Три столпа успешного воспиания
консультация по теме
Консультация для родителей о технике семейного воспитания.
В течение обычного рядового дня дети совершают от 30 до 40-ка неправильных действий, за которые их можно ругать бесконечно. (Особенно тяжело приходится одиноким матерям.) Вследствие такого положения дел (на педагогическом фронте) родители иногда не придают значения более серьезным проступкам ребенка, а за мелочи и шалости отчитывают по полной программе. Постоянные попреки и поучения взрослых лишь дезорганизуют ребенка. Чтобы не потерять цель и сохранить ориентиры в воспитании, рекомендую запомнить советы Эверетта Шострома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_stolpa_uspeshnogo_vospitaniya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Три столпа успешного воспитания
«Нежелательные формы поведения легко могли бы исчезнуть, если бы те, кому доверен процесс воспитания, осуществляли его правильно и не были вынуждены наказывать за то, что они сами вначале непроизвольно поощряли»
(Б. Ф. Скиннер)
1. Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребенка как наглядный родительский образец.
2. Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребенка, как своевременно подкрепленная инициатива ребенка.
3. Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребенка, как совместные продуманные действия всех участников воспитательного процесса.
Правила наказания ребенка
«Если твои планы рассчитаны на год, сей рожь, если на десятилетия — сажай деревья, если на века — воспитывай детей»
(Народная мудрость).
В течение обычного рядового дня дети совершают от 30 до 40-ка неправильных действий, за которые их можно ругать бесконечно. (Особенно тяжело приходится одиноким матерям.) Вследствие такого положения дел (на педагогическом фронте) родители иногда не придают значения более серьезным проступкам ребенка, а за мелочи и шалости отчитывают по полной программе. Постоянные попреки и поучения взрослых лишь дезорганизуют ребенка. Чтобы не потерять цель и сохранить ориентиры в воспитании, рекомендую запомнить советы Эверетта Шострома.
Три вещи, за которые надо обязательно ругать ребенка:
- здоровье свое или чужое;
- собственность своя или чужая;
3. неуважение старших
Наказывая, не подавляйте и не унижайте ребенка. Наказание с подавлением внушает ребенку страх и наносит сокрушительный удар по его воле и самостоятельности.
Правила физического наказания ребенка (три ограничения при выработке сознательного отношения к родительскому «нельзя»):
- Нельзя запугивать физическим наказанием ребенка. «Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки. Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать. Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания, — это уже заранее обдуманная жестокость». (Домокош Варга. Радости родительских забот.)
- Нельзя физически наказывать ребенка с пристрастием. Смотрите на физическое наказание как на редкий вид настольной игры. («Давно не брал я в руки шашек».) Не добавляйте к этой процедуре никаких эмоций. Не надо кричать, не надо срываться следите за интонацией. Вспомните фильм «Высота» с Рыбниковым в главной роли, где отец наказывает ремнем 16-летнего сына: никакой злобы, никакой ненависти, только усы шевелятся вверх-вниз, вверх-вниз и все. Одна сплошная справедливость (Правда, возраст не совсем подходящий...).
- Нельзя физически наказывать ребенка старше трех лет, чтобы не унижать его личность! После трех лет переводите ребенка «на угол». С этого момента физические наказания должны уйти в безвозвратное прошлое.
P.S. Никто, кроме родителей, не имеет права физически наказывать ребенка.
Лучшее наказание — это наказание бездействием. В коммуне А. С. Макаренко арестант сидел в кабинете директора колонии (в директорском кресле) и думал. В народной традиции для организации бездействия используют угол. В угол можно ставить ребенка до 10 лет, т.е. до вступления его в младший подростковый возраст. Ребенок старше 10 лет может самостоятельно покинуть угол или не встать в угол, что будет значительно хуже, нежели его вообще никуда не ставить. (В критических ситуациях с подростком придерживайтесь «золотого правила» педагогики: «Если не знаешь, что делать, ничего не делай. Поспешишь — людей насмешишь».) Только не надо устраивать ребенку «полный угол»: с выключением света и запиранием комнаты. Таким образом поступала известная героиня Марка Твена — тетушка Полли, воспитавшая «на голову себе» Тома Сойера. Многие детские страхи в основе своей содержат страх отчуждения. Типичен в этом отношении страх темноты. Родители знают, что, укладывая ребенка спать, приходится оставлять включенный абажур или открытую дверь в соседнюю комнату. Что бы ни сделал ребенок, не экспериментируйте с темнотой. Неврозоподобные состояния — слишком большая расплата за детский проступок. Ребенок, вообще, не со зла попадает в угол. (Всю неделю ждал «Терминатора». Наконец, в субботу за 15 минут до фильма, окончательно выбившись из сил от ожидания, в грубой форме ответил бабушке.) Четко обозначайте время при постановке в угол (обычно, достаточно минут соответственно возрасту). В комнате должны быть часы! Эксперименты Курта Левина доказывают, что даже со взрослыми людьми, закрытыми на неопределенное время, случаются истерики. После того как ребенок отстоял положенное время, он должен выйти из угла.
Никогда не наказывайте ребенка чтением, уроками, работой и спортом (комментарии излишни).
И еще... Нельзя ругать ребенка прилюдно, стыдить его в присутствии сверстников, товарищей. Нельзя выбегать на улицу и орать на весь двор. (Это очень унизительно для него.) На какой бы высоте ни стоял у нас воспитательный процесс, следует помнить о главном — о сохранении отношений с дорогим человеком. Иногда лучше отвернуться от окошка и ничего не знать, чем подвергнуть публичному наказанию собственного ребенка.
Не ковры и фотообои, а красные лозунги надо развешивать по стенам квартиры: «Нельзя одергивать ребенка, когда он задает познавательные вопросы!» («Сначала лицо умой, а потом спрашивай»), «Нельзя одергивать ребенка, когда он занят делом или пытается в чем-то разобраться», «Нельзя ругать ребенка, когда он выполняет нашу просьбу или пытается нам помочь». Думайте о ребенке, помните о ребенке, но не смейте делать его своим смыслом! Нельзя никого делать своим смыслом! Это слишком дорого обходится другим...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям о воспиании
Ж.Ж. Руссо о воспитании...
Конспект занятия по экологическому воспианию "Вот пришли морозы"
Занятие по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы, относится к разделу "Ознакомление с природой". Рекомендуется проводить в начале декабря....
Конспект занятия по экологическому воспианию "Путешествие в лес" вторая младшая группа.
Конспект занятия....
План работы социального педагога на тему “От успешного взрослого – к успешному ребенку”
Развитие социальной уверенности ребенка...
Презентация "Александрийский столп"
Краткое описание создания Александровской колонны....
трудовое воспиание детей дошкольного возраста в аспекте гендерных различий
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества является одной из задач социально-коммуникативного развития при реализации образовательной программы ДОУ. Согласно ФГОС дошкольно...
"Формы воспиания детей среднего возраста и их испоьзование в воспитательной работе ДОУ"
Статья для воспитателей ДОУ...