Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса
статья (младшая группа) на тему
Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса
Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе. Речь – это психическаяeфункция, которая не можетeсуществовать отдельноeот других функций психики, её формированиеeзависит от уровня развитияeвосприятия, памяти, мышления, внимания,eпространственных представлений и т. д.
Изучение особенностей психофизического развития и речевого развития детей дошкольного возраста занимались специалисты разных областей: специальной коррекционной педагогики (Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Л. И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова) ; лингвисты (А. Н. Гвоздев, К. С. Державин) ; психологи (Л. А. Венгер, Т. А. Выгодская, А. В. Запорожец) и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Младшийeдошкольный возраст – это новый периодeжизни ребёнка. Ребёнокe4-го года жизни уже вполне самостоятельный. Онeзнаком с назначениемeмногих бытовых предметов и умеет обращатьсяeс ними: помогает мамеeоткрывать холодильник, включать и выключатьeтелевизор. Приeправильном воспитании он достаточно хорошоeвладеет бытовыми навыками: умеетeодеваться, аккуратно есть, соблюдает основныеeправила гигиены, знакомeс элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнкуeещё нужна помощьeстарших в тех делах, которые вызывают уeнего затруднения, но онeвсё хочет делать сам, быть похожимeна взрослого.
Самостоятельноеeзначение для ребенка приобретаютeпродуктивные видыeдеятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельностьeребёнка зависит от его представлений оeпредмете. В этом возрасте они толькоeначинают формироваться. Графические образыeбедны. У однихeдетей в изображениях отсутствуют детали, у другихeрисунки могут быть болееeдетализированными. Конструктивная деятельностьeв младшем дошкольномeвозрасте ограничивается возведением несложныхeпостроек, дети охотноeвоспроизводят действия по образцу, всё чащеeдействует по собственному замыслу.
Но самойeглавной и развивающей деятельностьюeпосле 3 лет становитсяeсюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берутeна себя те или иныеeфункции взрослых людей и в воображаемыхeусловиях моделируют их поведение. Наeпротяжении 4-го года жизни игроваяeдействительность становитсяeбогаче и разнообразнее. Появляется ещё однаeважная составляющаяeигры – диалоги ребёнка с персонажами, разговорeот их имён, т. е. сознательноеeнаделение ролью не только себя, но и партнёраeпо игре. И всё же главнымeсодержанием игры детей младшего дошкольногоeвозраста являетсяeмногократное повторение одних и тех же действий сeигрушками, в ходеeкоторых малыш часто забывает, с какой цельюeон их совершает.
На 4-м году жизниeпроисходит значительные измененияeв психической жизниeребёнка. Совершенствуется восприятие: у ребёнкаeскладывается всё большеeотчётливых представлений о разных свойствахeпредметов – форме, величине, цвете. Болееeустойчивым становится внимание. Ноeнаиболее интенсивнееeсреди всех психических процессов развиваетсяeпамять. Этим во многом обусловленоeпреобразование мыслительной деятельностиeдетей. Наряду сeсовершенствованием наглядно – действенногоeмышления развивается наглядно – образноеeмышление.
Наeчетвёртом году жизни ребёнок владеетeбольшим объёмом двигательныхeнавыков, способен совершать более сложныеeдействия, соблюдаяeопределённую последовательность. Детей характеризуетeбольшая осознанностьeвосприятия показа движений и словесногоeпояснения, что положительноeсказывается на качестве выполненияe упражнений.
К концуe3-го года жизни у ребёнка возникаетeинтерес к миру человеческихeвзаимоотношений. Такой интерес во многомeобусловлен тем, что дети в этомeвозрасте овладевают правилами и нормамиeповедения среди другихeлюдей. У некоторых детей начинает формироватьсяeвысшая форма коммуникативнойeдеятельности – внеситуативное – личностноеeобщение, в ходе которогоeдети начинают обсуждать со взрослымиeвопросы морального плана: ктоeдобрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такоеeхорошо, а что такоеeплохо. Данная форма общения получит своё полноеeразвитие лишь в концеeдошкольного возраста.
У детейeмладшего дошкольного возраста идётeнепрерывный процесс увеличенияeсловаря, как активного, так и пассивного. В три годаeсловарный запас ребёнкаeсоставляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртогоeгода словарь достигаетeприблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнокeнакапливает определённый запасeслов, который содержит все частиeречи. Превалирующее место в словареeзанимают глаголы и существительные, обозначающиеe предметы иeобъекты ближайшего окружения, их действия иeсостояния. В речи детейeэтого возраста, кроме существительных иeглаголов, всё чаще встречаютсяeместоимения, наречия, появляютсяeчислительные (один, два, прилагательные,eуказывающие на отвлечённые признакиeи качества предметовe(холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рeбёнок начинаетeшире пользоватьсяeслужебными словами (предлогами, союзами). К концуeгода дети нередкоeиспользуют в речи притяжательныеeместоимения (мой, твой). Кромеeэтого у детей формируются обобщающиеeфункции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).
Одновременноeс обогащением словаря детиeчетвёртого года жизни интенсивноeовладевают грамматическим строем языка. В речиeребёнка появляютсяeмножественное число, винительный и родительныйeпадежи имён существительных, уменьшительно – ласкательныеeсуффиксы, настоящее и прошедшееeвремена глаголов, повелительное наклонение. Наeвопросы взрослыхeребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящихeиз четырёхeи более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие изeглавных и придаточных, в речи отражаютсяeпричинные и целевыеeсвязи. К тому же в предложениях дети нередкоeиспользуют однородныеeчлены, существительные и глаголы воeмножественном числе. В этом возрастеeдети осваивают сравнительную степеньeприлагательных и наречий, в их речи появляютсяeкраткие причастия.
На четвёртомeгоду происходит дальнейшееeукрепление артикуляционногоeаппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающихeучастие в образованииeзвуков (языка, губ, нижней челюсти). Укреплениеeмышц кончика и спинки языкаeспособствует правильномуeпроизношению (без смягчения) твёрдыхeсогласных. Дети чаще начинают верноeпроизносить слова со стечением 2 – 3eсогласных; слова, состоящие из 3 – 4eи более слогов. В этом возрасте дошкольникиeневерно произносят (илиeсовсем не произносят) шипящие иeсонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.
В этом возрастеeребёнок ещё не всегда можетeуправлять своим голосовымeаппаратам: менять громкость, высоту голоса, темпeречи. Дети неплохо перенимаютeинтонацию и правильно передают её, подражаяeречи взрослых. Совершенствуетсяeречевой слух ребёнка.
Младшимeдошкольникам доступна простая формаeдиалогической речи, однако они частоeотвлекаются от содержания вопроса. В этомeвозрасте ребёнок ещёeне способен логично, связно и понятно дляeокружающих самостоятельноeрассказывать о событиях, свидетелемeкоторых он был, толково передатьeсодержание, прочитанной ему сказки. Его речьeещё носит ситуативныйeхарактер. Высказывания ребёнка состоятeиз простых распространённыхeпредложений, часто лишь отдалённоeсвязанных между собой поeсодержанию.
В процессеeжизни человек все время развивается, то естьeизменяется в количественном иeкачественном отношении. При этом можно особоeговорить о развитииeорганизма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а такжеeо развитии многих других его качеств иeособенностей[1].
Развитиеeчеловека можно рассматриватьeв трех планах:
1) вeтипологическом (возрастном), когда абстрагируютсяeот индивидуальныхeи личностных особенностей детей иeрассматривают лишь закономерностиeвозрастного развития ребенка, особенности, присущие каждому из этаповeонтогенеза;
2) в индивидуальномeплане, когда рассматриваютсяeособенности развитияeребенка. Ведь у каждого ребенка свой, присущийeтолько ему, путь развития иeособый темп. Путь развития уникален, но все жеeсуществуют и общиеeзакономерности, которые необходимоeучитывать, изучая индивидуальныеeособенности того или иного ребенка;
3) наконец, в личностномeплане рассматривается процессeразвития человека какeиндивидуальности, процесс возникновения иeособенности развитияeличностных качеств на разных ступенях и этапахeонтогенеза.
Возраст - конкретная, относительноeограниченная во времениeступень психическогоeразвития. Она характеризуется совокупностьюeзакономерных физиологическихeи психологических изменений, неeсвязанных с индивидуальнымиeразличиями, являющимися общими для всехeнормально развивающихсяeлюдей (поэтому они называютсяeтипологическими).
Возрастныеeпсихологические особенности определяютсяeконкретно-историческимиeусловиями, в которых развиваетсяeчеловек, наследственностьюeи в некоторой степени характеромeвоспитания, особенностямиeдеятельности и общения индивида, оказывающимиeвлияние на временныеeсроки перехода от одного возраста кeдругому.
Взаимодействиеeвнешних и внутренних факторов порождаетeтипичные психологическиеeособенности, общие для людейeодного возраста.
К началуeкаждого возрастного периода складываетсяeсовершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимоеeотношение междуeребенком и окружающей его действительностью, преждеeвсего социальной. Этоeотношение называется социальной ситуациейeразвития в данномeвозрасте[2]. Социальная ситуация развития, специфическаяeдля каждого возраста, строгоeзакономерно определяет весь образeжизни ребенка, или егоeсоциальное бытие. Среда с точки зрения развитияeстановится для ребенкаeсовершенно иной с той минуты, когда он переходитeот одного возраста к другому.
Ребенок - частьeсоциальной ситуации. Отношение ребенкаeк среде и среды к ребенкуeпередается через его переживанияeи деятельность. Существеннаeне сама по себе ситуация, а то, как ребенок ееeпереживает. В однойeи той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаемeу разных детей разныеeизменения развития, поскольку однаeи та же ситуация неодинаковоeпереживается разными детьми.
Положение, занимаемоеeребенком в данном обществе, определяется, с однойeстороны, существующими представлениями о том, какимeдолжен быть ребенокeна каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутымeребенком уровнемeразвития, его индивидуальными возможностямиeудовлетворять общественныеeтребования к тому или иному этапу возрастногоeразвития.
В настоящееeвремя в нашем обществе наметиласьeтенденция к изменениюeтребований к ребенку, к усилению егоeсамостоятельности и в то же время к осознаниюeособых прав ребенка.
Схема периодизации развития ребенка дошкольного возраста
Период | Возраст | Критерии периодизации | ||
Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Личностное новообразование | ||
Новорожденность | 0—1 мес. | Взрослый→ Ребенок | Физиологические отправления | Способность активно бодрствовать, перцептивная память |
Младенчество | 1мес—1год | То же | Эмоциональное общение | То же |
Раннее детствo | 1—3 года | Взрослый=Ребенок | Предметно-манипулятивная | Потребность в ориентировке, речь, система «Я» |
Дошкольное детство | 3—7 лет | Ребенок -> Взрослый | Сюжетно-ролевая игра | Внутренняя позиция, соподчинение мотивов |
Возрастнаяeпериодизация зародилась в античной Греции. Вeразличных отрасляхeнауки о человеке существуютeразнообразные, взаимодополняющие друг другаeвозрастные периодизации. В педиатрииeразличают два этапа и шесть периодовeразвития ребенка с момента зачатия до 18eлет, в педагогике принято семьeпериодов созревания, в психологии выделяютeпять периодов развития ребенка[3].
В теорииeфизической культуры знания особенностейeвозрастной периодизацииeнеобходимы для правильного построенияeиндивидуальной программы физическогоeразвития ребенка.
Рассмотримeосновные особенности формированияeопорно-двигательногоeаппарата в первые периоды жизниeребенка.
Периодeгрудного возраста (первый год жизни): закладываютсяeвсе физиологическиеeизгибы позвоночника, укрепляетсяeмышечная система. Физкультураeнаправлена на нормализацию мышечногоeтонуса, улучшение кровообращения. Основноеeсредство - массаж и пассивныеeфизические упражнения.
Раннееeдетство (1—3 года): физиологические изгибыeпозвоночника болееeвыражены, нарастает мышечная масса, особенноeкрупных мышц (туловища). Появляются первые признакиeнарушения осанки.
Первоеeдетство (4—7 лет): физиологические изгибыeвыражены и продолжаютeформироваться, укрепляются мышцы иeскелет. Увеличивается объемeактивных движений. Трехлетний ребенок можетeподпрыгивать на двух ногах, спрыгиватьeс кубиков высотой 10—15 см, перепрыгиватьeчерез лежащийeна полу шнур. Прыжок в высоту наeуровне 5 см еще не удается.
Болееeотчетливо двигательные качества начинаютeпроявляться в 4-летнемeвозрасте. Именно тогда отмечается наибольшийeприрост частоты движений, силы отдельныхeмышц, прыжка в длину.
Появляютсяeпервые попытки сочетания движений сeходьбой. Бег ребенка ещеeпохож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч иeпосылать его в цель, ноeлегко прыгать с мячом, несмотря на то чтоeдвижения еще не согласованны. Вниманиеeдетей неустойчиво, они легкоeотвлекаются, быстро утомляются от однообразныхeдвижений.
К 5 годамeулучшается координация движений. Детиeлучше бросают и ловятeмяч, осваивают прыжки, различные спортивныеeупражнения и элементыeспортивных игр. В возрасте 5—6 лет интенсивноeформируется выносливость, чтоeсоздает условия для увеличения количестваeповторений, длиныeпроходимой и пробегаемой дистанции, котораяeсоставляет 300—500 м. Бегeстановится легким, ритмичным, исчезают боковыеeраскачивания. Дети легко прыгаютeв длину и высоту, становятся особенноeподвижными, любят играть.
Завершаетсяeпериод яркой отличительнойeособенностью - первым физиологическим (скелетным) вытяжением, котороеeхарактеризуется ускореннымeростом тела в длину.
Второеeтакое вытяжение будет отмечаться толькоeв пубертатном возрасте. Сeинтенсивным ростом скелета связаноeпоявление детей с функциональнымиeнарушениями сердечно-сосудистойeсистемы и дискинезииeжелчевыводящих путей в возрасте 6—7 лет,eувеличением количестваeпризнаков нарушения осанки иeплоскостопия.
Такимeобразом, в детском развитии имеют место, сeодной стороны, периоды, когдаeпроисходит преимущественное освоениеeзадач, мотивов и норм отношенийeмежду людьми и на этойeоснове – развитие мотиваиионно-потребностнойeсферы; с другой стороны, периоды, в которыхeпроисходит преимущественноеeосвоение общественно выработанныхeспособов действий с предметамиeи на этой основе - формированиеeинтеллектуально-познавательныхeсил детей, их операционно-техническихeвозможностей.
Схемаeсоответствующей периодизации детстваeпоказана на рисунке 1.
Рис. 1. Периодизацияeдетства
__________ развитие мотивацонно-потребностнойeсферы;
- - - - - - - - - развитиеeоперационно-техническихeвозможностей;
Ο переходы отeэпохи к эпохе;
переходы от периодаeк периоду.
Особенностиeпсихофизического развития детейeраннего возраста представленыeв таблице 2.
Таблицаупсихофизическогоуразвития ребенка
Возраст | Физическое развитие | Психическое развитие |
1-2 м. | Вeположении на животе удерживает голову, поворачиваетeее в стороны. | Фиксируетeвзором предметы, улыбается, гулит. |
3-5 м. | Хорошоeдержит голову, поворачиваетсяeна бок, сидит с поддержкой, приподнимаетeверхнюю часто туловища. | Захватываетeпредметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произноситeгласные звуки. |
6-8 м. | Самeсидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоитeс опорой. | Различаетeокружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопаетeв ладоши, произносит слоги «ма»,»ба», выражает удивление и интерес в отношенииeновых предметов. |
9-10 м. | Ползает, стоит и ходит сeподдержкой | Реагируетeна свое имя, понимает зaпреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумяeпальцами, знает названия игрушек. |
11-12 м. | Первые самостоятельныеeшаги, приседаетeза игрушкой. | Указываетeчасти тела, ест самe ложкой, произноситeотдельные слова, выполняетeбольшое количествоeинструкций. |
2 года | Бегает, влезаетeна стремянку, поднимаетсяeпо лестнице. | Легкоeповторяет слова и фразы, понимаетeих смысл, в предложенииe по 3-4 слова. Различает цвета, понимаетeсюжет простых картин. |
3 года | Одеваетсяeсамостоятельно, застегивает пуговицы, завязываетeшнурки | Запоминаетeстихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда?», имеетeпонятие о количествеeпредметов. |
Опережениеeили отставание до 2 пунктовeявляется нормой.
[1] Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Владос, 2005. –С. 122.
[2] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.
[3] Фридман Л. М. Психология детей и подростков. – М.: Академия. 2004. – С. 233.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения
Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...
Использование игр с мячом для всестороннего психофизического развития ребенка среднего дошкольного возраста
Использование игр с мячом для всестороннего психофизического развития ребенка среднего дошкольного возраста....
Семинар – практикум: Малые фольклорные формы как условие развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...
Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"
Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"...
Возрасные особенности психофизического развития детей младшего дошкольного возраста {3-4лет}
В своей статье я опредилила психофизического развития детей в возрасте 3-4 года их особенности и отличия....
Возрастные особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
В своей статье я описала особенности и отличия возрастных психофизического развития детей в 5-6 лет...
Методическая разработка. Консультация для родителей. «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях поступления в ДОУ. Адаптация.»
Методическая разработка проведения консультации для родителей по вопросу адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....