Формирование у родителей гендерной компетентности
консультация по теме

Кошелева Анастасия Викторовна

папка - передвижка для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие − отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

Немалая часть современных родителей  затрудняются давать ответы на часто задаваемые вопросы детей этого возраста о «зачатии, развитии, рождении», «половых различиях», «любви между полами».

 Необходимость в половой информированности детей дошкольного возраста нельзя недооценивать, потому что:

- первичная половая идентичность формируется у детей 1,5 – 2 лет, ребенок 3 - 4 лет осознает пол окружающих его людей, а когда ему исполняется 6 – 7 лет, он окончательно понимает необходимость половой принадлежности, и это совпадает с резким усилением половой дифференциации поведение и установок;

- дошкольное детство является периодом базисного личностного формирования, а половая идентичность – одно из самых существенных для полноценного психосоциального развития индивида психологических образований;

- сексуальное развитие человека детерминировано сложным взаимодействием между психическими и социальными факторами:

биопсихосоциальным  развитием,  возрастными  особенностями,  индивидуальным  предрасположением,  влиянием  семьи, образовательных  институтов,  дружеского круга, информационной среды, полового  просвещения  и  культуры  нации:  

-  дети  имеют  свободный  доступ  к  разнообразным  информационным  источникам  (телевизионным  программам, фильмам, газетам  и  журналам), благодаря    чему    они    могут осведомляться   о  взаимоотношениях  между  полами,  любви и сексе;

- растет число детей дошкольного возраста, которые становятся жертвами сексуального притеснения и насилия.

     Процесс полового воспитания, протекающий в годы дошкольного детства, связан с половой идентификацией ребенка, с усвоением гендерных стереотипов поведения (представлений о различных в личностных качествах, интересах и поведении у мужчин и женщин), на основе которых у ребенка формируются половое самосознание, отношение и предпочтения как к представителям своего, так и противоположного пола. В процессе интегрированного взаимодействия между разными социальными факторами самое существенное влияние на половое воспитание ребенка оказывают родители и педагоги. В период базисного личностного формирования они несут ряд ответственностей, среди которых самое важное место занимает их забота о своевременном, отвечающем возрастным потребностям, половом воспитании дошкольника.

     Родители оказывают большое влияние на развитие детского восприятия, являются образцом, которому ребенок подражает в своих действиях и поступках. Родители формируют внешний вид и поведенческие проявления ребенка мужскими или женскими, потому что биологический пол является данностью, с которой ребенок рождается, но психологический формируется в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

     В семье существуют самые благоприятные условия для усвоения и формирования соответствующего полу поведения. Родители – первые образцы маскулинности и фемининности, которые ребенок наблюдает, воспринимает и перенимает. Информационно-поведенческая культура родителей оказывает свое позитивное или негативное влияние на развитие полоролевых стереотипов у детей. Вот почему необходимо иметь свои знания о позиции родителей по отношению к половому воспитанию детей дошкольного возраста, чтобы дошкольное образование могло ответить адекватно на современные педагогические проблемы соответствующими воспитательными технологиями.

     По отношению к половому просвещению детей родители и педагоги единодушны во мнении, что половое воспитание надо вести совместно детскому саду и семье. Многие родители выражают сомнение в том, что детский сад, а позднее - и школа, могут решать успешно проблемы полового воспитания, если основы не заложены в семье. Из анкет видно, что родители чувствуют себя не подготовленными к таким вопросам, так как не знают, что ответить своим детям, как доступно объяснить им эти «трудные», по их мнению, вещи. Большинство родителей считают, что мамы лучше разговаривают с детьми по этим вопросам, чем папы. Это можно объяснить традицией, сложившейся в болгарской семье, согласно которой мать ближе к детям, поэтому и половое воспитание тоже считается приоритетно ее обязанностью. Современные родители – люди поколения телевидения и видеофильмов, и большая часть информации о половом взаимоотношениях они сами получили из этих информационных источниках. Но родителям современных дошкольников следует избегать ошибок своих родителей, потому что своевременный и искренний разговор с ребенком не заменить «общением» с телевизионным экраном и дисплеем компьютера на родителях лежит ответственность по определению времени телевизионных просмотров и выбору телепередач. Некоторые родители не ограничивают своих детей в просмотре фильмов, в которых секс и эротика являются основным содержанием. Такие родители не осознают неблагоприятного воздействия, которое могут оказать данные передачи на формирование детей как в дошкольном возрасте, так и в последующих периодах развития. У детей можно спровоцировать слишком ранний интерес к другому полу, как и порождение сексуального желания, деформировать их восприятие и представления о сексуальном общении.

Другая существенная для психического здоровья ребенка проблема, с которой родители, а позднее и педагоги, сталкиваются – это игра половыми органами. Такое поведение детей приводит их в смятение, и они не знают, как отреагировать. В общем, их реакции можно свести к следующему: одни обходят случай, не обсуждая его с ребенком; другие ищут помощи у педиатра; третьи переключают внимание детей в сторону других занятий. Родители должны знать, что в большинстве случаев эти игры совершенно невинны и безвредны для здоровья ребенка. Они являются естественным проявлением на определенном этапе развития детского познания и характерного для возраста любопытства, направленного на познавание собственного тела. Эти игры не вызывают полового возбуждения и на них следует смотреть как на все другие игры. Но когда взрослые вмешиваются бестактно, иногда грубо, запретами или порицаниями, тогда это может иметь отрицательные последствия: причинить страдание, поставить психологические барьеры в общение между родителем и ребенком или привести к более серьезному психическому расстройству, способному отразиться на будущей сексуальной жизни.

     Позитивно мыслящие родители и оценивающие значение дошкольного периода в личностном формировании ребенка. Они убеждены в необходимости и важности ранней информированности по вопросам зачатия и рождения новой жизни, об особенностях полов и половых взаимоотношениях. Вот почему они смотрят на детские вопросы как на естественные и относятся к ним с пониманием и достаточно серьезно. Дают детям верную, доступную информацию, используя книжки, иллюстрации, фильмы.

Родители, проявляющие непонимание и некомпетентность по вопросам полового воспитания. Они разделяют мнение, что об этих проблемах еще рано говорить, что это является приоритетом школы. Когда дети проявляют интерес, такие родители отклоняют разговор, не отвечают на поставленные вопросы. Они не располагают необходимой информацией, поэтому ответы вызывают затруднения и смятение у родителей.

Родителей, которые убеждены в необходимости полового воспитания, но не имеют необходимой информационной компетентности. Они стараются давать ответы на поставленные ребенком вопросы, но, избегая неловкой ситуации, дают неверную информацию.

     Преодоления негативного отношения некоторых родителей к проблемам полового воспитания можно достичь совместными согласованными действиями педагогов и родителей. В половом воспитание детей 21 века нельзя допускать ошибок воспитания предыдущих поколений – информацию по одним из наиболее важных  вопросов о происхождении и развитии человеческой жизни получать у неинформированных сверстников, старших друзей или из медиийных информационных источников. Правильный подход требует, чтобы вопросы детей заставали родителей подготовленными.

 

Формирование у родителей гендерной компетентности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование у родителей гендерной компетентности»

Консультация для родителей«Формирование у родителей гендерной компетентности»...

Формирование у родителей гендерной компетентности в процессе взаимодействия семьи и детского сада по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской истории и культуре

В статье рассказывается об опыте работы с семьей по воспитанию детей в русских традициях с учетом их гендерных особенностей....

Родительское собрание по формирование у родителей гендерной компетентности в форме игры «Что, Где, Когда»

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. П...

Родительское собрание в форме игры «Что, Где, Когда» по формированию у родителей гендерной компетентности

Цели:1.    Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей.2.    Создать условия для благоприятного протекания процесса социализации мальчиков и...

Формирование у родителей гендерной компетентности

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек является действительным членом сообщества....

Творческая работа на тему: Формирование у родителей гендерной компетентности. О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей во...