Развитие ребенка в музыкально-ритмической деятельности
статья по теме

Марина Юрьевна Иванова

 Предлагаемая статья посвящена музыкально-ритмическим занятиям, способствующим более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. На занятиях пробуждается пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях. С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс музыкально-ритмических занятий приносит детям истинную радость и развивает способность к самовыражению в творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rebenka_v_muzykalno-ritmicheskoy_deyatelnosti.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Развитие ребенка в музыкально-ритмической деятельности

      В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и музыкально-ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

      На музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.                                  
       Музыкально-ритмические движения в дошкольном возрасте - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений. Занятия в основном игровые, но в этой игре ребёнок учится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.                                
    Основная цель на музыкально-ритмических занятиях с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи развития и воспитания детей  на музыкально-ритмических занятиях:

     1.     Развитие музыкальности.    

  1. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.                              
    3.  Развитие музыкального слуха, чувства ритма.    
     4.      Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.                    
    5.  Развитие музыкальной памяти.              
     6.    Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.                        
       7.      Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
      8.    Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.
       9.      Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.

     10.    Формирование правильности осанки, красивой походки.

     11.     Развитие умения ориентироваться в пространстве.

  12.  Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
13. Развитие способностей фантазии и импровизации.    
   14.     Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы)  умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.          
  15.     Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.

Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских праздниках, концертах и творческих вечерах, музыкальных досугах.                        
      Занятия музыкой и музыкально-ритмическими движениями помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Музыкально-ритмические занятия связывают хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, с различными формами творчества.

 Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.
      Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

   Многие занятия посвящаются исследованию раскрытия для детей какой-либо эмоции.   Каждый ребенок придумывает движения  для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могут выразить свои чувства в различной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злой феей или злым волшебником, исполняя их танец.                        
          Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

     Всестороннее развитие детей осуществляется  посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения, а  так же через развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки. И, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки ( характер, жанр, сильная и слабые доли).          
          На музыкальных занятиях  детям рассказывают об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий  - это всестороннее развитие ребенка через музыку и музыкально-ритмическое воспитание. Так же, музыкально-ритмические движения  помогают выработать естественную грацию, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.            
  Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации,  помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, развивается интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», которое проявляется в желании сообща заниматься музыкальной деятельностью, а в частности ритмическими движениями.
  Для этого  разработано много  музыкальных игр и музыкально-хореографических этюдов, игр на развитие творческого воображения,  игротанцев , логоритмических упражнений и т.д.

 Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками, песенками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и "пропевать" танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания  попевочек  используются любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

      Для разучивания танцев с детьми дошкольного  возраста, необходимо придерживается следующих основных принципов:

-  Правильный подбор музыкального произведения.            
-    Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.        
- Разнообразие движений и высокая динамичность.  
-     Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.            
-   Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори".          
-     Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
-   Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.            
-       Разучивание детских танцев через игры "Зеркало" и "Радужная полянка".

Основные принципы  сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы.

 На музыкально-ритмических занятиях используется наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях  используются упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.            
   Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, необходимо гибко чередовать упражнения разной степени трудности, варьировать построение занятий, работу с детьми индивидуально и подгруппами. Музыкальный руководитель добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.

   Музыкально-ритмические занятия способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. На занятиях пробуждается пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях.

Музыкальный руководитель учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений.  Совместно с детьми взрослый придумывает способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Малыши получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы- живые или неживые.

  Начиная танцевать  в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец  - это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия музыкально-ритмическими движениями дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс музыкально-ритмических занятий приносит детям истинную радость и развивает способность к самовыражению в творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Влияние музыкально-ритмической деятельности на всестороннее развитие ребенка....

«Развитие эмоциональности ребенка через музыкально-ритмические движения».

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети ...

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности ребенка через музыкально-ритмические движения»

Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей......

Музыкальное развитие детей средствами музыкально- ритмической деятельности

В связи с ведением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важное место отводится музыкальному исполнительству. Одним из в...

Развитие детей в музыкально-ритмической деятельности (консультация для воспитателей)

Все мы не раз наблюдали, с каким удовольствием дошкольники импровизируют под музыку, придумывая свободно танец....

«Эстетическе развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.  При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, н...

Развитие творческой фантазии ребенка через музыкально - ритмические движения с атрибутами.

Танцы с атрибутами занимают важное место в музыкальном воспитании ребёнка, начиная с раннего возраста. Исполнение танцев с различными предметами, игрушками:развивает координацию, синхронность движений...