Проблемы поведения ребенка
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Киселёва Ирина Павловна

Информация о проблемах поведения ребенка раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_povedeniya_rebenka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл консультативного материала   из серии «Проблемы поведения детей дошкольного возраста», или «Уроки психологического здоровья», или «Как сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста» с разработкой практических рекомендаций педагога – психолога Киселевой И.П.;

ПЛАН:

Нарушения поведения: норма и патология. (признаки, свидетельствующие о том, что у ребенка есть поражения ЦНС; признаки, свидетельствующие о наличии  у ребенка гипердинамического  синдрома (СДВГ); признаки, свидетельствующие наличие у ребенка гипокинестического  синдрома( синдрома  гипоактивности)

Как помочь детям с нарушениями поведения:

невропатолог назначает препараты. Улучшающие мозговое кровообращение;

массаж ребенку;

лечение у квалифицированного остеопата;

физиотерапия;

лечебная физкультура (ЛФК);

занятия в бассейне;

 поведенческая терапия; это такая организация режима дня и занятий с ребенком, при которой гиперактивный ребенок будет постепенно (очень медленно) учиться контролировать себя, а гипоактивные ребенок станет активнее и инициативнее. Подбор индивидуальных приемов поведенческой терапии, которые будут наиболее действенны для конкретного малыша осуществляет только психолог на индивидуальной консультации. К нему (педагогу – психологу) следует обратиться сразу после консультации с невропатологом;

Материал из книги:

Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для  психологов и педагогов/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с. (Библиотека психолога).

Аннотация: в пособии представлены материалы, раскрывающие  психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка, даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем. Пособие  адресовано психологам, педагогам, социальным работникам.

Материал из книги:

Хухлаевой О.В.

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. Выш. Пед. Учеб. Заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003 – 176 с.: 8 л. ил.: ил.

Раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющих отклонения в психологическом здоровье. При этом дается определение понятия «психологическое здоровья», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции. Представлена программа практической  работы с детьми, проиллюстрированная примерами из опыта работы автора и рисунками детей. Полезно учителям, родителям, школьным психологам, воспитателям, психологам ДОУ;

Для выяснения глубинных механизмов нарушениях поведения необходимо:

Знать особенности возраста ребенка!

Иметь терпение и такт в выяснении причины конфликта («плохого» поведения ) ребенка.

Уметь правильно отреагировать на отрицательные реакции ребенка ( на «плохое» поведение ребенка);

С младшего дошкольного возраста учит детей осознавать элементарные нормы поведения, используя для этого разнообразные методы и приемы, при этом четко зная особенности соматического и психического состояние ребенка.

 Видеоматериал Центра практической психологии «Катарсис»

  «Как научить ребенка контролировать свои эмоции» (элементы телесной терапии    

      на занятиях и в повседневной жизни);

«Как помочь  детям с эмоциональными проблемами (тревогой, страхом, агрессией.

       Игры и упражнения для психологов, педагогов, родителей.

        Содержание:

  • Причины эмоциональных проблем у детей;
  • Возрастные и личностные особенности тревоги, страха и агрессии.
  • Терапевтические занятия с детьми: работа со страхами, тревогой и агрессией.
  • Коррекция эмоциональных проблем;
  • Обучающие занятия с детьми;
  • Требования к занятиям с детьми. Влияние детских игрушек, ТВ на

                    эмоциональное развитие детей.

  • Детская релаксация.

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста в темной сенсорной комнате посредством релаксационного оборудования, с использованием в комплексе музыку, ароматерапию и цветотерапию.

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям посредством игр с водой,

песком; (аквацентр).

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста посредством игротерапии;

 Программы коррекции  поведения детей (разных эмоциональных нарушений;

Составить библиографию ( литература по проблемам поведения детей дошкольного возраста);

Составить картотеку игр и игровых пособий по коррекции поведения детей дошкольного возраста;

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

для родителей при ПМСС Центра «Дар» по теме

«Проблемы поведения детей раннего возраста»

от 22.12.2011 года

ЦЕЛЬ:

1.Оказать помощь родителям в воспитании  детей раннего возраста.

Задачи:

1.1 Сообщение знаний об особенностях психического развития детей раннего возраста, (о разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста ; дать  понятия «норма» и «патология» в поведении ребенка раннего возраста: кризис 3-х лет );

1.2 Способствовать повышению их компетентности в правильном выборе воспитательных средств, приемов и методов  при воздействии на ребенка раннего возраста в ситуациях  его проблемного поведения :  кризис 3-х лет);

1.3 Разработать практические рекомендации для родителей в периоды проблемного поведения ребенка раннего возраста.

1.4 Оформить папки – передвижки по проблемам поведения ребенка раннего возраста;

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста преобладает бодрое активное состояние. В таком эмоционально – положительном состоянии они правильно реагируют на просьбы взрослых, охотно едят, спокойно идут спать, Они очень эмоциональны, часто улыбаются, смеются, очень подвижны, деятельны и  ласковы.

Такое поведение свидетельствует о состоянии оптимальной возбудимости  нервной системы ребенка, эмоциональном комфорте ребенка со взрослыми. Однако,  психологи  анализируя  поведение ребенка  в течении первых 3-х лет, отмечают крайнюю неустойчивость состояния возбудимости (поведения, разных эмоциональных состояний).Иногда от незначительной причины

( пример, небольшого изменения режима сна)  ребенок приходит в состояние повышенной возбудимости, при котором возникают различные нарушения поведения, или проблемы в поведении: это упрямство, негативизм, агрессия, отказ от еды. сна, вспышки раздражения, истерики, чрезмерная активность, ребенок может укусить, драться и др.

Изучение проблемного поведения детей раннего возраста началось еще в начале 20 – го века. Проблемами поведения детей раннего возраста серьезно изучались учеными: Н.М.Аксариной, Л.Ф. Островской, Н.М. Щеловановой.

Они установили  основные причины  проблем поведения детей раннего возраста , а также их коррекция (исправление)

  1. Причина проблемного поведения - заболевание.

      Каждое , даже незначительное заболевание влечет за собой какие – либо

     изменения  в состоянии нервной системе (падает работоспособность,

     ребенок становится или слишком раздражительным, либо вялым в

     зависимости от тяжести заболевания, изменяется его обычное поведение

     (капризы, истерики, отказ от пищи и др.) Отсюда – правильные действия

     родителей,  терпимость по отношению к больному ребенку!

  1. Причина проблемного поведения - недостаточное удовлетворении органических потребностей ребенка (например, голод). Даже незначительное нарушение в удовлетворении физиологических потребностей организма ребенка ведет к изменению

     его поведения:  небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное

     укладывание спать, неудобная одежда, мешающая двигаться на улице и  

     др.

     Правильные действия взрослого - ,для предупреждения нежелательного

     поведения родители должны  обеспечить  ребенку правильное и

     полноценное питание, точное выполнение режима, активные игры,

     поддерживать самостоятельность.

  1. Причина проблемного поведения - отсутствие условий для активной деятельности, в частности для движений.(недостаток физических упражнений, накопившиеся неизрасходованная энергия) является одной из часто встречающейся причиной конфликта взрослого и ребенка (представьте , вы пришли усталые с работы, а ребенок со своими потребностями тут как тут и посыпались многочисленные просьбы «поиграй со мной. Давай погуляем и др., и чаще всего ваша реакция – я устала…, подожди.. или еще хуже: окрики «отойди..», правильная реакция взрослого – это  уделить любимому чадо время, уметь их  занять, поиграть в подвижные игры.

4. Причина проблемного поведения - недостаточное общение со взрослым. Не получая удовлетворения этой потребности ребенок становится или вялым или раздражительным, или замыкается в себе. По этой же причине появляются разные невротические  вредные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос и др. В рисунках детей этот дефицит общения очень ярко проявляется!

5. Наиболее  главной причиной в наш 21 век проблемного поведения ребенка до 3 – х лет - неправильные подходы взрослых к воспитанию детей раннего возраста:

  • Чаще всего в семье , где нет единых требований со стороны взрослых к ребенку возникают  чаще  истерики , капризы, плач, агрессия и др. негативные проявления в поведении ( мама с папой требуют , а бабушка разрешает; или папа  жестко держит и воспитывает сына , а мама жалеет).
  • Использование в воспитании ребенка раннего возраста частых запретов, ограничений также вызывают негативные действия ребенка. Нужно помнить, что ребенок в этом возрасте  не умеет контролировать свои действия, для него познание мира предметов на первом плане: есть такой мудрый прием: если что – то запрещаешь ребенку раннего возраста,  то обязательно придумай а что можно.. (пример, пылесос тебе нельзя трогать, а вот веник  возьми, и мы с тобой наведем чистоту! Правильная , последовательные и согласованные требования к малышу со стороны всех взрослых в семье, установление единых правил, запретов, ограничений,  порицаний.
  • Причина проблемного поведения ребенка раннего возраста -  детско – родительские отношения: стиль общения ребенка и родителей (авторитарный стиль воспитания: жесткие правила и требования, дети замкнуты, боязливы, угрюмы, агрессивные; либеральный или попустительский : родители совсем не контролируют поведение детей, полная свобода действий; отвергающий стиль общения: открыто демонстрируют неприятие ребенка;  эгоцентричный стиль общения: ребенок «кумир» « смысл жизни «родителей, вседозволенность, маленький тиран взрослых; демократически или авторитетный), В Выбор  взрослыми неправильного стиля общения могут быть и негативные воспоминания о детстве (чрезмерно строгие родители – также начинают воспитывать своих детей)
  • Причина проблемного поведения детей раннего возраста  - незнания специфики и развития нервной системы ребенка в ранний период, его особенности восприятия окружающего мира.  Хочу напомнить эти особенности  развития детей раннего возраста: излишняя ранимость, эгоцентризм ( я воспринимаю мир через собственные ощущения из – за маленького жизненного опыта), малая выносливость и  быстрая утомляемость , неуравновешанность - эмоции возникают спонтанно и ребенок ведет себя импульсивно , неустойчивость настроения: улыбка моментально может смениться слезами ,  быстрая смена настроения: малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить, недостаточная подвижность нервных процессов: быстро возбуждаемость и долго успокаиваются, эмоциональная заражаемость ( стоит одному заплакать, другие начинают плакать). Поведение  ребенка раннего возраста целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства ребенка  побуждают к поступкам, и в поступках они закрепляются. У этих детей рано проявляется способность к сопереживанию, они научаются уже оценивать поступки свои и чужие.  Но сознательно управлять своим поведением ребенку не удается, для этого ему нужен взрослый, который помогал ему не делать то, что нельзя..  Ведь ребенку очень трудно в таком возрасте выполнять непривлекательные действия: убирать игрушки,  тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания - сьесть немедленно конфетку.
  • Одной из причин нежелательного агрессивного поведения ребенка раннего возраста является – ревность к другим детям в семье. Чаще всего – это рождение  второго ребенка в семье . Поэтому надо заранее готовить ребенка к появлению братика или сестрички.

6. Проблемы в поведении у ребенка могут быть и наследственного характера – они чаще всего возникают в семьях, где родители , страдают  депрессией, шизофренией, родителей с патологическими чертами личности: аффективность, тревожность, эгоцентричность и др.

7. Также очень часто проблемы в поведении у детей в раннем возрасте встречаются в семьях, где наблюдается дисгармония супружеских отношений (развод родителей, конфликты между родителями , ведь ребенок в этом возрасте очень чувствителен к настроению родителей, особенно , матери: мать тревожная, ребенок – тоже.)

     8. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста могут быть

       связаны и    кризисными периодами. Эти кризисы закономерны,

       неизбежны.

       Важнейшим новообразованием раннего детства является к обозначению

       себя личным местоимением «Я сам», отделение себя от мира взрослых.

       К     3-м годам у ребенка появляются желания. Не совпадающие с

       желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности,

       стремление отделить свое «Я» от взрослого, а для этого надо стараться  

       делать все самому!

       Это приводит к  проблемам в общении ребенка со взрослым

       С 3-х лет ребенок перестает себя называть в третьем лице, а называет

       себя по имени, обозначает себя местоимением «Я». В этот период,

       отделившись от взрослого , ребенок начинает стремиться к достижению

       результата любой доступной деятельности, желает продемонстрировать

       свои успехи взрослому, получить одобрение, у него появляется

       обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется  в

       повышенной обидчивости и эмоциональной чувствительности.

       Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса  (папка);

     9. Темперамент и поведение ребенка.

         Ребенок «сильного типа» - сангвиник: свойственна активность,

        любопытство в достижении цели. Преобладает хорошее настроение,

        «заводила», аппетит и сон хороший. Его нельзя грубо наказывать,

       запугивать, обижать. Воспитывать такого ребенка легко!

       Неугомонный «холерик»: упрямство, настаивание на своем,

        целеустремленный. Бесстрашный., эмоциональный, сон чуткий.

       Для   воспитания нужно терпение, выдержка со стороны взрослых!

       «Невозмутимый» флегматик – тихий, медленный в действиях. мыслях,

        трудолюбивый, осторожный, рассудительный, тихий, покладистый,

        спокойный.

       «Чувствительные» меланхолики – очень впечатлительные, приветливые,

         отзывчивые.

Подавление же врожденного темперамента может вызвать невротические реакции! Постарайтесь воспитывать своего ребенка в соответствии с его индивидуальностью!

Проблемы в поведении у детей – явление обычное и преодолимое. Все нежелательные поступки , действия и слова ребенка  всегда имеют  свои причины. И мудрость родителей, матери, правильно определить причину такого поведения, и тем самым предотвратить последующие вспышки детской раздражительности. В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему – то, иначе можно добиться обратного эффекта. Необходимо старательно и терпеливо обьяснять ребенку, что от него требуется, приучать с детства к дисциплине,  знакомит с элементарными правилами поведения в обществе, прививать культуру поведения. Родителям необходимо знать потребности и чувства своего ребенка.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДО 5-ти ЛЕТ:

Застенчивость; причина: неуверенность в себе.

Страхи: они всегда присутствуют у детей,так как у ребенка мал жизненный опыт; но существуют нормы страхов (по Захарову). Страх уколов, сказочных героев, высоты, пожара и др. Страхи появляются в течении всей жизни человека и их происхождение зависит от опыта самого человека. У наших детей чаще всего страхи создают сами взрослые: мультфильмы о всяких нечеловеческих существах: человек – паук и др.

Ревность: второй ребенок; тревожность, нервозность, плохой сон, аппетит и др.

Упрямство: пик упрямства 2,5 года. Защитная реакция, настойчивость. немотивированное упрямство.

Поиск внимания  к себе:

Вспышки раздражительности:

Чрезмерная активность: гиперактивность или темперамент, или ограничение ребенка в двигательной активности и др.

Агрессивность – кусание и драчливость:

Различают физическую, вербальную, направленную на себя (причинение боли себе) Ребенок  дерется. (учить социально приемлимым способам разрешения конфликтных ситуаций. Драки между старшим и младшим ребенком в семье – явление обычное и закономерное, если еще разница в возрасте небольшая. Ребенок портит вещи: продолжается с 1 года до 2 –х лет. Причина? зависть, самоутверждение, желание творить. Бранные слова: пример родителям или киногероям. (вербальная агрессия).Ребенок причиняет себе боль (самоагрессия, аутоагрессия): неуверенность в себе, недостаток любви, ласки, понимания со стороны взрослых, но это может быть и признак психического заболевания. Научиться разряжаться!

Учить приемлемым способам для выражения гнева:  музыка. Бег и др.

Причина агрессивности - может быть и неудачные роды, беременность.

Ребенок кусается в норме до 3-х лет: причины: неуверенность, ревность, агрессия.

Неприличные слова: ребенок их не понимает, но это подражание родителям.

Ложь: (выдумывание историй): до 5 лет ребенок не говорит правду – это норма, но после 5 лет стоит обратиться к психологу;

Эгоизм: дети раннего возраста эгоцентричны, они не имеют понятия, что надо считаться с другими людьми, это приходит постепенно. В них развития или присутствует нормальная склонность добиваться и получать все, что им хочется, (очень маленький жизненный опыт).Постепенно путем обьяснений и игр с детьми – эти понятия у них воспитываются.

Плач:- это особый язык ребенка; причина плача: или голод, мамы нет и др. Беспричинный плач.

Проблемы со сном: проблемы со сном: ребенок кричит во сне; ребенок не хочет спать, ребенок ложиться к родителям.. Тишина и распорядок!

После болезни, развод родителей и др.

Плохой аппетит  и отказ от пищи:

Вредные привычки: сосание пальцев,  кусание  ногтей и другие навязчивые движения. Причина: самоуспокоение, недостаток тепла, ласки, признак нервозности.

22.12.2011           Педагог-психолог МДОУ № 50 «Родничок»: Киселева И.П.

                ВАШИ ДЕЙСТВИЯ  ПРИ ЛЮБОМ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМ

                ПОВЕДЕНИИ  РЕБЕНКА:

  1. Любое проявление характера у ребенка в раннем возрасте  обязательно имеет свои  причины ! Отсюда, главная цель родителей  при разрешении любого нежелательного поведения ребенка – это устранить причину такого нежелательного поведения ребенка, а не подавлять его.
  2. При выборе каких – либо методов воздействия на ребенка надо знать

          особенности  нервной системы детей раннего возраста:

малая выносливость, быстрая утомляемость, неуравновешанность и недостаточная подвижность нервные процессов: возбуждения и торможения (быстро возбуждаются, трудно успокаиваются), эмоциональная заражаемость (если один заплачет, другие  начинают также плакать), эгоцентризм ( весь мир для него), такие понятия, как «хорошо» и «плохо» имеет для ребенка особое понимание: «хорошо» для ребенка – это  то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для детей раннего возраста! Постепенно ребенок приобретает опыт, и позднее он считает, что «хорошо» - это то , за что хвалят!

  1. Сотрудничать с ребенком , а не руководить им. Приказы, резкие

      запреты могут спровоцировать агрессивную вспышку.

  1. Использовать в общении краткие и четкие  понятные малышу инструкции.
  2. Постарайтесь, чтобы вашему ребенку было уютно, безопасно с вами.
  3. Чаще говорите ребенку, что вы его любите.
  4. Быть терпеливым не допускать чрезмерных вспышек в ответ на его нежелательное поведение.
  5. Учите элементарным правилам этикета.
  6. Создайте для ребенка развивающую среду  и  обеспечьте ему достаточную самостоятельность и свободу действий (под вашим контролем)
  7.  При любом нежелательном поведении вспоминайте свое детство: когда я была маленькой…..; рассказывайте разные небылицы о непослушных детях, говорите от лица любимых игрушек и  др.
  8. Дети с 3-х лет вполне способны понять логические обьяснения взрослых: почему надо поступать так, а не иначе…
  9. Во время истерик, плача и других выраженных негативных проявлениях не пытайтесь что – либо внушить детям, в таком состоянии они не слышат вас, но оставайтесь рядом, не уходите.

( рекомендации педагога – психолога МДОУ № 50  Киселевой И.П.)

        

Семинар для родителей при консультативном Центре  ПМСС Центра «Дар»   был проведен  22 декабря 2012 года.

Тема: «Проблемы поведения детей раннего возраста»

Присутствовало 9 – 10 родителей ?

Начало 18.00 часов, закончился в 19.30

План выступления:

  1. Начало:  мини – лекция «Проблемы поведения детей раннего возраста»; с 18.00 – 18.40 часов
  2. Обмен мнениями; ответы на вопросы родителей по теме: с 18.40 – 19.20
  3. Папка – передвижка с практическими  рекомендациями : «Кризис 3-х лет»; «Если ребенок много капризничает и плачет», «Если ребенок сосет палец», «Ох, как хочется побаловать».
  4. Практические рекомендации для родителей: «Ваши действия при любом нежелательном поведении  вашего ребенка»

Атмосфера  была очень доброжелательной и доверительной. Родители проявили большой интерес к данной теме, было очень много предложено ситуаций психологу, на которые родители получили ответ  ( глазами психолога);  Родители с большим желаниям делились своим опытом, грамотно рассуждали;

Цель:

Оказать психологическую помощь родителям в воспитании ребенка раннего возраста, особенно в кризис 3-х лет.

           

          Задачи:

   

  1. Дать элементарные знания родителям об особенностях психического развития ребенка раннего возраста; (о  разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста, показать и разьединить норму и  патологию в поведении: кризис 3-х лет));
  2. Способствовать повышению компетентности  родителей в правильном подборе воспитательных средств, приемов и методов  при  воздействии на  ребенка раннего возраста в  ситуациях его проблемного поведения р ( поведение родителей в период кризиса).
  3. Разработать практические рекомендации для родителей «Ваши действия при любом нежелательном поведении ребенка.
  4. Оформить папки – передвижки по проблемам поведения детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА

Статья посвящена проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города...

Материалы заседания клуба "Компетентный родитель" на тему "Проблемы в поведении ребенка - как справиться?"

На заседании клуба рассматривались ситуации, связанные с непослушанием детей, с которыми сталкивается большинство родителей. Были подробно изучены механизмы, составляющие  основу негативного пове...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА

Семья и детский сад – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для общего развития личности ребенка обязательно их взаимодействие. Влияние детства во мн...

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК… (рекомендации психолога родителям по проблемам поведения детей)

В разработке представлены рекоменации родителям по возможным проблемам в поведении детей: ребенок не хочет идти спать; если ребенок впадает в истерику;если ребенок кусает других детей; если ...

Проблемы в поведении ребенка раннего возраста с ОВЗ, особенности эмоционального развития

Проблемы в поведении ребенка раннего возраста с ОВЗ, особенности эмоционального развития....