Рекомендации для родителей "20 советов логопеда"
консультация по теме
В данном материале даны рекомендации родителям детей ясельного и дошкольного возраста. Родители узнают как нужно общаться, разговаривать с детьми, как развивать речь ребёнка, развивать мелкую моторику рук, расширять словарь малыша, в общении с ребёнком быть терпеливым и тактичным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации для родителей "20 советов логопеда" | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Двадцать простых советов логопеда
(рекомендуется в помощь родителям детей ясельного и дошкольного возраста)
1
НАЧНЁМ С ВАС. Даже если Вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
2
ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ. Озвучивайте любую ситуацию, но только если Вы видите, что ребёнок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
3
ГОВОРИТЕ ЧЁТКО. Говорите чётко, быстро, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4
ТО ЖЕ, НО ПО — РАЗНОМУ. Повторяйте по - многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «Мячик упал. Упал мячик. Вот и упал». Это позволяет ребёнку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова.
Если Вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое - нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5
Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6
Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавая что - то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть - изучать различными способами. Если вы видите, что ребёнок что - то трогает, с чем — то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, чётко, выразительно.
В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребёнок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще ещё не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
9
Развивайте фонематический слух. Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (нож-нос, уточка-удочка).
10
Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: б а - б о - б у - б ы - б е - б и. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.
11
Уважайте его попытки говорить, в те моменты, когда ребёнок говорит, лепечет один или с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - потому ему необходимо слышать себя.
12
Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.
13
Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребёнка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нетнеобходимости произносить что-либо, он просто посмотрит, протянет руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового общения.
И хотя жест- это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
14
Расширяйте словарь малыша. Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведёт к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесёт в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают, (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребёнка показать, где ручки, где ножки (у куклы, у Вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
15
Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так Вы сможете день за днём судить о его успехах.
16
Не пренебрегайте звукоподражаниями. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа: бух-бух, ням-ням, ав-ав, дай и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребёнку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребёнку.
17
Читайте, читайте, читайте.... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
18
Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - всё это поможет речи, а в будущем и письму.
19
Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если Ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово - правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придёт время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию. Дети, которые поздно начинают говорить.
Некоторые дети отчётливо произносят слова ещё в возрасте до года. Большинство начинает пользоваться словами на втором году жизни. К двум годам проявляются признаки речи. Определённое беспокойство вызывают дети, которым почти 2,5 года и которые не пытаются заговорить.
20
ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ребёнку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
Особенности работы воспитателя в коррекционной группе....
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....
Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей. «Успешные родители»
Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.Если вы не видите немедленного результата хорошего или плохого, будьте терпеливы и наблюдайте. Дипак Чопра.Цель данной работы сост...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Методические рекомендации для учителя-логопеда по проведению дидактических игр
Может быть полезно начинающим педагогам: логопедам, воспитателям....
Методические рекомендации для учителя-логопеда к проведению занятий по устранению нарушений слоговой структуры слова
Может быть полезно молодым специалистам,педагогам,студентам....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.
Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для ч...