Учебно-методическое пособие "Логопедическая экскурсия по раннему возрасту"
учебно-методическое пособие по теме

Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации по развитию речи  детей от рождения до трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ekskursiya_po_rannemu_vozrastu_.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая экскурсия по раннему возрасту или что нужно                         знать о развитии речи малыша.

Уманцева Ольга Владимировна,

учитель-логопед ГБДОУ №25 Петродворцового района, г. Ломоносов

  1. Ваше общение с малышом должно стать более активным.
  2. Сопровождайте речью весь процесс ухода за ребенком.
  3. Разговаривайте с малышом эмоционально, выразительно, четко и правильно произносите слова.

Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

Конечно, с этого момента и на протяжении всего периода новорожденности вы будете прежде всего постоянно думать о том, чтобы малыш был здоров, сыт, хорошо спал, прибавлял в весе и рос. Но его нервно-психическое развитие, а значит, и развитие речи не должны уходить на второй план.

Теперь ваше общение с малышом должно стать еще более активным, чем до его рождения. Рефлекторные крики, о которых мы уже говорили, возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т.д., то есть с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Но рефлекторные крики у ребенка сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребенка постепенно «затухают», и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Интересно, что дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.

2 месяца. Уже в два месяца ребенок отвечает улыбкой на ваше обращение, ищет источник звука, поворачивая голову в его сторону.

3 месяца. В три месяца младенец ищет вас взглядом. Он нуждается в общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку.

Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т. д. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

4 месяца. В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук,

продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом — он сучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. В это время для игр с малышом вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек вы сможете не только поиграть с малышом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос или в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

5 месяцев. Итак, к концу периода гуления, то есть к концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на звуки [к], [г], [х], потом начинают появляться звуки, похожие на [п],[м], [б], [т], [н]. Артикуляция (правильное положение органов речи) этих звуков сходна с актом сосания, поэтому они наиболее легко осваиваются малышом. Затем появляются звуки, похожие на [в], [ф], [с], [з]. Кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета. И если гулят одинаково младенцы всех народов мира, то в лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребенку языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто бы спрашивая: «Как ты это делаешь?»

Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т. е. повторяются им вслед за ребенком. Вы услышали, что у малыша появился слог «ма». Повторите его несколько раз, четко произнося звуки, потом пойте на разные мелодии: «Ма-ма-ма! Ма-ма-ма-ма!»

6 месяцев. В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Тя-тя! Ня-ня!» Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок впервые сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов «па» и «ма».

Интересно, что в период лепета ребенок произносит самые разнообразные и сложные звуки, а затем медленно и с величайшим трудом учится артикулировать их в слове. Отмечают, что в лепете многих русскоязычных младенцев присутствует даже самый сложный в русском языке звук [р]. Ничего удивительного тут нет. Дело в том, что в лепете царит непроизвольность. У ребенка еще нет необходимости воспроизводить определенные звуки в определенный момент, в определенных сочетаниях, в конкретных словах.

7 месяцев. К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма!» Если он не хочет есть, он отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете семи-, восьмимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. Продолжайте петь малышу. При умывании и купании пойте:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Совершая утренний туалет, расскажите своей дочке потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

А для сына подойдет вот такая потешка:

Расчешу сыночку

Кудряшки-завиточки.

Вот какие завитушки,

Завитушки словно стружки.

При кормлении расскажите дочке веселый стишок:

Наварили каши

Маленькой Дуняше.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

А для сына подойдет вот такая потешка:

Кушай кашу, мой сыночек,

Будешь крепким, как дубочек.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

9 месяцев. В девять месяцев у ребенка появляется так называемый модулированный лепет, или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. Сидя в манеже или кроватке и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы. Он с удовольствием играет с вами в широко известные народные игры «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

—  Ладушки, ладушки, Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Пили?

— Простоквашку.

—  Кыш, кыш, полетели,

На головку сели.

Сорока кашу варила,

Детей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты мал,

Коры не драл,

Воду не носил,

Кашу не варил.

Не дам тебе каши!

Не случайно наши прапрапредки играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

10 месяцев. С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной, напевной.

11 месяцев. В одиннадцать  месяцев у  ребенка  появляютсяслова не, да с соответствующими жестами.

12 месяцев. К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающего ребенка присутствует 10—15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т. п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово ли будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му, га-га, пи-пи. Он начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Его интересуют все предметы, находящиеся в поле зрения. Вам пришлось позаботиться о безопасности малыша, убрать все лишнее, закрыть электророзетки и острые углы мебели. Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишия:

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» — вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!" — барашек черный.

Он веселый и проворный.

«Me! — кричит козел сердито,—

Опрокинуто корыто».

«My! My! My! — кричит корова,—

Забодаю Катю с Вовой».

14 месяцев. В четырнадцать месяцев у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова, Например, увидев лошадку, ребенок произносит «но-но», а показывая на машину, говорит «би-би».

1,5 года.  В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50—60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!») Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном

речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки — цветочки, бибибиська воробьишка, ибуяська — Чебурашка и т. п. После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом — трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений. Появляются формы множественного числа существительных и глаголов (ноги, идут).

2 года. К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить.Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.)

Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определенной ситуации.

В это время малыш начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), есть соединительные союзы.

2,5 года. Уже в два с половиной года ребенок, речь которого развивается  нормально,  использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок.), задает вопросы со словами где? когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)

3 года. К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи          сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с'], [з'], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р], [р']. [л], [л'].

Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое, пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью «Подбери палитру», «Четвёртая лишняя (картина)», «Угадай картину»

Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью«Подбери палитру»«Четвёртая лишняя (картина)»«Угадай картину»Автор: воспитатель вы...

учебно - методическое пособие - каталог для детей дошкольного возраста "Фольклорные игры"

Русские народные игры для детей дошкольников, которые можно использовать во время музыкальной деятельности в различных формах музыкального воспитания и обучения....

Учебно–методическое пособие «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».

Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Основные виды мышления: наглядно-действенное мышлени...

Учебно-методический материал - "Физкультминутки для детей дошкольного возраста".

Проведение физкультминутки, в первую очередь, является желание повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий. А также обеспечение непродолжительного динамичного...