Косультация для родителей
консультация по теме

Лихачева Ольга Викторовна

Проблема засорения речи жаргонной, сленговой и ненормативной лексикой  регулярно обсуждаются филологами, педагогами, психологами. Дети не только рано, но и очень активно начинают использовать в своей речи «словесный мусор».  У большинства детей при правильном отношении взрослых к указанной проблеме постепенно ослабевает интерес к «нехорошим» словам. Чтобы знать, как реагировать, родителям важно понять, почему ребенок иногда злоупотребляет в своей речи нелитературными выражениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Слова, которые они выбирают»

     Все слова, слова, слова…

     Проблема засорения речи жаргонной, сленговой и ненормативной лексикой  регулярно обсуждаются филологами, педагогами, психологами. Дети не только рано, но и очень активно начинают использовать в своей речи «словесный мусор». Малыш повторяет то, что слышит на улице, в транспорте, по радио, телевидению. Научившись читать, он приводит родителей в замешательство, радостно и громко декламируя надписи на рекламном щите, вывеске магазина и….заборе. Подросший и расширивший круг общения ребенок обогащает свой словарный запас в компании сверстников.

    У большинства детей при правильном отношении взрослых к указанной проблеме постепенно ослабевает интерес к «нехорошим» словам. Чтобы знать, как реагировать, родителям важно понять, почему ребенок иногда злоупотребляет в своей речи нелитературными выражениями.

     Как наше слово отзовется.

     Малыш до трех лет может произносить неприличные слова, не понимая их значения. Причем очень «к месту»: например, когда у него что-то не получается. Часто он просто экспериментирует. Ведь ругающийся человек «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты выразительны, вокруг него возникает определенное напряжение. Ребенку любопытно посмотреть, какова будет реакция окружающих на «похожее» поведение с его стороны.

     В дошкольном и младшем школьном возрасте ругань, словесные угрозы и оскорбления другого человека – уже осознанное проявление вербальной агрессии. Заметив, что такие слова злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать с целью позлить, подразнить окружающих.

     Как реагировать, если ребенок ругается.

  • Часто ребенок не осознает, что он говорит,  или не понимает на сколько оскорбительные и обидные слова произносит. Объясните ему: таким образом он задевает всех присутствующих, употреблять эти слова неприлично.
  • Если ребенок «поймал вас на слове», извинитесь перед ним, скажите, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять – вы искренне раскаиваетесь. И впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
  • На агрессию со стороны ребенка реагируйте спокойно, не опускаясь до взаимных оскорблений. Просто откажитесь продолжать разговор в таком тоне, предложите разойтись и обдумать происходящее, вернуться к обсуждению позже.
  • Ругательства – оружие слабых. Помогите ребенку обрести уверенность в себе, и его потребность быть грубым и ругаться отпадает сама собой.

     Приобщение к тайне.

     Немаловажная причина употребления детьми «нехороших слов» - желание во всем быть похожими на взрослых. Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы («Нельзя так говорить, ты еще маленький!» наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко – признак взрослости.

    Если ругательства дети используют для выражения агрессии, то неприличные слова привлекают своей запретностью. Ребята видят, что, произнося их, взрослые понижают голос, смущаются. Употребление такой же лексики становится своеобразным способом приобщения к «тайнам» взрослой жизни.

Почти все дети 4-8 лет очень любят шутки на «туалетную» тему: рассказывают друг другу анекдоты, распевают песенки, придумывают дразнилки. Типичный пример: разновозрастные малыши бегают по двору и кричат, показывая друг на друга: «Какашка!» Больше всего их веселит именно это находящееся на грани приличия слово.

     Великий и могучий.

     К сожалению, безграмотной устной речи уделяется гораздо меньше внимания, чем использованию нецензурных выражений. Не все осознают опасность засилья слов-паразитов, иностранных слов, жаргонных выражений. Тем не менее школьные учителя отмечают общее снижение грамотности школьников. Дети заявляют: «Зачем мне учить русский – компьютер все проверит» Родители придают большое значение изучению не родного языка, а иностранного языка. Бедный словарный запас, неумение связно излагать свои мысли, словечки «типа», «как бы», «это», «того», обилие сленга – все это результат равнодушия к чистоте речи.

     С одной стороны, сленг – нормальное явление. Существует же профессиональный жаргон, например врачей, программистов, юристов.

     Специальные словечки, понятные только посвященным, для детей являются тайным языком, позволяющим стать своим в среде сверстников, эмансипироваться от родителей. С другой стороны, все хорошо в меру. Так, получивший в последние годы широкое распространение в интернете язык «падонкофф» шагнул уже на страницы некоторых СМИ. Сначало он воспринимался как забавная шутка, а теперь претендует на языковую норму.

     Ищите альтернативу.

     Преобладание в детской речи словесного мусора вызвано неопытностью, неумением подобрать альтернативу неприличным, жаргонным выражениям. Именно родители могут и должны помочь ребенку расширить словарный запас, научиться говорить чисто и грамотно.

  • Вместе подбирайте синонимы к модным иностранным словам.
  • Прививайте ребенку любовь к чтению.
  • Играйте вместе в «слова»
  • Изучайте происхождение слов.
  • Обращайте внимание ребенка на смысл названий (улиц, городов, рек).
  • Учите пересказывать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косультация для родителей и педагогов.Темаконсультации "Нетрадиционное рисование, как средства творческого развития у дошкольного возраста."

Данная статья открывает творческие возможености, используя нетрадиционное рисование. Для родителей и педагогов....

Косультация для родителей и педагогов.Тема : "Нетрадиционное рисование, как средства творческого развития у дошкольного возраста."

Эта консультация моможет родителям и педагогам раскрыть сущность нетрадиционного рисования , как средства творческого развития дошкольного возраста. При формировании у ребёнка творчества взрослом...

Косультация для родителей

Информация для родителей по ветряной оспе....

косультация для родителей

так ли важно рисование в жизни ребенка...

косультация для родителей.

как и   когда возникает рисование у ребенка?...

Косультация для родителей"Научи дитя трудиться".

Данная консультуция поможет родителям определиться в формировании трудовых навыков  у дете старшего дошкольного возраста....

Косультация для родителей "Ароматерапия"

Ароматерапия – метод воздействия на организм эфирных масел, получаемых из растений. Это один из самых приятных и доступных способов восстановления и укрепления здоровья....