статья "развитие творческих способностей детей по художественному творчеству"
статья по рисованию (старшая группа) на тему
Развитие творческих способностей дошкольника.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и творческие способности.
Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_doshkolnika.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей дошкольника.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и творческие способности.
Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
Н.П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествование (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). Г.Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредотачиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее. Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно – игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве. ими рисунки.
Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.
В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно – образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности, изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера).
На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.
Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Эффективность обучения, а следовательно, и развития детского творчества ,творческих способностей и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.
Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям. Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно – творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.
Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером. Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога, работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском саду ведется по схеме: руководитель- воспитатель-ребенок.
Для обеспечения органичного единства обучения и
Развития творческих способностей детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель- творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.
Планируя занятия, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику изостудии.
Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на занятиях в изостудии, или наоборот.
Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки – клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы – лепят, рисуют и т.д.
Учитывая особенность темы занятия могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Все занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.
Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества.
На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.
Готовясь к своим занятиям, педагог думает, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?
Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изодеятельности нужно отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.
Заключение
Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Из предлагаемого понимания творческих способностей становится очевидным, что для их развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, знакомство с произведениями искусства.
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:
• приоритетное внимание к детской деятельности – игре;
• творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе.;
• широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
• широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;
• вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
• исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;
• изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;
• взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.
Педагог должен понимать, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости,
а также должен понимать, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
В творческой деятельности педагог видит свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей средствами художественного конструирования
Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Коммуникация" и "Чтение художественной литературы"группа 2 младшая группаПерс...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"
Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....
«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)
Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...
Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".
В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....
Индивидуальный план работы воспитателя Нестеровой Ольги Павловны МБДОУ №23 по теме «Развитие творческих способностей детей посредством художественно — творческой деятельности»
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя...
Презентация "Творческие способности детей через художественный ручной труд"
Презентация "Творческие способности детей через художественный ручной труд"...