Адаптация дошкольников к условиям детского сада.
консультация на тему

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_doshkolnikov_k_usloviyam_detskogo_sada.docx18.74 КБ
Файл prilozhenie_1.docx16.41 КБ
Файл prilozhenie3.docx11.67 КБ
Файл prilozhenie2.docx13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация дошкольников к условиям детского сада.

Подготовила: воспитатель

Богдашкина Гулия Нуримановна.

Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия; нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды; помочь правильно организовать первые дни пребывание ребенка в ДОУ.

Задачи:

•    показать     родителям     значимость     проблемы     адаптации     и возможности ее решения;

•    предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку;

•    создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;

•    устранить     противоречия     между     возможностями    ребенка    и требованиями среды;

•    продумать алгоритм совместных действий с родителями;

•   раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

 Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Адаптация -  это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация к детскому саду считается легкой, если она происходит в течение одной-двух недель. Адаптация сроком до двух месяцев – в пределах нормы. Но если даже после трех месяцев посещения садика ребенок продолжает вести себя «как в первый день», то речь уже идет о тяжелой адаптации. Такой случае требует помощи квалифицированного психолога.

Рекомендации для родителей

«Как готовить ребенка к поступлению в детский сад"

Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.

 Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.

 

Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

 

Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает трехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.

 

Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.

 

Отправлять ребенка в детский сад необходимо только при условии, что он здоров. Частые ОРВИ, острые инфекционные, хронические, соматические, врожденные заболевания относятся к анамнестическим факторам риска, осложняющим адаптацию ребенка к ДОУ. Если ваш ребенок подвержен чему-либо, то необходимо заранее проконсультироваться у участкового врача и как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

 

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении. Учите ребенка общению с окружающими людьми: как подойти, познакомиться с детьми, предложить свои игрушки, спросить что-либо, поблагодарить, попросить и т.д., что при этом надо сказать. Называйте других детей в присутствии ребенка по именам. Спрашивайте его дома о знакомых детях: Диме, Анжеле, Саше, Оле и т.д. Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии.

 

Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.

 

Заранее познакомьте ребенка с воспитателями и детьми группы. Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».

 

Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ

 

• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского

   сада и его сотрудников.

• Старайтесь   не   нервничать,   не   доказывать   свою   тревогу   накануне   его поступления в ДОУ.

• В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

• Постоянно  обращайте внимание на отклонения в  поведении  и здоровье малыша.

• Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.

• Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

• На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр  телевизионных  передач,  старайтесь  щадить  его  ослабленную нервную систему.

•   Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.

•   Эмоционально поддерживайте малыша:  чаще обнимайте,  поглаживайте, называйте ласковыми именами.

•   Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.

•   Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.

•   Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.

•   Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть вызвано просто плохим настроением.

 



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Уважаемые родители! Перед вами вопросы, которые помогут в работе с вами и вашим малышом. Старайтесь отвечать точно и правдиво. На каждый вопрос Вы должны дать ответ в баллах: 0- не проявляется никогда, 1-иногда встречается, 2- постоянно проявляется. Благодарим за сотрудничество!

 

Ф.И.О. ребенка__________________________

Возраст______________________

Ф.И.О. родителя, заполняющего анкету______________________________________

 

                                                                         

Признаки

баллы

примечание

1

Грызет ногти

0  1  2

 

2

Сосет палец

0  1  2

 

3

Отсутствует аппетит

0  1  2

 

4

Разборчив в еде

0  1  2

 

5

Засыпает медленно и с трудом

0  1  2

 

6

Спит спокойно

0  1  2

 

7

Просыпается бодро и охотно

0  1  2

 

8

Жалуется на головные боли

0  1  2

 

9

Жалуется на боли в животе

0  1  2

 

10

Часто бывает рвота

0  1  2

 

11

Часто бывает головокружение

0  1  2

 

12

Заикается

0  1  2

 

13

Чрезмерно потеет

0  1  2

 

14

Краснеет, бледнеет

0  1  2

 

15

Легко пугается

0  1  2

 

16

Часто дрожит от возбуждения или волнения

0  1  2

 

17

Часто плачет     

0  1  2

 

18

Часто моргает

0  1  2

 

19

Дергает плечом, рукой

0  1  2

 

20

Энурез (днем или ночью)

0  1  2

 

21

Энкопрез (днем или ночью)

0  1  2

 

22

Бывают припадки злости

0  1  2

 

23

Играет с какой-либо частью тела

0  1  2

 

24

Боится за свое здоровье

0  1  2

 

25

Мечтает, уходит от реальности(мысли где-то)

0  1  2

 

26

Не умеет сосредоточиться на чем-то

0  1  2

 

27

Имеются заботы? Какие? (Укажите)

0  1  2

 

28

Очень тревожен

0  1  2

 

29

Боится темноты

0  1  2

 

30

Часто видит фантастические предметы

0  1  2

 

31

Боится одиночества

0  1  2

 

32

Боится животных (укажите каких)

0  1  2

 



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

1.   Ф.И. ребенка___________________________________________________________

2.   Дата рождения_________________________________________________________

3.   Есть ли у ребенка брат или сестра_________________________________________

4.   Домашний адрес, телефон_______________________________________________

5.   Кто из взрослых живет в семье с ребенком (их Ф.И.О. и рабочий телефон)

мама_____________________________________________________________________

папа_____________________________________________________________________

дедушка__________________________________________________________________

бабушка__________________________________________________________________

соседи____________________________________________________________________

6.   Место работы родителей:

папа_____________________________________________________________________

мама_____________________________________________________________________

7.   Какой аппетит у вашего ребенка?_________________________________________

что он особенно любит_____________________________________________________

что не любит______________________________________________________________

7.  Как засыпает Ваш ребенок?______________________________________________

_

 

_________________________________________________________________________

_

8.   Соблюдаете ли Вы режим дня и если да, то какой?__________________________

_

 

_________________________________________________________________________

_

9.   Просится ли Ваш ребенок на горшок? Как?

__________________________________________________________________________

10.   Часто ли болеет ребенок?______________________________________________

_

 

_________________________________________________________________________

_

11.   Есть ли хронические заболевания?_______________________________________

_

 

_________________________________________________________________________

_

12. Что ещё Вы хотите сообщить психологу о ребенке?___________________________



Предварительный просмотр:

«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ?»

 

ФИО ребенка_____________________                 ..

Дата рождения_______________________________

Сколько полных лет__________________________

 

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

 

Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла

Долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно —1 балл

 

Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка

(укачивание, колыбельные и пр.)?

Да — 1 балл

Нет — 3 балла

 

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч — 3 балла

1ч — 1 балл

 

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

 

Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет и ходит мокрый — 1 балл

 

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

_______________________________________ — 1 балл

Нет — 3 балла

 

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Нет — 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Нет — 1 балл

Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Не играет сам — 1 балл

 

Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

 

Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

 

Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

 

Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

 

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

 

Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в ДОУ - 55 - 40 баллов;

условно готов — 39—24 балла;

не готов — 23—16 балл

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

Адаптация дошкольников к условиям детского сада....

Адаптация дошкольников к условиям детского сада.

Адаптация дошкольников к условиям детского сада....

Круглый стол по теме: "Адаптация дошкольников к условиям детского сада"

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питан...

Консультация для родителей "Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада"

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение  в его жизни происходят ряд серьёзных изменений: безукориз...

Адаптация дошкольника к условиям детского сада

Адаптация.Легкая адаптация – проходит в течении 10-15 дней.Адаптация средней тяжести – поведение нормализуется в течении месяца, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 д...


 

Комментарии

Малютина Надежда Михайловна

Мне понравилось как воспитатель раскрывает эту тему для родителей. Дано много рекомендаций,анкет.Тема раскрыта очень хорошо.