Учебно-методическое, пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью «Подбери палитру», «Четвёртая лишняя (картина)», «Угадай картину»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью
«Подбери палитру»
«Четвёртая лишняя (картина)»
«Угадай картину»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Лунина Ирина Валерьевна
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАННОГО ПОСОБИЯ.
Цель 1: Закрепить знания о жанрах живописи, их отличительных и составных особенностях и частях, средствах выразительности.
Цель 2: Формировать эмоционально – целостное восприятия живописи у детей дошкольного возраста
Задачи:
- Закреплять знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
- Продолжать учить понимать замысел произведения, его содержание.
- Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
- Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
- развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
- выделять выразительные средства,
- формировать умения «читать» картины,
- мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
- Формирование творческого восприятия картины.
- Сравнение изображенного с личным опытом
- Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
- Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie.docx | 153.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85
комбинированного вида Красногвардейского района
Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью
«Подбери палитру»
«Четвёртая лишняя (картина)»
«Угадай картину»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Лунина Ирина Валерьевна
Санкт-Петербурга
2012
«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»
В.А.Сухомлинский.
Живопись
– это самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста.
Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.
При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.
Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.
С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.
При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.
Основные функции изобразительного искусства
Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.
Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.
Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАННОГО ПОСОБИЯ.
Цель 1: Закрепить знания о жанрах живописи, их отличительных и составных особенностях и частях, средствах выразительности.
Цель 2: Формировать эмоционально – целостное восприятия живописи у детей дошкольного возраста.
Программные задачи по ознакомлению детей с живописью
Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:
Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть. что и как изобразил художник в рисунке. При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов и явлений в произведениях искусства. | Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму. Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения. | Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами. У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность. | Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях. У них формируют понятия «хороший», «красивый». Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ. |
Задачи:
- Закреплять знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
- Продолжать учить понимать замысел произведения, его содержание.
- Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
- Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
- развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
- выделять выразительные средства,
- формировать умения «читать» картины,
- мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
- Формирование творческого восприятия картины.
- Сравнение изображенного с личным опытом
- Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
- Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Натюрморт
Если видишь на картине чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт.
И поэтому картина называется – натюрморт!
Портрет
Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,
Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, пап или мам, может, дедушка и я
Нарисованы в картине. может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется портрет!
Пейзаж
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью.
Играя ребенок сам того не понимая познакомится с разными жанрами живописи....
Семинар-практикум "Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью"
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ...
Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет
В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью...
Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром
Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ...
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью
1. «Из чего состоит пейзаж»Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие ж...