Адаптация дошкольников к условиям детского сада.
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_doshkolnikov_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 18.74 КБ |
prilozhenie_1.docx | 16.41 КБ |
prilozhenie3.docx | 11.67 КБ |
prilozhenie2.docx | 13.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация дошкольников к условиям детского сада.
Подготовила: воспитатель
Богдашкина Гулия Нуримановна.
Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывание ребенка в ДОУ.
Задачи:
• показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения;
• предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку;
• создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;
• устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды;
• продумать алгоритм совместных действий с родителями;
• раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация к детскому саду считается легкой, если она происходит в течение одной-двух недель. Адаптация сроком до двух месяцев – в пределах нормы. Но если даже после трех месяцев посещения садика ребенок продолжает вести себя «как в первый день», то речь уже идет о тяжелой адаптации. Такой случае требует помощи квалифицированного психолога.
Рекомендации для родителей
«Как готовить ребенка к поступлению в детский сад"
Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.
Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.
Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает трехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.
Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Отправлять ребенка в детский сад необходимо только при условии, что он здоров. Частые ОРВИ, острые инфекционные, хронические, соматические, врожденные заболевания относятся к анамнестическим факторам риска, осложняющим адаптацию ребенка к ДОУ. Если ваш ребенок подвержен чему-либо, то необходимо заранее проконсультироваться у участкового врача и как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении. Учите ребенка общению с окружающими людьми: как подойти, познакомиться с детьми, предложить свои игрушки, спросить что-либо, поблагодарить, попросить и т.д., что при этом надо сказать. Называйте других детей в присутствии ребенка по именам. Спрашивайте его дома о знакомых детях: Диме, Анжеле, Саше, Оле и т.д. Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии.
Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.
Заранее познакомьте ребенка с воспитателями и детьми группы. Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».
Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.
Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ
• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского
сада и его сотрудников.
• Старайтесь не нервничать, не доказывать свою тревогу накануне его поступления в ДОУ.
• В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
• Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
• Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
• Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
• На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
• Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
• Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
• Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.
• Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.
• Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
• Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть вызвано просто плохим настроением.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей, воспитывающих детей раннего возраста.
Уважаемые родители! Перед вами вопросы, которые помогут в работе с вами и вашим малышом. Старайтесь отвечать точно и правдиво. На каждый вопрос Вы должны дать ответ в баллах: 0- не проявляется никогда, 1-иногда встречается, 2- постоянно проявляется. Благодарим за сотрудничество!
Ф.И.О. ребенка__________________________
Возраст______________________
Ф.И.О. родителя, заполняющего анкету______________________________________
№ | Признаки | баллы | примечание |
1 | Грызет ногти | 0 1 2 |
|
2 | Сосет палец | 0 1 2 |
|
3 | Отсутствует аппетит | 0 1 2 |
|
4 | Разборчив в еде | 0 1 2 |
|
5 | Засыпает медленно и с трудом | 0 1 2 |
|
6 | Спит спокойно | 0 1 2 |
|
7 | Просыпается бодро и охотно | 0 1 2 |
|
8 | Жалуется на головные боли | 0 1 2 |
|
9 | Жалуется на боли в животе | 0 1 2 |
|
10 | Часто бывает рвота | 0 1 2 |
|
11 | Часто бывает головокружение | 0 1 2 |
|
12 | Заикается | 0 1 2 |
|
13 | Чрезмерно потеет | 0 1 2 |
|
14 | Краснеет, бледнеет | 0 1 2 |
|
15 | Легко пугается | 0 1 2 |
|
16 | Часто дрожит от возбуждения или волнения | 0 1 2 |
|
17 | Часто плачет | 0 1 2 |
|
18 | Часто моргает | 0 1 2 |
|
19 | Дергает плечом, рукой | 0 1 2 |
|
20 | Энурез (днем или ночью) | 0 1 2 |
|
21 | Энкопрез (днем или ночью) | 0 1 2 |
|
22 | Бывают припадки злости | 0 1 2 |
|
23 | Играет с какой-либо частью тела | 0 1 2 |
|
24 | Боится за свое здоровье | 0 1 2 |
|
25 | Мечтает, уходит от реальности(мысли где-то) | 0 1 2 |
|
26 | Не умеет сосредоточиться на чем-то | 0 1 2 |
|
27 | Имеются заботы? Какие? (Укажите) | 0 1 2 |
|
28 | Очень тревожен | 0 1 2 |
|
29 | Боится темноты | 0 1 2 |
|
30 | Часто видит фантастические предметы | 0 1 2 |
|
31 | Боится одиночества | 0 1 2 |
|
32 | Боится животных (укажите каких) | 0 1 2 |
|
Предварительный просмотр:
АНКЕТА
1. Ф.И. ребенка___________________________________________________________
2. Дата рождения_________________________________________________________
3. Есть ли у ребенка брат или сестра_________________________________________
4. Домашний адрес, телефон_______________________________________________
5. Кто из взрослых живет в семье с ребенком (их Ф.И.О. и рабочий телефон)
мама_____________________________________________________________________
папа_____________________________________________________________________
дедушка__________________________________________________________________
бабушка__________________________________________________________________
соседи____________________________________________________________________
6. Место работы родителей:
папа_____________________________________________________________________
мама_____________________________________________________________________
7. Какой аппетит у вашего ребенка?_________________________________________
что он особенно любит_____________________________________________________
что не любит______________________________________________________________
7. Как засыпает Ваш ребенок?______________________________________________
_
_________________________________________________________________________
_
8. Соблюдаете ли Вы режим дня и если да, то какой?__________________________
_
_________________________________________________________________________
_
9. Просится ли Ваш ребенок на горшок? Как?
__________________________________________________________________________
10. Часто ли болеет ребенок?______________________________________________
_
_________________________________________________________________________
_
11. Есть ли хронические заболевания?_______________________________________
_
_________________________________________________________________________
_
12. Что ещё Вы хотите сообщить психологу о ребенке?___________________________
Предварительный просмотр:
«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ?»
ФИО ребенка_____________________ ..
Дата рождения_______________________________
Сколько полных лет__________________________
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2 балла
Подавленное — 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла
Долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно —1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка
(укачивание, колыбельные и пр.)?
Да — 1 балл
Нет — 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч — 3 балла
1ч — 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший — 4 балла
Избирательный — 3 балла
Неустойчивый — 2 балла
Плохой — 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да — 3 балла
Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет и ходит мокрый — 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
_______________________________________ — 1 балл
Нет — 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Не играет сам — 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть — 1 балл
Нет — 3 балла.
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в ДОУ - 55 - 40 баллов;
условно готов — 39—24 балла;
не готов — 23—16 балл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация дошкольников к условиям детского сада
Адаптация дошкольников к условиям детского сада....
Адаптация дошкольников к условиям детского сада.
Адаптация дошкольников к условиям детского сада....
Круглый стол по теме: "Адаптация дошкольников к условиям детского сада"
Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питан...
Консультация для родителей "Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада"
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходят ряд серьёзных изменений: безукориз...
Адаптация дошкольника к условиям детского сада
Адаптация.Легкая адаптация – проходит в течении 10-15 дней.Адаптация средней тяжести – поведение нормализуется в течении месяца, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 д...
Комментарии
"Адаптация дошкольников к условиям детского сада"
Мне понравилось как воспитатель раскрывает эту тему для родителей. Дано много рекомендаций,анкет.Тема раскрыта очень хорошо.