Статья на тему: "Особенности работы по развитию восприятия сюжетной картины у детей с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике
Васильева Елена Сергеевна, учитель-дефектолог ГБДОУ №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Для детей с нарушением зрения понимание сюжетных картин выступает сложным объектом зрительного восприятия. Для них не так важно узнать, кто изображен на картине, как определить причинно-следственные и логические связи, раскрывающие события. Зрительные образы у детей с нарушением зрения не целостны, фрагментарны, бедны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Они выделяют в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями.
Педагогам важно знать особенности зрительного восприятия сюжетных изображений дошкольниками с нарушением зрения:
1. у детей с амблиопией и косоглазием увеличено время восприятия сюжетного изображения,
2. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия,
3. у детей снижен объем восприятия, т. е. ими за большее время воспринято меньшее количество персонажей и объектов картины,
4. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия.
Алгоритм рассматривания сюжетных изображений отличается от алгоритма описания картины! На первом месте стоит задача не развития речи, а развитие восприятия сюжетного изображения. Для педагога важно, чтобы ребенок не просто описал, изображенные объекты, а умел их рассматривать с осмыслением воспринимаемого.
Цель рассматривания картины - обеспечить ребёнку с нарушением зрения полный объём восприятия изображения, способствующий последовательному переводу взора на каждый элемент картины, создать целостный образ воспринимаемого.
Алгоритм рассматривания:
1. Целостное восприятие (1-3 мин).
2. Перечисление, название всех главных объектов (кто изображен?)
3. Что происходит?
4. Где происходит?
5. В какое время?
6.Качественные признаки объектов: форма, цвет, в том числе оттенки, величина настолько, насколько это возможно;
7.Причинно-следственные связи (взаимосвязь предметных изображений между собой).
8. Рассматривание композиционного плана сюжетного изображения. Уточнить расположения предметов относительно друг друга (справа/слева, верх/низ, центр/ ниже центра или выше, ближе/дальше, передний/задний план).
9. Придумывание название сюжетному изображению детьми. Сообщение авторского названия.
При рассматривании картины обращаем внимание детей на то, как и по каким признакам, они узнают предмет/объект.
Очень важно формировать у детей представления о целостной картине мира и уточнять:
-социальную принадлежность героев (пол, возраст и по каким признакам дети определяют это),
- эмоциональное состояние героя (обращать внимание на мимику, пантомимику, позу и жесты),
- место событий (определить характерные объекты предметно-пространственной организации),
- определить временную характеристику событий,
- определить сезонные изменения (в природе, одежде людей),
- уточнение пространственных представлений о направлениях движения, о взаимоположении между объектами,
- развитие сенсорных эталонов (цвет, форма и величина).
Основные требования при подборе сюжетных картин:
- Размер картины доложен соответствовать степени и характеру зрительного нарушения.
- Четкие контурные линии.
- Яркая и контрастная цветовая гамма объектов.
- Количество деталей и степень зашумленности объектов должны соответствовать зрительным возможностям, а также возрастным особенностям ребенка.
- Сюжетные изображения должны быть реалистичны;
- Сюжетные изображения должны соответствовать жизненному опыту ребенка, знакомы детям по содержанию и доступны для понимания.
- Нельзя рассматривать картины с глянцевой поверхностью.
- Показывая объекты пользоваться указкой.
Таким образом, важнейшей составляющей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения выступает целенаправленное воздействие педагогическими средствами на нарушенные зрительные функции детей с нарушением зрения, а также закрепление представлений детей об объектах и явлениях окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы по развитию восприятия сюжетной картины у детей с нарушением зрения
Для детей с нарушением зрения понимание сюжетных картин выступает сложным объектом зрительного восприятия. Для них не так важно узнать, кто изображен на картине, как определить причинно-следственные и логические связи, раскрывающие события. Зрительные образы у детей с нарушением зрения не целостны, фрагментарны, бедны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Они выделяют в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями.
Педагогам важно знать особенности зрительного восприятия сюжетных изображений дошкольниками с нарушением зрения:
1. у детей с амблиопией и косоглазием увеличено время восприятия сюжетного изображения,
2. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия,
3. у детей снижен объем восприятия, т. е. ими за большее время воспринято меньшее количество персонажей и объектов картины,
4. дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия.
Алгоритм рассматривания сюжетных изображений отличается от алгоритма описания картины! На первом месте стоит задача не развития речи, а развитие восприятия сюжетного изображения. Для педагога важно, чтобы ребенок не просто описал, изображенные объекты, а умел их рассматривать с осмыслением воспринимаемого.
Цель рассматривания картины - обеспечить ребёнку с нарушением зрения полный объём восприятия изображения, способствующий последовательному переводу взора на каждый элемент картины, создать целостный образ воспринимаемого.
Алгоритм рассматривания:
1. Целостное восприятие (1-3 мин).
2. Перечисление, название всех главных объектов (кто изображен?)
3. Что происходит?
4. Где происходит?
5. В какое время?
6.Качественные признаки объектов: форма, цвет, в том числе оттенки, величина настолько, насколько это возможно;
7.Причинно-следственные связи (взаимосвязь предметных изображений между собой).
8. Рассматривание композиционного плана сюжетного изображения. Уточнить расположения предметов относительно друг друга (справа/слева, верх/низ, центр/ ниже центра или выше, ближе/дальше, передний/задний план).
9. Придумывание название сюжетному изображению детьми. Сообщение авторского названия.
При рассматривании картины обращаем внимание детей на то, как и по каким признакам, они узнают предмет/объект.
Очень важно формировать у детей представления о целостной картине мира и уточнять:
-социальную принадлежность героев (пол, возраст и по каким признакам дети определяют это),
- эмоциональное состояние героя (обращать внимание на мимику, пантомимику, позу и жесты),
- место событий (определить характерные объекты предметно-пространственной организации),
- определить временную характеристику событий,
- определить сезонные изменения (в природе, одежде людей),
- уточнение пространственных представлений о направлениях движения, о взаимоположении между объектами,
- развитие сенсорных эталонов (цвет, форма и величина).
Основные требования при подборе сюжетных картин:
- Размер картины доложен соответствовать степени и характеру зрительного нарушения.
- Четкие контурные линии.
- Яркая и контрастная цветовая гамма объектов.
- Количество деталей и степень зашумленности объектов должны соответствовать зрительным возможностям, а также возрастным особенностям ребенка.
- Сюжетные изображения должны быть реалистичны;
- Сюжетные изображения должны соответствовать жизненному опыту ребенка, знакомы детям по содержанию и доступны для понимания.
- Нельзя рассматривать картины с глянцевой поверхностью.
- Показывая объекты пользоваться указкой.
Таким образом, важнейшей составляющей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения выступает целенаправленное воздействие педагогическими средствами на нарушенные зрительные функции детей с нарушением зрения, а также закрепление представлений детей об объектах и явлениях окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»
Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...
Психолого - педагогические рекомендации к работе по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.
Основные задачи, принципы и приемы организации ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения....
Рекомендации по подбору сюжетных картин для детей с нарушением зрения.
Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения откладывают своеобразный отпечаток и на восприятие этими детьми сюжетных изображений. В разработках содержится алгоритм работы воспитателя...
Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»
Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...
Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»
Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...
Консультация для воспитателей на тему: Специфика работы по развитию восприятия сюжетного изображения у детей с нарушением зрения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 « ЕЛОЧКА» ГОРОДА ДЮРТЮЛИ...