Организация бодрствования детей 1-го года жизни.
статья
В этой статье вы найдёте ответы на эти вопросы: Зачем заниматься с грудным малышом? Как подобрать полезные игрушки? Организация окружающей, развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_zdravookhraneniya_vostochnogo_administrativnogo_okruga_g.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация бодрствования
детей 1-го года жизни».
План
- Введение. Зачем заниматься с грудным малышом?
- Особенности развития и организации окружающей развивающей среды для детей 1-го полугодия жизни.
- Особенности развития и организации окружающей развивающей среды для детей 2-го полугодия жизни.
- Игры – развлечения для детей 1-го года жизни.
- Рекомендуемая литература для родителей и воспитателей.
Введение
На протяжении нескольких десятилетий многие ученые, педагоги, психологи и просто родители спорят над одним вопросом: « зачем заниматься с грудным малышом?»… Действительно, можно не заниматься – все равно рано или поздно ребенок всему научится: ползать, ходить, говорить, общаться… Только надо понимать, что без специальных занятий ребенок развивается значительно медленнее своих потенциальных возможностей. Более того, именно в период от рождения до года многие способности человека навсегда угасают, так как не получают должной поддержки и развития. Первый год жизни ребенка – это время запуска потенциальных возможностей, и от правильного поведения взрослого в этот период во многом зависит будущее малыша.
Можно выделить три основополагающих составляющих правильного воспитания младенца: здоровье, развивающая среда и развивающее общение. Но при этом следует помнить, что самое главное все-таки здоровье. Ребенок, который хорошо развивается физически, успешно развивается и умственно.
Возможности человеческого мозга в период младенчества изучают и отечественные и зарубежные ученые, но ясно одно, что они практически безграничны. Маленький ребенок, как губка впитывает информацию из окружающего мира. Частичкой этого мира являемся и мы – окружающие его взрослые, и главная наша задача – помочь ребенку в его познании, донести до него, привить ему навыки и умения жизненно необходимые.
А наш скоростной век нана-технологий предъявляет повышенные критерии к подрастающему поколению, такие, как быстрота и неординарность мыслей, индивидуальное мышление, требует интеллектуальных побед и достижений.
Многолетние исследования профессора Н.М. Щелованова доказывают:
« Для того, чтобы организовались сложные функции мозга, в частности функции коры больших полушарий мозга или высшая нервная деятельность, недостаточно одной лишь анатомической готовности мозга. Сложные функции коры полушарий мозга организуются во время индивидуальной жизни, в результате взаимодействия организма с окружающей средой, в результате действий сложнейших внешних раздражений на воспринимающие органы и ответного на них реагирования. Если внешних раздражений нет или они недостаточны, то организация работы коры полушарий мозга, важнейшего для человека во всех отношениях органа, задерживается или идет неправильно даже в том случае, если кора мозга по своей анатомической конструкции уже подготовлена к функционированию. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его «дефицит» может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка».
Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувства, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к 7 месяцам масса мозга удваивается, а к 1.5 годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится.
Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе общения со взрослым ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой, т. е. социализируется. Для этого взрослые, окружающие детей должны создавать соответствующие условия: установить положительные эмоциональные отношения «взрослый – ребенок», организовать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства, которое называется младенчеством.
Особенности развития и организации окружающей
развивающей среды для детей 1-го полугодия жизни.
Ученые и исследователи в области психологии и педагогике сделали свое дело – доказали, что период младенчества самоценен не только сам по себе, он очень важен для дальнейшего развития ребенка и имеет ряд особенностей.
Одна из особенностей первого года жизни ребенка заключается в быстром темпе формирования основных «блоков» развития, ведущих умений, которые важны не только в данный период, но и в дальнейшем – в «зоне ближайшего развития».
Несмотря на морфологическую зрелость центров и проводящих путей головного мозга, младенец осваивает основные умения почти исключительно благодаря педагогическим воздействиям взрослых. Основной, ведущей деятельностью ребенка 1-го полугодия жизни является эмоциональное общение, установление связи «взрослый – ребенок». На основе развития у ребенка положительных эмоций и выработки потребности в общении строится его дальнейшее всестороннее развитие.
С первого месяца жизни важно выработать у ребенка режим, удовлетворяющий его физиологические потребности. Рациональное кормление, последовательное чередование сна и бодрствования позволяют ребенку правильно развиваться физически и умственно, дают возможность воспринимать и накапливать информацию об окружающем. Эти задачи должны решить мы – взрослые в соответствии с микропериодами младенчества и их особенностями.
Период новорожденности (от рождения до 1 месяца).
Особенности развития:
- ребенок спит ~ 22 ч. в сутки;
- короткое бодрствование от2-5 до 10 мин.;
- в период бодрствования совершает хаотичные движения ручками и ножками – первые двигательные проявления;
- поворачивает голову в сторону источника света и звука;
- делает попытки слежения за движущимся предметом;
- прислушивается к голосу взрослого, реагирует на разговор с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в...
Организация бодрствования детей первого года жизни
Как организовать бодрствование детей...
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ...
Организация познавательно - исследовательской деятельности детей 6-7 года жизни
Данная призентация содержит файлы:- программных задач ;- этапов усложнения ;- сравнительного анализа ....
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
В помощь педагогам ясельных групп,в период адаптации....
"Поиски клада" конструкт организации непосредственно образовательной деятельности детей 7-го года жизни.
Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Поиски клада"....
Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »
Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей данного возраста ....