Пуганая ворона куста боится.
Пошла репа в землю блошкой, а назад пришла лепешкой.
Ржаной хлебушко пшеничному калачу дедушка.
Холоден сентябрь, да сыт.
Холоденек Батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь — капустой.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Ноябрь — ворота зимы. Ноябрь — сумерки года.
В ноябре зима с осенью борются.
ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ
Загадки
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ...
(Осень)
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи…
Время года подскажи.
(Осень)
Стали дни короче,
И длиннее ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось, шла с водой,
Подошла и пролилась.
Вдоволь пашня напилась.
(Туча)
Шел долговяз — в землю увяз.
(Дождь)
С неба пришел,
В землю ушел.
(Дождь)
Без пути и без дороги,
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Только ноги на земле.
(Дождь)
Без рук, без ног,
Под окошком стучится,
В избу просится.
(Дождь)
Стихи
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на полях…
А. Плещеев
Листопад
Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад».
Осенний букет
Больше нет цветов в бору
И в лесу раздетом,
Листья кленов соберу
В пышные букеты.
Я домой их принесу,
Ими стол украшу,
И нарядно, как в лесу,
Станет в доме нашем.
Осень
Листья в поле пожелтели
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникли ели –
Зелень мрачную хранят.
М. Лермонтов
Осень
Листики, листочки,
Падают на кочки.
А под кочкой спят ежи.
Листик, листик, не шурши.
А. Гришин
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Ноябрь
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Листопад
Под ногами в листопад
Листья желтые лежат.
Листья желтые лежат,
Под ногами шелестят:
Шурш, Шуришка и Шуренок
Папа, мама и листенок.
Осенний дождь
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Да и солнце скрылось где-то.
Дождь
Дождь, дождь! Целый день!
Барабанит в стекла;
Вся земля, вся земля
От воды промокла.
Дождик
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Дождик, дождик, подожди:
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.
Дождик, дождик, пожалей!
Хоть дороги не залей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
- Разноцветные деньки
Первые приметы близкой осени — золотые листочки в тонких березовых прядях — появляются еще в августе. Каждое дерево желтеет в свой срок: сначала береза, за ней липа и вяз.
Фенологи делят осень на четыре периода:
начало осени — от первых желтых листьев на березе;
золотая осень — валовой листопад;
глубокая осень — с конца листопада до первого снега;
В конце августа заметно понижается температура воздуха. Особенно это чувствуется утром и по вечерам. Только к середине дня возвращается на несколько часов летнее тепло. И дожди теперь идут долгие, холодные. Лужи от них не закипают фонтанчиками, а только поеживаются, словно от холода.
Все чаще гнутся от ветра вершины деревьев, качаются толстые ветки. Осенние ветры сильнее летних. Чтобы ребенок осмыслил это явление, предложите ему походить по ветру и против него.
А вокруг красота! Листопад в самом разгаре. Золотая осень! Нельзя не залюбоваться этой красотой. Задумайтесь над великими и малыми тайнами родной природы.
Наблюдение листопада — яркое, незабываемое зрелище. Помогите малышу подметить закономерность и проверить ее на других видах древесных растений: старые деревья и кустарники первыми начинают сбрасывать листву. На молодых деревцах листочки дольше сохраняют зеленую окраску.
Дети с удовольствием собирают опавшие листья, скрепляют их черешками, делают венки, пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, собирают букеты. Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом, разложить на цветной бумаге красивым узором и покрыть целлофаном. Такой «коврик» и кукольный уголок и украсит, и обрадует бабушку или подружку.
Из разнообразных по форме листочков можно сделать аппликации. Например, если два листочка липы» один маленький» а другой побольше, приложить друг к другу, получится цыпленок, под лапки приклеить зеленый листок ивы — лужайка. Цыпленок, как и положено ему, гуляет на лужайке, а по голубому небу, широко раскинув крылья из кленовых листьев, вытянув вперед маленькую головку (березовый листок), летит аист…
- Развитие речи через наблюдения в природе
ОТ 4 х ДО 5-ти ЛЕТ
В этом возрасте продолжается воспитание у детей интереса и любви к природе, бережного отношения к растениям и животным. Основным местом прогулок остается участок детского сада, но уже можно чаще выходить за его пределы: на улицу, в ближайший сад, бульвар, лес или парк, а следовательно, показывать детям разнообразие осенней природы и труда людей. В связи с большей устойчивостью внимания у детей пятого года жизни следует осенью провести несколько целенаправленных прогулок и экскурсию в парк или лес. Обогащая чувственный опыт детей конкретными представлениями, подводите к элементарным обобщающим понятиям (например, фрукты, ягоды, овощи, птицы, деревья и др.).
Учите выделять в каждом явлении природы наряду с внешними признаками более существенные; установите связи между явлениями природы: идет дождь — земля мокрая, светит солнце — лужи высохли и т.д.
Наблюдения за неживой природой. Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Время от времени привлекайте внимание детей к погоде: «Сегодня ярко светит солнце, тепло» и мы сможем хорошо погулять». В дальнейшем можно дать поручение ребенку посмотреть в окно и определить, какая погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки. Такие поручения постепенно приучают ребят обращать внимание на погоду и самостоятельно, без напоминания, делать вывод, что осенью идут дожди, холодно, надо одеваться теплее. Приучайте подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день оно ясное, голубое, чистое, в пасмурный — покрыто тучами, которые закрывают солнце; возможно, скоро пойдет дождь.
В ветреные дни детям пятого года жизни для игр предлагайте вертушки, ветряные мельницы.
Наблюдения за растениями. Листопад — одно из наиболее характерных осенних явлений. На прогулках дети наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка и ближайшего окружения. Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения: листья пожелтели или покраснели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Интересно наблюдать, как осыпаются листья под порывами ветра, прислушиваться, как шелестят они, шуршат под ногами. Любуясь красотой осеннего пейзажа, найдите знакомые детям деревья: клен, тополь, березу. Обратите внимание на различную окраску, форму и величину листьев.
Наблюдения связываются с деятельностью: дети по заданию взрослого собирают желтые, красные, оранжевые листья клена, тополя, березы; предложите найти самые красивые, спросите, от какого дерева лист. Сделайте букеты для украшения комнаты, шапочки, венки для кукол, разнообразные аппликации.
Хорошо провести с листьями подвижные и дидактические игры, в которых уточняются представления ребят о цвете, форме, величине листьев знакомых им деревьев. Сравните листья одного дерева или двух разных (по цвету, величине) в играх типа «Найди такой же лист», «С какой ветки эти детки?».
Организуйте наблюдения за растениями цветника на участке, в парке или сквере. В начале осени осмотрите клумбы, полюбуйтесь красивыми цветами. Предложите найти знакомые растения: настурцию, астры, анютины глазки. Уточните их названия. Хорошо рассмотреть цветы поближе, определить, какой они окраски, понюхать. Рассказать, какие они красивые и душистые. Выкопать несколько цветущих растений для уголка природы.
Повторное наблюдение провести позже, когда после заморозков побуреет трава, завянут цветы, при этом заострите внимание на том, что цветы погибли от холода, а в помещении еще продолжают радовать нас.
Осенью целесообразно провести экскурсию в близлежащий парк или лес, чтобы показать массовый листопад.
При планировании экскурсии отберите небольшой по объему программный материал. Кратковременные наблюдения сочетайте с активной деятельностью детей, с дидактическими играми и отдыхом.
Экскурсию лучше всего провести в ясный, погожий день во время массового листопада, чтобы дать почувствовать всю красоту золотой осени.
Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера!
А.С. Пушкин
Примерный план экскурсии. При входе в парк обратите внимание на осенний убор деревьев на фоне голубого неба, полюбуйтесь красотой осеннего парка.
Пройдитесь по аллеям парка, по опавшим листьям, прислушайтесь к их шуршанию под ногами. Подойдите к ярко расцвеченному дереву, спросите детей: «Как называется это дерево! Какого цвета на нем листья? Какими листья были летом?» Понаблюдайте, как падают листья, прислушайтесь к их шелесту.
Полюбуйтесь пестрым ковром на земле — еще зеленая трава покрыта разноцветными листьями. Спросите ребят: «Какого цвета листья лежат на земле? Предложите собрать самые красивые, поймать падающие листья; поиграть, побегать в парке, собрать букеты из листьев.
Наблюдения за животными. Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой, собакой, коровой, лошадью и др. Закрепить названия частей тела, особенности внешнего вида, повадки.
Наблюдения за птицами желательно проводить в течение всей осени. Обратите внимание на то, что птиц стало меньше, не слышно их пения, как это было летом, нет уже ласточек, которые жили летом под крышей, улетели скворцы. Чаще всего можно наблюдать на участке воробьев и ворон, а в городе — голубей.
Надо, чтобы дети знали, что овощи и фрукты выращивают в сельской местности. Посмотрите, как овощи складывают в бурты или нагружают на грузовики для отправки в город. Обратите внимание ребята на грузовики, доставляющие овощи и фрукты в городские магазины.
Приметы
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пословицы и поговорки
В осеннее ненастье — семь погод на дворе: сеет, веет» крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.
Своя земля и в горсти мила.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Повадился козел в огород капусту глодать, как бы ему рога не сломать.
Назад только раки лазят.
Заяц трус, а и тот на капусту охотится.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
На мышку и кошка зверь.
Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
И петух на своем пепелище храбр.
Пуганая ворона куста боится.
Пошла репа в землю блошкой, а назад пришла лепешкой.
Ржаной хлебушко пшеничному калачу дедушка.
Холоден сентябрь, да сыт.
Холоденек Батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь — капустой.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Ноябрь — ворота зимы. Ноябрь — сумерки года.
В ноябре зима с осенью борются.
5. ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ
Загадки
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ...
(Осень)
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи…
Время года подскажи.
(Осень)
Стали дни короче,
И длиннее ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось, шла с водой,
Подошла и пролилась.
Вдоволь пашня напилась.
(Туча)
Шел долговяз — в землю увяз.
(Дождь)
С неба пришел,
В землю ушел.
(Дождь)
Без пути и без дороги,
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Только ноги на земле.
(Дождь)
Без рук, без ног,
Под окошком стучится,
В избу просится.
(Дождь)
Стихи
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях…
А. Плещеев
Листопад
Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад».
Осенний букет
Больше нет цветов в бору
И в лесу раздетом,
Листья кленов соберу
В пышные букеты.
Я домой их принесу,
Ими стол украшу,
И нарядно, как в лесу,
Станет в доме нашем.
Осень
Листья в поле пожелтели
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникли ели –
Зелень мрачную хранят.
М. Лермонтов
Осень
Листики, листочки,
Падают на кочки.
А под кочкой спят ежи.
Листик, листик, не шурши.
А. Гришин
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Ноябрь
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Листопад
Под ногами в листопад
Листья желтые лежат.
Листья желтые лежат,
Под ногами шелестят:
Шурш, Шуришка и Шуренок
Папа, мама и листенок.
Осенний дождь
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Да и солнце скрылось где-то.
Дождь
Дождь, дождь! Целый день!
Барабанит в стекла;
Вся земля, вся земля
От воды промокла.
Дождик
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Дождик, дождик, подожди:
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.
Дождик, дождик, пожалей!
Хоть дороги не залей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".
Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет со...
Активизация речевого развития дошкольников через наблюдения в природе
Основные задачи развития речи детей в детском саду. Формирование речи ребенка и ведущая роль взрослого в этом процессе....
Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"
«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...
опыт работы"Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе
методы и приемы, которые используются в моей работе с детьми раннего возраста, для развития речи малышей....
Развитие речи через ознакомление с природой
конспект по развтию речи детей через ознакомление с окружающим миром...
Развитие воображения через наблюдения в природе
Развитие воображения через наблюдения в природе...
«Организация деятельности воспитателя по развитию речи через ознакомления с природой»
В статье представлен опыт работы воспитателя по развитию речи через ознакомления с природой....