РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по музыке на тему
Влияние музыкально-ритмической деятельности на всестороннее развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportala.docx | 23.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Музыкально-ритмические движения являются для ребенка одним из самых любимых, привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию, фантазию. Музыкально-ритмические движения - это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит Музыка, а движение выражает музыкальный образ. Музыка и движения тесно взаимосвязаны. Это и единство художественного образа, настроения и характера исполнения. Музыкально-ритмические упражнения способствуют развитию у детей:
- музыкальности;
- двигательных навыков, умений;
- творческого воображения и фантазии;
- психических процессов;
- нравственно-коммуникативных качеств личности.
Еще в 1914 году ученый В.М.Бехтерев в своих работах достаточно подробно анализирует влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандирует музыку, как средство борьбы с переутомлением.
Музыка помогает в борьбе с повышенной нервозностью и капризами, которым особенно подвержены дети в раннем возрасте.
Музыка обладает способностью захватить нас своим ритмическим строем.
Способность музыки активно стимулировать и регулировать движения нашего тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной гимнастики.
Занимаясь с детьми музыкально-ритмическими движениями, я стараюсь наблюдать, анализировать их внутренние процессы - прежде всего мыслительные, эмоциональные.
Эмоциональность, выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания ее (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога).Умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают.
У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные.
Таким образом, этот вид музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения) направлен на гармоническое психическое, духовное и физическое развитие ребенка.
Моей главной целью является приобщение к движению под музыку всех детей не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка», индивидуальность. Стараюсь психологически раскрепостить каждого ребенка.
Развитие движения у детей - это естественный процесс, аналогичный развитию речи. Природа одарила детей в раннем и дошкольном возрасте замечательной способностью - способностью к подражанию. Именно на это свойство я и опираюсь на первоначальном этапе обучения детей. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности.
Второй этап обучения способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения и по-своему их комбинировать.
Третий этап работы - подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развития способности к самовыражению.
К каждому этапу я перехожу последовательно, но в то же время они присутствуют в работе одновременно. Это значит, что на занятиях исполняются музыкальные этюды, композиции, танцевальные движения как по показу(моему), так и даются самостоятельные творческие задания.
На занятиях стараюсь включать в упражнения всевозможные телодвижения( из области хореографии, художественной и ритмической гимнастики, ритмики, пантомимы), доступные детям данного возраста.
На муз.занятиях использую различные атрибуты: гимнастические палки, обручи, скакалки, платочки, длинные ленты на палках, короткие на кольцах, мячи, цветы, погремушки, кубики, зонтики, шарфики, султанчики и др.
Музыкальные руководители-творческие личности, поэтому мы постоянно нуждаемся в новом материале в соответствии с изменением окружающей жизни, запросов самих детей и, наконец, с потребностью все время вносить в работу что-то новое, свежее, интересное.
Но, пожалуй, разработка репертуара-это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей.
Стараюсь разнообразить двигательный материал по направленности, стилю, жанру, сложности и интенсивности движений.
Стремлюсь, чтобы репертуар был интересен и разнообразен и в музыкальном плане, чтобы он был выразительным, привлекательным для детей, будил их фантазию и воображение, приносил им радость.
Помимо живого аккомпанемента использую на занятиях фонограммы, записи симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, инструментальной музыки современных композиторов, музыки из детских кинофильмов, мультфильмов.
Придерживаюсь девиза:
«ВВЕСТИ РЕБЕНКА В МИР МУЗЫКИ С РАДОСТЬЮ И УЛЫБКОЙ».
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей использую разнообразный репертуар: упражнения, этюды, парные танцы, русские народные, сюжетные, характерные и спортивные пляски, танцы народов мир, инсценировки песен.
Но коммуникативные танцы занимают особое место в моем репертуаре, т.к. они и развивают, и развлекают. А поскольку «учиться надо весело», то этот вид танцев - лучший материал для работы с детьми! Эти танцы, в основном, с несложными движениями, включающие элементы общения, смену партнеров, игровые задания. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном, на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом, они производят положительные, радостные эмоции, способствующие развитию доброжелательных отношений между детьми и благоприятному климату на занятиях.
Как известно, особый ребенок страдает многими сопутсвующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и проблемы в общении. А в несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития детей.
При этом учу танцевать детей не только правильно, но и эмоционально, выразительно.
Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. А потому я регулярно на протяжении многих лет посещаю различные семинары по танцевальной культуре, кружки по музукально-ритмическим движениям. Придумываю, совершенствую и «пропускаю через себя» все виды движений, которые предлагаю детям. Помню, что дети - мое «зеркало», они очень точно копируют все мои движения и мимику, поэтому стараюсь сама двигаться легко, максимально выразительно и эмоционально.
Благодаря использованию фонограмм, я вовлекаю детей в свой показ, помогаю освоить им сложные двигательные упражнения.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, максимально концентрирует внимание детей.
Есть еще одна особенность вовлекающего показа: он должен быть дан в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими движениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно.
В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному. Важно не делать никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировать внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных комбинациях, будут освоены.
Другими словами, чтобы научиться двигаться, надо прежде всего много двигаться. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для детей, то он может превратиться в муштру, что недопустимо в этом возрасте.
Я стремлюсь сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, красочных костюмов, масок, атрибутов, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
Стараюсь обеспечить на занятиях психологический комфорт, чувства защищенности у каждого ребенка, у которого должно быть отсутствие боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение. Стараюсь не сердиться на детей за то, что у них что-то не получается, не делать замечаний вслух, а наоборот, почаще хвалить их и улыбаться им и внушать им уверенность в собственных силах.
Постоянно слежу за состоянием детей на занятиях, прислушиваюсь внимательно к жалобам детей, не заставляю их заниматься, если они не хотят двигаться (это может быть не проявлением лени, а началом заболевания).
В беседах с воспитателями и родителями выясняю все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Всегда слежу за чистотой, оформлением зала и его проветриванием, а также за удобством одежды детей и их обуви для занятий (легкая одежда и обязательно на ногах чешки).
К концу пребывания в детском саду дети способны выразительно исполнить разнообразные движения под музыку, освоить большой объем разнообразных композиций, танцевальных движений, плясок. Они также способны к импровизации под незнакомую музыку с использованием оригинальных и разнообразных движений, атрибутов.
Они точно и правильно исполняют движения в танцевальных композициях и инсценированных песнях.
Выпускники достаточно свободно владеют собственным телом в движениях, психологически свободны и раскрепощены.
Умеют передавать свой опыт младшим ребятам, организсвывают с ними музыкально-игровое общение.
Список литературы.
1. Программа эстетического воспитания детей. Красота.Радость,Творчество.Автор Т.С.Комарова и др.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
Вераксы.
3. А.И.Буренина. Программа «Ритмическая мозаика» (для детей
дошкольного и младшего школьного возраста ). СПб.,2012г.
4. Бехтерев В. М. «Основы учения о функции мозга».
5. Ильина Г.А. «Особенности развития музыкального ритма у детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...