Формирование у родителей гендерной компетентности в процессе взаимодействия семьи и детского сада по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской истории и культуре
статья (старшая группа) на тему
В статье рассказывается об опыте работы с семьей по воспитанию детей в русских традициях с учетом их гендерных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_gendernoe_vospitanie_starshikh_doshkolnikov.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у родителей гендерной компетентности в процессе взаимодействия семьи и детского сада по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской истории и культуре.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеют ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.»
К.Д. Ушинский
Семье принадлежит ведущая роль в формировании личности ребенка. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учётом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, компетентными в данном вопросе людьми. Они должны знать о том, как воспитывали мальчиков и девочек наши предки, и что можно перенести из прошлого в настоящее. Ознакомление с историей русского крестьянского быта не только формирует уважение к русской народной культуре, но и оказывает влияние на гендерное воспитание детей.
Для того, чтобы вызвать интерес родителей к данной проблеме, был подготовлен и осуществлен педагогический проект «Русская изба». Данный проект предполагал участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению детей с историей, бытом, культурой и традициями русского народа. Особым явлением народной культуры является русская изба. В процессе реализации проекта дети знакомились не только с устройством русской избы и разнообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением, но и получили представления о быте и традициях русской крестьянской семьи, распределении трудовых обязанностей, играх и занятиях мальчиков и девочек.
В процессе подготовки и реализации проекта, проводились беседы, консультации по темам «Русская изба», «Народная игрушка», «Воспитываем мальчиков и девочек в русских традициях», которые давали представление о быте и традициях воспитания детей в крестьянской семье. Родители узнали о том, что уже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. В русских народных играх, потешках и колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а непосредственно к мальчикам или девочкам. В песенках, потешках, адресованным мальчикам и девочкам, рассказывается о том, что их ожидает во взрослой жизни. Так, труд девочек в будущем связан с ведением домашнего хозяйства, приготовлением еды, пошивом одежды, и т.д.:
«Алёнка – маленка
Шустра – быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала.
Везде поспела –
В охоту ей дело».
А мальчик – будущий хозяин, охотник, добытчик, опора родителей в старости:
«Спи, Ванюшка,
Спи, родной.
Спи, Ванюшка,
Спи, усни.
Не вздымай головы,
Бай да люли.
Будет пора,
Да разбудим тебя.
Спи, спи, усни.
Будешь большой,
Будешь рыбку ловить,
Тетерку ловить,
Будешь лес рубить,
Татку, мамку кормить».
Мы познакомили родителей с традициями воспитания детей в крестьянской семье. Они узнали о том, что до трёх лет воспитанием ребёнка, в основном, занималась мать, и только когда ребёнку исполнялось три года, отец активно включался в процесс воспитания. Мальчиков привлекали к помощи по хозяйству: подержать, передать инструменты, когда отец что-то мастерил, помочь запрячь лошадь, загнать скотину во двор и т.д. А девочек мать привлекала к уходу за младшими детьми, уборке дома, приготовлению еды, пошиву, вязанию одежды. Таким образом, процесс воспитания девочек находился в руках матерей, отец выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. А вот за воспитание мальчиков ответственность полностью брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушки, дяди и старшие братья.
В крестьянской семье, конечно, дифференцировался труд мальчиков и девочек, но и от мальчиков, и от девочек требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим и заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность. Это вечные ценности, которые, к сожалению, мы не часто встречаем в современной жизни.
Так, в процессе реализации проекта, родители познакомились с особенностями воспитания мальчиков и девочек в крестьянской семье.
Результатом проведённой работы стало желание родителей активно участвовать в проекте «Русская изба». С их помощью мы подобрали материал о жизни и быте крестьян на Руси: иллюстрации, старинные фотографии, картинки, альбомы, книги, энциклопедии.
Мама нашей воспитанницы Любы М., одетая в старинный русский костюм, принесла в группу серп и колосья, показала, как жали пшеницу.
Из соломы и лоскутков дети под её руководство м мастерили кукол.
У детей сложилось яркое представление о том, чем занимались и как играли девочки в крестьянской семье.
Замечательным подарком для наших детей стала изба, которую сделал папа Любы М. – это была настоящая русская изба в миниатюре.
Внутри изба была заполнена предметами быта, о которых дети уже знали, но видели до тех пор только на картинках. В избе жили куклы в костюмах разных областей России: отец (Архангельская кукла), мать (Владимирская кукла), взрослая дочь-невеста (Вологодская кукла), мальчик (кукла Вятской, Тульской губернии) и младенец в люльке.
Девочки играли с этими куклами, пели «детям» колыбельные песни, читали стихи и потешки, вели диалоги «взрослых» с «детьми». Мальчики принимали участие в играх, исполняя роль отца – главы семейства.
Вместе с родителями и воспитателями дети создали свой макет крестьянской избы с подворьем – «катали» и склеивали «бревна», огородили двор забором, соорудили маленькие качели и скамейки во дворе.
Куклы, которых смастерили из лоскутков девочки, поселились в этой избе. Макет не статичный, а игровой, дополняя его деталями или частично что-то изменяя, можно «менять» времена года, «подселить» домашний скот и птицу, развивать различные игровые сюжеты.
Таким образом, участие родителей в педагогическом проекте «Русская изба» способствовало более открытым и доверительным отношениям между педагогами и родителями. Мы обсуждали вопросы о роли матери и отца в воспитании детей. Взаимодействуя с родителями, мы побуждали их по-новому взглянуть на историю нашего народа, его традиции, обращая особое внимание на воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. Ведь семья не может существовать вне традиций. Лучшие традиции семейного воспитания передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка с учетом его гендерных особенностей.
Литература:
- Дронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений», М.: Линка-Пресс, 2009.
- Шапкина В.Б., Мартынова А.И., Королева И.П. «Народная кукла в игре современных детей». Журнал «Старший воспитатель», 2008, № 6. с. 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок
В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к народной культуре....
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в худ...
из опыта работы по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы"
Данный опыт будет полезен для воспитателей ДОУ, студентов педагогического колледжа. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, оп...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...