Развитие ребенка младшего дошкольного возраста в век информационных технологий
консультация (старшая группа) по теме

Эрнст Анастасия Валериевна

XXI век - время информационных технологий. Никогда еще история не знала такого выброса объема информации за такой короткий исторический срок. Большие изменения во всех областях науки и техники на основе новейших технологий за короткий срок повлияли на образ жизни, мышление человека. Это сказалось и на нашем будущем поколении – на детях, которые были и будут рождены в этом новом веке. Дети рожденные после 2000г. отличаются от детей прошлого столетия. Это признанный факт 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ernst_a._v.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка младшего дошкольного возраста в век информационных технологий

Эрнст Анастасия Валериевна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 117 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

XXI век - время информационных технологий. Никогда еще история не знала такого выброса объема информации за такой короткий исторический срок. Большие изменения во всех областях науки и техники на основе новейших технологий за короткий срок повлияли на образ жизни, мышление человека. Это сказалось и на нашем будущем поколении – на детях, которые были и будут рождены в этом новом веке. Дети рожденные после 2000г. отличаются от детей прошлого столетия. Это признанный факт [2; с.52].

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства [4;с.71].

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает  внимание  ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. ребенок сам регулирует  темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  1. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  2. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  3. компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

а ) Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о «засиживании» за компьютером не актуален [11; с.3].

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Список литературы:

  1. Горвиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н., Чайнова Л.Д. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  2. Горвиц Ю.,  Поздняк Л.  Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 с. 92-95.
  3. Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
  4. Каралашвили Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.
  5. Макасер И.Л.  "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
  6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  7. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста»

laquo;Авторская идея в моей педагогической практике»     Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста&ra...

Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)...

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ.  Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»...

Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса

Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе....

Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.

1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2.  Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...

Индивидуальная карта развития ребенка младшего дошкольного возраста

Индивидуальная карта развития ребенка младшего дошкольного возраста...

Статья "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий"

В данной статье описываются игровые технологии по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание акцентируется на том, что игровые технологии имеют четко поставленную цель и достиг...