Семинар- практикум для родителей средней группы на тему «Развивающие математические игры - своими руками».
учебно-методический материал (средняя группа)
Семинар- практикум для родителей средней группы на тему «Развивающие математические игры - своими руками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_matematike.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
для родителей средней группы
Тема: «Развивающие математические игры - своими руками».
Цель: Вовлечение родителей в организацию развивающей среды для ребёнка в домашних условиях своими руками.
Используемый материал и оборудование: Развивающая игра «Цветные числа Кюизенра», «квадрат Воскобовича», заготовки для изготовления развивающих игр своими руками.
План семинара – практикума
- Теоретическая часть.
Вступительное слово воспитателя об авторах развивающих методик –
Джорже Кюизенере и о Вячеславе Воскобовиче, нашем современнике.
Краткое содержание этих методик.
- Практическая часть.
2.1. Изготовление развивающих игр «Цветные числа Кюизенера» и
«Квадрат Воскобовича» вместе с родителями.
2.2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания о том, в какие игры, сделанные своими руками, играют дети.
3.Подведение итогов семинара – практикума.
3.1. Раздача памяток для родителей «Основные правила воспитания и обучения детей в игре».
1. Теоретическая часть.
Вступительное слово воспитателя Кубышкиной В. К. об авторах развивающих методик:
Если вы решили основательно заняться развитием малыша, не пожалейте времени для начала на сбор информации о детских развивающих методиках. А таковых на сегодняшний момент не так уж и мало. Поверьте, не у каждого родителя хватит терпения детально изучить материал, а затем регулярно заниматься с ребёнком.
Так как же выбрать оптимальный вариант? Тут, конечно, можете следовать своим внутренним ощущениям. Однако есть один общий для всех развивающих систем момент – это раннее начало. Развивающих методик много, предлагаю рассмотреть методики, используемые в работе с детьми воспитателями нашего детского сада.
Бельгийский учитель начальной школы Джорж Кюизенер (1891 – 1976г.)
разработал универсальный дидактический материал для развития у детей
математических способностей. Это счётные палочки, которые являются многофункциональным математическим пособием. При помощи них «через руки» можно формировать у ребёнка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», « право – лево», «между» и многое другое.
В 1952 году он опубликовал книгу « Числа и цвета», посвящённую своему учебному пособию. Кюизенер изготовил набор счётных палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Он разработал палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определённое число (демонстрируются палочки из игрового набора). Такую игру можно вполне сделать самостоятельно, заменив палочки цветными полосками из обычного цветного картона (показываю готовые цветные полоски).
Автор современной методики, Вячеслав Воскобович, по профессии инженер- физик, в начале 1990 годов разработал для собственных детей серию игр, которые со временем составили отдельную методику. Для того чтобы увлечь детей, под каждую игру можно подвести сказочную историю. Одной из игр является «Квадрат Воскобовича». Игры с этим квадратом развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
2. Практическая часть.
2.1. Займёмся изготовлением «цветных чисел». Начнём с единицы. Это будет эталон измерения. Единица – квадрат белого цвета со стороной 2 см. Отмеряем и вырезаем их 10 штук. Теперь приступаем к изготовлению числа два. Это прямоугольник розового цвета размером 2 на 4. Продолжаем отмерять и вырезать последующие полоски, каждой несколько штук. Полоска « три» будет голубого цвета, четыре – красного, пять – жёлтого. Число шесть – фиолетового цвета, семь – чёрного, восемь – бордового, девять – синего. И, наконец, десять – оранжевого цвета. Цветные числа готовы.
А теперь предлагаю вам самим выполнить детские игровые задания.
Вот несколько самых популярных игровых заданий:
- Попросите ребёнка показать полоску, цвет которой не будет красным и чёрным.
- Спросите, какого цвета полоска короче синяя или красная, фиолетовая или чёрная.
- Предложите ребёнку сделать лестницу из полосок преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и чёрную полоску.
- Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета полосок, а потом вниз, называя уже цвет каждой полоски.
- « Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребёнок должен найти к нему подходящую полоску.
- Покажите ребёнку оранжевую полоску, и пусть ребёнок уложит на неё любые, по его мнению, подходящие числа.
Подробно о методике Кюизенера вы можете прочитать на сайте:
verchina-corp.ru
А теперь приступим к изготовлению пособия для другой игры – «Квадрата Воскобовича». Изготовить его несложно. Он состоит из 16 одинаковых прямоугольных треугольников (демонстрирует), основание которых составляет 8 см. Склеиваем 2 разных по цвету листа картона. Например: синий и красный или жёлтый и зелёный. Делим его на маленькие квадраты со стороной 8 см. Каждый квадрат разрезаем по диагонали и получаем по 4 прямоугольных треугольника. Соединяем их по данной схеме и скрепляем широким скотчем с обеих сторон. Квадрат готов.(Родители занимаются изготовлением пособия).
Принцип работы с квадратом аналогичен принципу оригами. Теперь попробуем пофантазировать. Путём сгибания квадрата можно добиться получения различных фигур. Попробуйте сами…(родители упражняются в складывании квадрата, демонстрируют свои фигуры).
Подробно о методике В. Воскобовича читайте на сайте: rimina.ru
2.2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания о том, в какие игры играет ребенок дома, в том числе и в игры, сделанные своими руками.
Предложить родителям рассказать об опыте воспитания детей дома, а именно: об играх, в которые играет ребенок дома, о руководстве детской игрой, о принципах выбора той или иной игры, о возможном изучении методической литературы и самостоятельном изготовлении развивающих игр.
3. Подведение итогов семинара – практикума.
3.1. Родителям вручается памятка « Основные правила воспитания и обучения детей в игре».
Правило первое:
Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила, выполнить какие нелегко.
Правило второе:
Игра требует чувства меры и осторожности. Дети имеют склонности к азарту и черезмерному увлечению отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной и унижать достоинства тех, кто играет. Иногда дети придумывают клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье:
Не будьте «занудами». Ваше внедрение в мир детской игры – внедрение туда новых, развивающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дёргайте ребёнка, даже если у вас появилось свободное время: «Давай-ка займёмся…» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвёртое:
Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов. Может случиться так, что вы вообще их не дождётесь! Не торопите ребёнка, не проявляйте своё нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.
Правило пятое:
Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазёры и выдумщики. Они смело приносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьёзное и нельзя превращать её в уступку ребёнку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Литература:
- «Математика уже в детском саду». Авт.: М.Фидлер. Изд. «Просвещение»1981г.
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Авт.: Новикова В. П., Тихонова Л. И. Изд. «Мозаика- Синтез» 2010г.
- «Энциклопедия методов раннего развития». Авт.: А. Рапопорт
- «Развивающие игры Воскобовича». Изд. РИВ. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.
Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....
Семинар - практикум для родителей средней группы. Тема: "Развивающие математические игры - своими руками".
Этот консультативный материал поможет родителям самостоятельно изготовить игровой материал и играть совместно с детьми....
Семинар-практикум для родителей средней группы "Умный ребёнок-здоровый ребёнок" (совместно с детьми)
На семинаре родителей познакомить с тем,как в домашних условиях в повседневной жизни развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка....
Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»
Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Презентация...
Семинар - практикум для родителей средней группы «Игра и игрушка в жизни дошкольника»
Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него....