Статья на тему: "Особенности работы по развитию восприятия сюжетной картины у детей с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике

Якуш Елена Сергеевна

Васильева Елена Сергеевна, учитель-дефектолог ГБДОУ №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга

          Для детей с нарушением зрения понимание сюжетных картин выступает сложным объектом зрительного восприятия. Для них не так важно узнать, кто изображен на картине, как определить причинно-следственные и логические связи, раскрывающие события. Зрительные образы у детей с нарушением зрения не целостны, фрагментарны, бедны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Они выделяют в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями.

         Педагогам важно знать особенности зрительного восприятия сюжетных изображений дошкольниками с нарушением зрения:

1. у детей с амблиопией и косоглазием увеличено время восприятия сюжетного изображения,

2. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия,

3. у детей снижен объем восприятия, т. е. ими за большее время воспринято меньшее количество персонажей и объектов картины,

4. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия.

        Алгоритм рассматривания сюжетных изображений отличается от алгоритма описания картины! На первом месте стоит задача не развития речи, а развитие восприятия сюжетного изображения. Для педагога важно, чтобы ребенок не просто описал, изображенные объекты, а умел их рассматривать с осмыслением воспринимаемого. 

      Цель рассматривания картины - обеспечить ребёнку с нарушением зрения полный объём восприятия изображения, способствующий последовательному переводу взора на каждый элемент картины, создать целостный образ воспринимаемого.

Алгоритм рассматривания:

1. Целостное восприятие (1-3 мин).

2. Перечисление, название всех главных объектов (кто изображен?)

3. Что происходит?

4. Где происходит?

5. В какое время?

6.Качественные признаки объектов: форма, цвет, в том числе оттенки, величина настолько, насколько это возможно;

7.Причинно-следственные связи (взаимосвязь предметных изображений между собой).

8. Рассматривание композиционного плана сюжетного изображения. Уточнить расположения предметов относительно друг друга (справа/слева, верх/низ, центр/ ниже центра или выше, ближе/дальше, передний/задний план).

9. Придумывание название сюжетному изображению детьми. Сообщение авторского названия.

При рассматривании картины обращаем внимание детей на то, как и по каким признакам, они узнают предмет/объект.

Очень важно формировать у детей представления о целостной картине мира и уточнять:

-социальную принадлежность героев (пол, возраст и по каким признакам дети определяют это),

- эмоциональное состояние героя (обращать внимание на мимику, пантомимику, позу и жесты),

- место событий (определить характерные объекты предметно-пространственной организации),

- определить временную характеристику событий,

- определить сезонные изменения (в природе, одежде людей),

- уточнение пространственных представлений о направлениях движения, о взаимоположении между объектами,

- развитие сенсорных эталонов (цвет, форма и величина).

Основные требования при подборе сюжетных картин:

  • Размер картины доложен соответствовать степени и характеру зрительного нарушения.
  • Четкие контурные линии.
  • Яркая и контрастная цветовая гамма объектов.
  • Количество деталей и степень зашумленности объектов должны соответствовать зрительным возможностям, а также возрастным особенностям ребенка.
  • Сюжетные изображения должны быть реалистичны;
  • Сюжетные изображения должны соответствовать жизненному опыту ребенка, знакомы детям по содержанию и доступны для понимания.
  • Нельзя рассматривать картины с глянцевой поверхностью.
  •  Показывая объекты пользоваться указкой.

Таким образом, важнейшей составляющей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения выступает целенаправленное воздействие педагогическими средствами на  нарушенные зрительные функции детей с нарушением зрения, а также закрепление представлений детей об объектах и явлениях окружающего мира.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по развитию восприятия сюжетной картины у детей с нарушением зрения

 Для детей с нарушением зрения понимание сюжетных картин выступает сложным объектом зрительного восприятия. Для них не так важно узнать, кто изображен на картине, как определить причинно-следственные и логические связи, раскрывающие события. Зрительные образы у детей с нарушением зрения не целостны, фрагментарны, бедны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Они выделяют в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями.

Педагогам важно знать особенности зрительного восприятия сюжетных изображений дошкольниками с нарушением зрения:

1. у детей с амблиопией и косоглазием увеличено время восприятия сюжетного изображения,

2. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия,

3. у детей снижен объем восприятия, т. е. ими за большее время воспринято меньшее количество персонажей и объектов картины,

4. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия.

Алгоритм рассматривания сюжетных изображений отличается от алгоритма описания картины! На первом месте стоит задача не развития речи, а развитие восприятия сюжетного изображения. Для педагога важно, чтобы ребенок не просто описал, изображенные объекты, а умел их рассматривать с осмыслением воспринимаемого.  

Цель рассматривания картины - обеспечить ребёнку с нарушением зрения полный объём восприятия изображения, способствующий последовательному переводу взора на каждый элемент картины, создать целостный образ воспринимаемого.

Алгоритм рассматривания:

1. Целостное восприятие (1-3 мин).

2. Перечисление, название всех главных объектов (кто изображен?)

3. Что происходит?

4. Где происходит?

5. В какое время?

6.Качественные признаки объектов: форма, цвет, в том числе оттенки, величина настолько, насколько это возможно;

7.Причинно-следственные связи (взаимосвязь предметных изображений между собой).

8. Рассматривание композиционного плана сюжетного изображения. Уточнить расположения предметов относительно друг друга (справа/слева, верх/низ, центр/ ниже центра или выше, ближе/дальше, передний/задний план).

9. Придумывание название сюжетному изображению детьми. Сообщение авторского названия.

При рассматривании картины обращаем внимание детей на то, как и по каким признакам, они узнают предмет/объект. 

Очень важно формировать у детей представления о целостной картине мира и уточнять:

-социальную принадлежность героев (пол, возраст и по каким признакам дети определяют это),

- эмоциональное состояние героя (обращать внимание на мимику, пантомимику, позу и жесты),

- место событий (определить характерные объекты предметно-пространственной организации),

- определить временную характеристику событий,

- определить сезонные изменения (в природе, одежде людей),

- уточнение пространственных представлений о направлениях движения, о взаимоположении между объектами,

- развитие сенсорных эталонов (цвет, форма и величина).

Основные требования при подборе сюжетных картин:

  • Размер картины доложен соответствовать степени и характеру зрительного нарушения.
  • Четкие контурные линии.
  • Яркая и контрастная цветовая гамма объектов.
  • Количество деталей и степень зашумленности объектов должны соответствовать зрительным возможностям, а также возрастным особенностям ребенка.
  • Сюжетные изображения должны быть реалистичны;
  • Сюжетные изображения должны соответствовать жизненному опыту ребенка, знакомы детям по содержанию и доступны для понимания.
  • Нельзя рассматривать картины с глянцевой поверхностью.
  •  Показывая объекты пользоваться указкой.

Таким образом, важнейшей составляющей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения выступает целенаправленное воздействие педагогическими средствами на  нарушенные зрительные функции детей с нарушением зрения, а также закрепление представлений детей об объектах и явлениях окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

Психолого - педагогические рекомендации к работе по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.

Основные задачи, принципы и приемы организации ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения....

Рекомендации по подбору сюжетных картин для детей с нарушением зрения.

Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения откладывают своеобразный отпечаток и на восприятие этими детьми сюжетных изображений. В разработках содержится алгоритм работы воспитателя...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Консультация для воспитателей на тему: Специфика работы по развитию восприятия сюжетного изображения у детей с нарушением зрения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ         ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 « ЕЛОЧКА»  ГОРОДА  ДЮРТЮЛИ...