Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.
материал (подготовительная группа) по теме

Барышникова Наталья Борисовна

Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sr.gr_.sobranie.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада.

Тема. Особенности семейного воспитания.

Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
    2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
    3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Материалы и оборудование: ноутбук, медиапроектор, экран, презентация «Особенности семейного воспитания», нарисованная чаша на листе ватмана, сердечки, вырезанные из ярких открыток, скотч, памятки для родителей, ленты.

Ход занятия.

 Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено особенностям семейного воспитания.

Мы  –  люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет мы все матери и отцы своих детей.

 «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства», - так считал Сухомлинский.

А начать нашу беседу я хочу с притчи.

Притча.

      Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

        - Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

        - С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

        - Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

        - Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

        - А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

        - Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

        - Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана <Рисунок 2>).

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. <Рисунок 3>)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

        А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Кому, как ни нам, знать что для ребенка весь мир – это его семья. 

 Что такое семья? (Ответы).

Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники, тепло и уют, мир и понимание.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку. А мы педагоги д/с, школы Вам в этом помогаем.

 Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Мой ребенок как хочу, так и воспитываю. Ну вот, сейчас будут учить.

Однако, как бы это ни звучало парадоксально, воспитание может быть неправильным. Нет, и учить я вас не буду.  Я хочу обратить ваше внимание, на типы воспитания, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать:

  1. Потворствующая гиперпротекция или «Кумир семьи»,
  2. Доминирующая гиперпротекция или «Гиперопёка»,
  3. «Гипоопёка»,
  4. Эмоциональное отвержение или «Ежовые рукавицы»,
  5. «Повышенная моральная ответственность»,
  6. «В культе болезни»,
  7.  Жестокое обращение с детьми,
  8. Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания.

Анализ анкетирования:

1. Потворствующая гиперпротекция или «Кумир семьи».

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

 

2.Доминирующая гиперпротеция или «Гиперопека».  Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях.        Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гииперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.

Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста

Упражнение «Диктат».

Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.

Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

  1. Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
  2. Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
  3. Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
  4. Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
  5. Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

Рекомендации ведущему. Во время обсуждения добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за ребенка.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность осознать права ребенка и принять их.

3. «Гипоопека». Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки.

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

4.Эмоциональное отвержение или «Ежовые рукавицы».

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

 5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

На плечи ребенка возлагается огромная  ответственность, обычно непосильная для него возраста

Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

Когда ребенок болеет достаточно серьезным  хроническим заболеванием

Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

Ждет сочувствия и сострадания от всех

С трудом приспосабливается к действительности  

7. Жестокое обращение с детьми

 – на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

8.  Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания 

– резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Упражнение «Супермаркет»

Представьте себе, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

На первом этаже продаются дешевые товары низкого качества,

 На втором этаже – обычные товары средней цены и качества,

На третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

 На каком этаже вы бы хотели приобрести товар? 

Мы конечно же, всегда хотим, чтобы дети, образно выражаясь, соответствовали третьему этажу: были умными, добрыми, ответственными, честными, воспитанными, интеллигентным и т.д. Эти дети впоследствии должны стать профессионалами в определенной сфере деятельности. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. В нем есть что-то от первого, второго и третьего этажа. Часто бывает, что ребенок растет и чувствует мир не так, как этого хочется взрослому. Он другой человек, он личность, он уникален, он индивидуальность. Он думает и чувствует совсем иначе. И необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами Ведь вы его любите за то, что он ваш и что он с  вами рядом.

 

И вы задумайтесь, какой из этих негативных типов воспитания используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых может появится червоточина, которая уничтожает их. И лишь при разумном сочетании любви и строгости Вы вкусите желаемые плоды.

Подведение итогов. 

         Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:

1.     Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.

2.     Исключить применение негативных типов воспитания в семье.

3.     Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. 
   Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: 
-И все? 
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.                                                                                                                           

И я желаю   вашим семьям: ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ.МИРА  и успехов в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей средней группы. Тема: "Развивающие математические игры - своими руками".

Этот консультативный материал поможет родителям самостоятельно изготовить игровой материал и играть совместно с детьми....

Семинар – практикум «Психологический комфорт в группе детского сада»

Задачи:-познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.-способствовать эффективному применению образовательных и воспита...

Семинар – практикум « Интерактивная стена в группе детского сада»

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.- Способствовать развитию профессионально – творчес...

Семинар - практикум для родителей "Здоровьсбережение в детском саду и дома"

Познакомить родителей с факторами, способствующие укреплению и сохранинию здоровья дошкольноков в домашних условиях и в условиях детского сада....

Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"

Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...

Семинар- практикум для родителей средней группы на тему «Развивающие математические игры - своими руками».

Семинар- практикум для родителей средней группы на тему «Развивающие математические игры  - своими руками»....