Активизация речевого развития дошкольников через наблюдения в природе
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Бибик Наталья Вячеславовна

Основные задачи развития речи детей в детском саду. Формирование речи ребенка и ведущая роль взрослого в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация речевого развития дошкольников

через наблюдения в природе

Развитие речи занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе. Основными задачами речевого развития в детском саду являются:

– овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возраста;

– развитие коммуникативных способностей.

Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети не всегда говорят красиво и правильно. Растёт число старших дошкольников, имеющих различные речевые нарушения, одним из которых является недостаточно сформированный лексико-грамматический компонент речи. Трудности в освоении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи, которая является одним из главных условий успешного обучения ребенка в школе.

Поскольку речь ребёнка формируется по подражанию, то ведущая роль в этом процессе принадлежит нам, взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким в семье. От того, как мы разговариваем с ребёнком, сколько внимания уделяем общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

К. Д. Ушинский писал по этому поводу: "Грамматическая правильность речи…есть не только знание, но и привычка…  Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила, но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. Привычки же, и в особенности такие мелочные и сложные, приобретаются успешно и упражняются глубоко только в самой ранней молодости”. (Собр. соч. – 1948-1952-Т.2)

А Я. А. Коменский писал: "Начало познаний всегда вытекает из ощущений.…А потому, следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. И далее…."познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием…”. (Избранные педагогические сочинения. - М.,1982.-Т.1) Чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Такую возможность предоставляет нам удивительный мир природы, соприкасаясь с которой, ребёнок получает огромный чувственный опыт, дающий в свою очередь толчок речевому развитию.

В программах, утверждённых для работы в детском саду, задачи по формированию словаря и грамматического строя речи звучат одинаково: обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.

При этом особое внимание нужно уделять:

– работе над смысловой стороной слова;

– формированию обобщающих понятий;

– расширению запаса синонимов и антонимов;

– раскрытию смысловой стороны многозначного слова;

– употреблению в речи наречий;

– формированию умения употреблять слова наиболее подходящие к ситуации.

Задачи по формированию грамматического строя речи:

1. Формировать умение детей изменять слова по родам, числам и падежам.

2. Совершенствовать способы словообразования всех частей речи:

– умение образовывать (по образцу) однокоренные слова;

– умение образовывать существительные с суффиксами;

– умение образовывать глаголы с приставками;

– умение образовывать прилагательные от существительных и прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

3. Упражнять детей в употреблении предлогов.

4. Совершенствовать и усложнять синтаксис детской речи (построение предложений).

Для развития лексико-грамматического компонента речи в процессе наблюдений в природе необходимо выполнение определённых условий:

–  отбор словарного материала;

– создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определённое слово или словосочетание, или предложение;

– правильность собственной речи.

Готовясь к проведению наблюдения нужно подобрать слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а так же определить приёмы активизации речи детей. Каждое новое слово чётко проговаривается воспитателем, а затем повторяется детьми. Во время наблюдений нужно так поставить вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова.

Примерные наблюдения:

1. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.

– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – дикие, зимующие птицы; берёза, осина, рябина – деревья; шиповник, малина, жимолость – кустарники);

– расширение запаса синонимов и антонимов (весенние ручьи шумят, звенят, журчат; вьюга крутит, вертит, заметает; дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у осины большие);

– многозначные слова (Собирая листья деревьев для гербария,  раскрываем смысл многозначного слова: лист рябины положим на альбомный лист. Осенью, рассматривая деревья, обращаем внимание детей на ярко-красные кисти ягод и предлагаем детям вспомнить. Что ещё можно назвать этим словом? - Кисти для рисования).

Наблюдая за состоянием погоды уместно вводить в активный словарь детей наречия и ежедневно активизировать их (солнечно, тепло, ясно, ветрено, сыро, дождливо, пасмурно).

Эффективным средством в работе по обогащению словаря является использование народных примет, связанных с предсказанием погоды. Приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, понимать некоторые природные закономерности.

Дым столбом – к морозу.

Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

Высокая, крутая радуга – к хорошей погоде, пологая и низкая – к ненастью.

2. Совершенствование умений детей в изменении слов по числам, родам и падежам.

– изменение существительных по падежам (много цветов, любуется цветами, расскажем о цветах…)

– употребление падежей в зависимости от чисел (одно облако, два облака, пять облаков…; один берёзовый лист, два берёзовых листа, пять берёзовых листьев…).

– образование множественного числа именительного падежа от существительного единственного числа (трава – травы, ручей – ручьи; облако – облака, дерево – деревья, море – моря…).

– образование формы родительного падежа множественного числа (Чего много растёт на участке? Много деревьев, кустарников, цветов, трав.).

– согласование прилагательных с существительными (Небо какое? – голубое, светлое, высокое, ясное или наоборот: серое, тёмное, пасмурное).

3. В ходе наблюдений за объектами и явлениями природы можно упражнять детей в словообразовании разных частей речи.

– образование одного нового слова из двух слов (разноцветные листья, листопад, снегопад…);

– образование прилагательного от существительного (лист с берёзы – берёзовый, лист с осины – осиновый…);

– образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени (у вороны хвост длинный, а у сороки длиннее);

– образование слова из другого однокоренного с помощью суффиксов и приставок (солнце –  солнышко, туча – тучка, цветок – цветочек, листок – листочек);

– образование глаголов приставочным способом. Наблюдая за птицами, дети учатся различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками (летел, улетел, прилетел, подлетел, залетел). При этом нужно обязательно обращать внимание детей на приставки, которые придают разные значения действиям.

4. Работая над употреблением в речи предложных конструкций, необходимо обязательно выделять интонационно и на слух "маленькое слово", подчеркнуть его значение. Например: воробей подлетел к кормушке, синичка сидит на ветке, голубь ходит по земле.

Далее можно упражнять детей в употреблении сложных предлогов (Из-за куста вылетел воробей; из-под листочка показалась спелая ягода клубники.).

Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме сложных предложений. Поэтому необходимо научить их свободно пользоваться такими предложениями. Основным приёмом обучения составлению сложных предложений являются вопросы и предлагаемый образец воспитателя. (На  дороге лужи,  потому что шёл дождь. Если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели. Чтобы  птицы не голодали,  мы насыплем на кормушку хлебные крошки).

Разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Нужно обязательно поощрять детей, когда они используют образные выражения, сложные, правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".

Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет со...

Развитие речи через наблюдения в природе.

Развитие речи через наблюдения в природе ОТ 4 х ДО 5-ти ЛЕТ В этом возрасте продолжается воспитание у детей ин­тереса и любви к природе, бережного отношения к расте­ниям и животным. Ос...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...

Развитие речи дошкольников через наблюдения в природе

Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих сферах, в том числе и в развитии речи детей. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делат...

Доклад "Активизация речевого развития детей через дидактические игры и мнемотехнику"

Обобщение опыта работы в докладе "Активизация речевого развития детей через дидактические игры и мнемотехнику"...

Развитие воображения через наблюдения в природе

Развитие воображения через наблюдения в природе...

Активизация речевого развития детей через словесные игры

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желани...