трудовое воспиание детей дошкольного возраста в аспекте гендерных различий
статья (старшая группа)

Кунц Оксана Анатольевна

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества является одной из задач социально-коммуникативного развития при реализации образовательной программы ДОУ. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации  трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. Принципиальным моментом в  данном случае является переход от традиционного подхода в воспитании к гендерному подходу, ориентированному на принципы гендерного равноправия, развития и реализации индивидуальных интересов и способностей каждого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества, развивает

пытливость и любознательность, рождает

новую красоту в окружающем мире,

пробуждает первое гражданское чувство -

чувство созидателя материальных благ,

без которых, невозможна жизнь человека.

( В.А. Сухомлинский)

Воспитание мальчиков — не женское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», герою которого всего шесть лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.

        Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека.

 Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое  разделение «мужских» и «женских» ролей.

Поскольку в народном понимании женщина –  это прежде всего мать, хранительница очага, в ее обязанности входило вести домашнее хозяйство, организовывать семейный уклад, воспитывать детей. Кроме того, на женщине лежали работы, связанные с обработкой льна и изготовление одежды для семьи; она должна была уметь прясть, ткать и шить. Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Главная «мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, представлять семью на сельских сходках; на мужских плечах была и самая тяжелая работа по дому и хозяйству.

В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье (в том числе и трудового).

В современном мире образ женщины носит, выражено эмансипированный характер. В силу жизненных обстоятельств, женщине приходится брать на себя различные роли – мать, хозяйка, работница, успешная женщина, карьеристка, начальник…Среди профессий, которые издавна принято было считать мужскими – строитель, милиционер, водитель и т.д., все чаще стали появляться лица женского пола. Женщине, зачастую,  приходится принимать серьезные решения, заниматься ремонтом и благоустройством быта, планировать жизнь семьи, а, иногда, быть единственным «добытчиком», и при этом не забывать, что ты – женщина, нежная, ранимая, ласковая. Все эти обстоятельства  требуют, от еще маленькой, но уже подрастающей девочки, проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, смекалки, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата.

В мальчиках воспитание только мужских качеств с акцентом на силу, смелость и выносливость приводит к  созданию образа «универсального солдата», который к решению любого вопроса  подходит с позиции силы. Действительность требует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, благородства и сочувствия.

В современных условиях трудолюбивая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, фундамент которого закладывается с самого детства.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества является одной из задач социально-коммуникативного развития при реализации образовательной программы ДОУ. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации  трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. Принципиальным моментом в  данном случае является переход от традиционного подхода в воспитании к гендерному подходу, ориентированному на принципы гендерного равноправия, развития и реализации индивидуальных интересов и способностей каждого человека.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством гендерного, умственного, физического, нравственного воспитания. Весь процесс воспитания в детском саду мы организуем так, чтобы дети научились понимать  пользу и необходимость труда для себя и коллектива.

Детский труд способствует более интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию ребенка. Поэтому в детском саду целенаправленно создается атмосфера, направленная на формирование нравственных чувств и качеств. Ознакомление с трудом помощника воспитателя, дворника, прачки, повара дает возможность воспитателю облегчить контакты с взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.

Планируя деятельность детей и взрослых в течении дня мы особо выделяем требования к развитию  личностных качеств ребенка через трудовую деятельность:

1. Ежедневно планируется трудовая деятельность всей группы детей с учетом гендерной социализации (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, совместный труд взрослых и детей).

2. Ежедневно планируется труд, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к образовательной деятельности, по столовой, а также ручной и самообслуживающий труд и поручения по  гендерной принадлежности).

3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневных и вечерних прогулок.

4. Еженедельно планируется образовательная трудовая деятельность детей (образовательная деятельность носит интегрированный характер,  поэтому воспитание трудовых навыков может сочетаться с любой другой образовательной деятельностью).

При организации совместной трудовой деятельности на первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчики), и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера.

Задача воспитателя –научить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборке рабочего места); осваивать рациональные способы трудовых действий; самостоятельно контролировать качество результатов труда.

Именно целостное освоение трудового процесса дает возможность ребенку стать действенным субъектом. Для лучшего усвоения трудовых навыков мы планируем работу с подгруппой детей, учитывая их возрастные,  половые отличия, так как все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и содержанию. С каждой подгруппой работа проводится в течение месяца:

1.        Самообслуживание в процессе одевания/ раздевания лучше проводить только  с мальчиками или только с девочками.

2.        Самообслуживание в процессе умывания можно проводить в смешанных подгруппах, но нужно помнить, что мальчики нуждаются в наглядности больше чем девочки, которым в свою очередь нужно больше комментариев.

3.        Поручения, связанные с трудом в природе лучше проводить попарно: девочка-мальчик, для того, чтобы мальчики выполняли мужскую «тяжелую» работу, а девочки более легкую.

4.        Поручения, связанные с хозяйственно – бытовым трудом (давать поручения по интересам ребенка)

5.        Ознакомление с трудом взрослых (работа взрослого должна быть интересной как девочкам, так и мальчикам. Например, повар предлагает мальчикам размешать салат, а девочкам украсить его)

6.        Совместный труд детей и взрослых, ручной труд должен подбираться по гендерным, возрастным особенностям детей.

Трудовое воспитание детей  с учетом гендера осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Но и  в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины. Число матерей-одиночек с каждым годом растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь. Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Все чаще мы слышим от мам: «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвешься, не трогай, не лезь, не смей... Лучше я сама!» Естественно, при таком воспитании ни о какой инициативе тут речи быть и не может.

Конечно, страх матерей понятен. Сын — единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. На самом деле за ним таятся эгоистические соображения.  Мамы и бабушки воспитывают его для себя, воспитывают таким, какой им удобен. И не задумываются серьезно о последствиях. Заглушая в ребенке мужественность, мы искажаем мужскую природу. Если понаблюдать за детьми на детской площадке, гуляющими там под присмотром отцов, можно  обратить внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает одиноким мамам в воспитании нынешних мальчишек.

         На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями мы  рассказываем о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении. Мы даём родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен делать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей с учетом гендерных и психофизиологических аспектов, поддерживали и продолжали её дома. в общении с родителями стараемся донести до родителей основные принципы трудового воспитания:

Все в меру.

Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой.

Каждой трудности - по разу.

Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности.

Сформируй конечную цель.

Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мотивацию. (в виде поощрения, подарка и т.д.)

Возбуди интерес.

         Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, необходимо внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием.

Не наказывай работой.

Как часто мы можем видеть примеры наказания трудом. От взрослых не раз, приходится слышать слова, обращенные к ребенку: «Опять загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. Можно представить, какую «радость» будет испытывать ребенок, выполняя все эти поручения, какое отношение к труду сформируется у него.

Итак, период дошкольного детства – это период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста: реализация аспектов требований ФГОС

Актуальность данной темы  в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у вс...

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте ФГОС ДО

Музыкальные способности – часть  биологического наследия«Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне а...

регистрационное удостоверение о прохождении семинара " Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные аспекты"

Данное   удостоверение   получено   за   ознакомление  воспитателей  с  основными  аспектами  патриотического  воспитания  де...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕКИЙ АСПЕКТ

В статье изложены функции современного педагогического коллектива в оргагизации музыкальной деятельности детей дощкольного возраста через призму последних исследований известных ячёных ....