Духовно-нравственное развитие.
статья (старшая группа) на тему
Актуальность духовно-нравственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstv._vospit.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность духовно-нравственного воспитания детей.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Духовно-нравственное развитие личности старшего дошкольника есть целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка младшего школьного возраста под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной сферы личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.
Под «духовно-нравственной сферой личности ребенка» понимаем область развития личности, предусматривающая собой совокупность её содержательных характеристик: развитие нравственных чувств, становление нравственного убеждения и нравственной позиции, формирование нравственных привычек, умений и навыков поведения.
Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).
Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Цель проектного исследования: разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе непосредственно – образовательной деятельности.
Программа осуществляется на базе МБДОУ детский сад № 65 г. Мытищи.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Внедрение в дошкольное учреждение программы, направленную на гражданское и духовно – нравственное становление личности ребенка, формирование его гражданской идентичности.
- Развитие системы духовно – нравственного воспитания на этапе дошкольного образования.
- Формирование нравственных качеств дошкольников, повышение нравственной культуры, осмысление духовных и нравственных ценностей.
- Развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, народным традициям, к старшему поколению.
Методы программы: наблюдение, опрос, анкетирование, беседы, игротерапия, психогимнастика, познавательные игровые занятия, экскурсии.
Содержание программы включает в себя три раздела:
1. Познай себя (самопознание).
2. Познай других.
- Познай окружающий мир.
Первый раздел программы «Познай себя» вводит дошкольников в самопознание. Они осмысливают и понимают самих себя, вырабатывают умения выражать свои эмоции, сопоставлять личные черты характера и воспитание в себе доброжелательности и сочувствия.
Успешному выполнению этих задач способствует восприятие дошкольниками нравственных ценностей через игровую деятельность. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать формированию у дошкольников доброты. Чуткости, доброжелательности. Поскольку духовно – нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный раздел включает развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств.
Во втором разделе программы «Познай других» основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать), умение строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умение настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; развитию социальной активности. В программе данного раздела предусмотрено знакомство дошкольников с понятиями: любовь, добро, дружба, друзья, уважение и др.
Деятельность этого раздела ориентирована на раскрытие позитивных аспектов организации доброжелательного климата в детском коллективе, оптимистический прогноз поведения дошкольников через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание. Для этого надо развивать в детях навыки общения, учить общаться и взаимодействовать в группе, дружить с другими детьми, контролировать свое поведение, быть смелым и уверенным в себе в разных жизненных ситуациях. Методические приемы направлены на совместный поиск путей, корректные способы реагирование на недостойное поведения других, формирование и развитие умений детей прощать, проявлять снисходительность, терпимость, благородство.
Предполагается, что знания о приемах, средствам и методах общения, полученные на занятиях данного раздела, дадут детям представления об искусстве человеческих взаимоотношений, позволят воспитать в них добрые и искренние чувства к близким людям, сверстникам, окружающим их людям, научат их понимать эмоциональное состояние собеседников, правильно выражать свои мысли и чувства, ценить хорошие отношения и получать радость от общения с окружающими людьми.
В результате такой работы дети научаться видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих людей, поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам, подражать хорошим манерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.
Содержание третьего раздела программы «Познай окружающий мир» ориентировано на формирование ориентации дошкольников на духовно – нравственные ценности, воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания. Высокой ступенью духовно – нравственного развития личности – принятие детьми традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни родного города, страны. Через семью, друзей, окружающую среду и социальное окружение наполняются понятия «малая родина, Отечество, родная земля, родной язык и т.п.». Вот почему краеведение – одна из форм воспитания духовно – нравственной личности. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит дошкольников, а в по - следующем, и школьников, к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, сделает их коллективистами, оптимистично смотрящих на жизнь, стремящихся сделать нашу землю еще лучше.
Раздел включает как теоретический блок, так и практический. Система духовно – нравственного воспитания детей строиться через приобщения их к культурному наследию своего народа. Из теоретического блока, посвященных общечеловеческим ценностям, дошкольники узнают о праве каждого человека на жизнь и охрану здоровья, о праве детей на заботу государства, об обязанностях уважать право другого человека на жизнь, знакомятся с символикой, как государственной, так и малой родины – Твери, достопримечательностями родного края. Этот опыт поможет детям научиться жить в гармонии с собой и окружающем миром, сохранять и укреплять свое здоровье, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Эмоциональная насыщенность занятий обеспечивается использованием практического блока – экскурсий, проведение различных праздников.
«Подлинные встречи» с культурным наследием города помогут раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые оценки и суждения.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников – Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения).
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.
Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
- Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
- Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
- Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
- Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
- Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
- Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
- Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
- Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
- Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;
- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»
- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я?».
Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.
- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.
Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированости понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
- наблюдение, опрос.
Ожидаемые результаты:
Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Сценарий педагогического совета "Духовно-нравственные основы развития личности"
Сценарий педагогического совета содержит материал по обобщению опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценнос...
Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре
laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...
Дидактические игры и художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития
В ФОП дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представ...
Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»
Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста. Пособие ...
Конспект занятия по духовно-нравственному/патриотическому развитию на тему: "Масленица. Традиции масленичной недели"
Конспект содержит в себе материал способствующий развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа. В нем прописаны коррекционно-развивающие задачи, коррекционно-воспитатете...