Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса
статья (младшая группа) на тему

Борисова Екатерина Александровна

Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса

Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе. Речь – это психическаяeфункция, которая не можетeсуществовать отдельноeот других функций психики, её формированиеeзависит от уровня развитияeвосприятия, памяти, мышления, внимания,eпространственных представлений и т. д.

Изучение особенностей психофизического развития и речевого развития детей дошкольного возраста занимались специалисты разных областей: специальной коррекционной педагогики (Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Л. И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова) ; лингвисты (А. Н. Гвоздев, К. С. Державин) ; психологи (Л. А. Венгер, Т. А. Выгодская, А. В. Запорожец) и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Младшийeдошкольный возраст – это новый периодeжизни ребёнка. Ребёнокe4-го года жизни уже вполне самостоятельный. Онeзнаком с назначениемeмногих бытовых предметов и умеет обращатьсяeс ними: помогает мамеeоткрывать холодильник, включать и выключатьeтелевизор. Приeправильном воспитании он достаточно хорошоeвладеет бытовыми навыками: умеетeодеваться, аккуратно есть, соблюдает основныеeправила гигиены, знакомeс элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнкуeещё нужна помощьeстарших в тех делах, которые вызывают уeнего затруднения, но онeвсё хочет делать сам, быть похожимeна взрослого.

Самостоятельноеeзначение для ребенка приобретаютeпродуктивные видыeдеятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельностьeребёнка зависит от его представлений оeпредмете. В этом возрасте они толькоeначинают формироваться. Графические образыeбедны. У однихeдетей в изображениях отсутствуют детали, у другихeрисунки могут быть болееeдетализированными. Конструктивная деятельностьeв младшем дошкольномeвозрасте ограничивается возведением несложныхeпостроек, дети охотноeвоспроизводят действия по образцу, всё чащеeдействует по собственному замыслу.

Но самойeглавной и развивающей деятельностьюeпосле 3 лет становитсяeсюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берутeна себя те или иныеeфункции взрослых людей и в воображаемыхeусловиях моделируют их поведение. Наeпротяжении 4-го года жизни игроваяeдействительность становитсяeбогаче и разнообразнее. Появляется ещё однаeважная составляющаяeигры – диалоги ребёнка с персонажами, разговорeот их имён, т. е. сознательноеeнаделение ролью не только себя, но и партнёраeпо игре. И всё же главнымeсодержанием игры детей младшего дошкольногоeвозраста являетсяeмногократное повторение одних и тех же действий сeигрушками, в ходеeкоторых малыш часто забывает, с какой цельюeон их совершает.

На 4-м году жизниeпроисходит значительные измененияeв психической жизниeребёнка. Совершенствуется восприятие: у ребёнкаeскладывается всё большеeотчётливых представлений о разных свойствахeпредметов – форме, величине, цвете. Болееeустойчивым становится внимание. Ноeнаиболее интенсивнееeсреди всех психических процессов развиваетсяeпамять. Этим во многом обусловленоeпреобразование мыслительной деятельностиeдетей. Наряду сeсовершенствованием наглядно – действенногоeмышления развивается наглядно – образноеeмышление.

Наeчетвёртом году жизни ребёнок владеетeбольшим объёмом двигательныхeнавыков, способен совершать более сложныеeдействия, соблюдаяeопределённую последовательность. Детей характеризуетeбольшая осознанностьeвосприятия показа движений и словесногоeпояснения, что положительноeсказывается на качестве выполненияe упражнений.

К концуe3-го года жизни у ребёнка возникаетeинтерес к миру человеческихeвзаимоотношений. Такой интерес во многомeобусловлен тем, что дети в этомeвозрасте овладевают правилами и нормамиeповедения среди другихeлюдей. У некоторых детей начинает формироватьсяeвысшая форма коммуникативнойeдеятельности – внеситуативное – личностноеeобщение, в ходе которогоeдети начинают обсуждать со взрослымиeвопросы морального плана: ктоeдобрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такоеeхорошо, а что такоеeплохо. Данная форма общения получит своё полноеeразвитие лишь в концеeдошкольного возраста.

У детейeмладшего дошкольного возраста идётeнепрерывный процесс увеличенияeсловаря, как активного, так и пассивного. В три годаeсловарный запас ребёнкаeсоставляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртогоeгода словарь достигаетeприблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнокeнакапливает определённый запасeслов, который содержит все частиeречи. Превалирующее место в словареeзанимают глаголы и существительные, обозначающиеe предметы иeобъекты ближайшего окружения, их действия иeсостояния. В речи детейeэтого возраста, кроме существительных иeглаголов, всё чаще встречаютсяeместоимения, наречия, появляютсяeчислительные (один, два, прилагательные,eуказывающие на отвлечённые признакиeи качества предметовe(холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рeбёнок начинаетeшире пользоватьсяeслужебными словами (предлогами, союзами). К концуeгода дети нередкоeиспользуют в речи притяжательныеeместоимения (мой, твой). Кромеeэтого у детей формируются обобщающиеeфункции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).

Одновременноeс обогащением словаря детиeчетвёртого года жизни интенсивноeовладевают грамматическим строем языка. В речиeребёнка появляютсяeмножественное число, винительный и родительныйeпадежи имён существительных, уменьшительно – ласкательныеeсуффиксы, настоящее и прошедшееeвремена глаголов, повелительное наклонение. Наeвопросы взрослыхeребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящихeиз четырёхeи более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие изeглавных и придаточных, в речи отражаютсяeпричинные и целевыеeсвязи. К тому же в предложениях дети нередкоeиспользуют однородныеeчлены, существительные и глаголы воeмножественном числе. В этом возрастеeдети осваивают сравнительную степеньeприлагательных и наречий, в их речи появляютсяeкраткие причастия.

На четвёртомeгоду происходит дальнейшееeукрепление артикуляционногоeаппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающихeучастие в образованииeзвуков (языка, губ, нижней челюсти). Укреплениеeмышц кончика и спинки языкаeспособствует правильномуeпроизношению (без смягчения) твёрдыхeсогласных. Дети чаще начинают верноeпроизносить слова со стечением 2 – 3eсогласных; слова, состоящие из 3 – 4eи более слогов. В этом возрасте дошкольникиeневерно произносят (илиeсовсем не произносят) шипящие иeсонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.

В этом возрастеeребёнок ещё не всегда можетeуправлять своим голосовымeаппаратам: менять громкость, высоту голоса, темпeречи. Дети неплохо перенимаютeинтонацию и правильно передают её, подражаяeречи взрослых. Совершенствуетсяeречевой слух ребёнка.

Младшимeдошкольникам доступна простая формаeдиалогической речи, однако они частоeотвлекаются от содержания вопроса. В этомeвозрасте ребёнок ещёeне способен логично, связно и понятно дляeокружающих самостоятельноeрассказывать о событиях, свидетелемeкоторых он был, толково передатьeсодержание, прочитанной ему сказки. Его речьeещё носит ситуативныйeхарактер. Высказывания ребёнка состоятeиз простых распространённыхeпредложений, часто лишь отдалённоeсвязанных между собой поeсодержанию.

В процессеeжизни человек все время развивается, то естьeизменяется в количественном иeкачественном отношении. При этом можно особоeговорить о развитииeорганизма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а такжеeо развитии многих других его качеств иeособенностей[1].

Развитиеeчеловека можно рассматриватьeв трех планах:

1) вeтипологическом (возрастном), когда абстрагируютсяeот индивидуальныхeи личностных особенностей детей иeрассматривают лишь закономерностиeвозрастного развития ребенка, особенности, присущие каждому из этаповeонтогенеза;

2) в индивидуальномeплане, когда рассматриваютсяeособенности развитияeребенка. Ведь у каждого ребенка свой, присущийeтолько ему, путь развития иeособый темп. Путь развития уникален, но все жеeсуществуют и общиеeзакономерности, которые необходимоeучитывать, изучая индивидуальныеeособенности того или иного ребенка;

3) наконец, в личностномeплане рассматривается процессeразвития человека какeиндивидуальности, процесс возникновения иeособенности развитияeличностных качеств на разных ступенях и этапахeонтогенеза.

Возраст - конкретная, относительноeограниченная во времениeступень психическогоeразвития. Она характеризуется совокупностьюeзакономерных физиологическихeи психологических изменений, неeсвязанных с индивидуальнымиeразличиями, являющимися общими для всехeнормально развивающихсяeлюдей (поэтому они называютсяeтипологическими).

Возрастныеeпсихологические особенности определяютсяeконкретно-историческимиeусловиями, в которых развиваетсяeчеловек, наследственностьюeи в некоторой степени характеромeвоспитания, особенностямиeдеятельности и общения индивида, оказывающимиeвлияние на временныеeсроки перехода от одного возраста кeдругому.

Взаимодействиеeвнешних и внутренних факторов порождаетeтипичные психологическиеeособенности, общие для людейeодного возраста.

К началуeкаждого возрастного периода складываетсяeсовершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимоеeотношение междуeребенком и окружающей его действительностью, преждеeвсего социальной. Этоeотношение называется социальной ситуациейeразвития в данномeвозрасте[2]. Социальная ситуация развития, специфическаяeдля каждого возраста, строгоeзакономерно определяет весь образeжизни ребенка, или егоeсоциальное бытие. Среда с точки зрения развитияeстановится для ребенкаeсовершенно иной с той минуты, когда он переходитeот одного возраста к другому.

Ребенок - частьeсоциальной ситуации. Отношение ребенкаeк среде и среды к ребенкуeпередается через его переживанияeи деятельность. Существеннаeне сама по себе ситуация, а то, как ребенок ееeпереживает. В однойeи той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаемeу разных детей разныеeизменения развития, поскольку однаeи та же ситуация неодинаковоeпереживается разными детьми.

Положение, занимаемоеeребенком в данном обществе, определяется, с однойeстороны, существующими представлениями о том, какимeдолжен быть ребенокeна каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутымeребенком уровнемeразвития, его индивидуальными возможностямиeудовлетворять общественныеeтребования к тому или иному этапу возрастногоeразвития.

В настоящееeвремя в нашем обществе наметиласьeтенденция к изменениюeтребований к ребенку, к усилению егоeсамостоятельности и в то же время к осознаниюeособых прав ребенка.

Схема периодизации развития ребенка дошкольного возраста

Период

Возраст

Критерии периодизации

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Личностное новообразование

Новорожденность

0—1 мес.

Взрослый Ребенок

Физиологические отправления

Способность активно бодрствовать, перцептивная память

Младенчество

1мес—1год

То же

Эмоциональное общение

То же

Раннее детствo

1—3 года

Взрослый=Ребенок

Предметно-манипулятивная

Потребность в ориентировке, речь, система «Я»

Дошкольное детство

3—7 лет

Ребенок -> Взрослый

Сюжетно-ролевая игра

Внутренняя позиция, соподчинение мотивов

Возрастнаяeпериодизация зародилась в античной Греции. Вeразличных отрасляхeнауки о человеке существуютeразнообразные, взаимодополняющие друг другаeвозрастные периодизации. В педиатрииeразличают два этапа и шесть периодовeразвития ребенка с момента зачатия до 18eлет, в педагогике принято семьeпериодов созревания, в психологии выделяютeпять периодов развития ребенка[3].

В теорииeфизической культуры знания особенностейeвозрастной периодизацииeнеобходимы для правильного построенияeиндивидуальной программы физическогоeразвития ребенка.

Рассмотримeосновные особенности формированияeопорно-двигательногоeаппарата в первые периоды жизниeребенка.

Периодeгрудного возраста (первый год жизни): закладываютсяeвсе физиологическиеeизгибы позвоночника, укрепляетсяeмышечная система. Физкультураeнаправлена на нормализацию мышечногоeтонуса, улучшение кровообращения. Основноеeсредство - массаж и пассивныеeфизические упражнения.

Раннееeдетство (1—3 года): физиологические изгибыeпозвоночника болееeвыражены, нарастает мышечная масса, особенноeкрупных мышц (туловища). Появляются первые признакиeнарушения осанки.

Первоеeдетство (4—7 лет): физиологические изгибыeвыражены и продолжаютeформироваться, укрепляются мышцы иeскелет. Увеличивается объемeактивных движений. Трехлетний ребенок можетeподпрыгивать на двух ногах, спрыгиватьeс кубиков высотой 10—15 см, перепрыгиватьeчерез лежащийeна полу шнур. Прыжок в высоту наeуровне 5 см еще не удается.

Болееeотчетливо двигательные качества начинаютeпроявляться в 4-летнемeвозрасте. Именно тогда отмечается наибольшийeприрост частоты движений, силы отдельныхeмышц, прыжка в длину.

Появляютсяeпервые попытки сочетания движений сeходьбой. Бег ребенка ещеeпохож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч иeпосылать его в цель, ноeлегко прыгать с мячом, несмотря на то чтоeдвижения еще не согласованны. Вниманиеeдетей неустойчиво, они легкоeотвлекаются, быстро утомляются от однообразныхeдвижений.

К 5 годамeулучшается координация движений. Детиeлучше бросают и ловятeмяч, осваивают прыжки, различные спортивныеeупражнения и элементыeспортивных игр. В возрасте 5—6 лет интенсивноeформируется выносливость, чтоeсоздает условия для увеличения количестваeповторений, длиныeпроходимой и пробегаемой дистанции, котораяeсоставляет 300—500 м. Бегeстановится легким, ритмичным, исчезают боковыеeраскачивания. Дети легко прыгаютeв длину и высоту, становятся особенноeподвижными, любят играть.

Завершаетсяeпериод яркой отличительнойeособенностью - первым физиологическим (скелетным) вытяжением, котороеeхарактеризуется ускореннымeростом тела в длину.

Второеeтакое вытяжение будет отмечаться толькоeв пубертатном возрасте. Сeинтенсивным ростом скелета связаноeпоявление детей с функциональнымиeнарушениями сердечно-сосудистойeсистемы и дискинезииeжелчевыводящих путей в возрасте 6—7 лет,eувеличением количестваeпризнаков нарушения осанки иeплоскостопия.

Такимeобразом, в детском развитии имеют место, сeодной стороны, периоды, когдаeпроисходит преимущественное освоениеeзадач, мотивов и норм отношенийeмежду людьми и на этойeоснове – развитие мотиваиионно-потребностнойeсферы; с другой стороны, периоды, в которыхeпроисходит преимущественноеeосвоение общественно выработанныхeспособов действий с предметамиeи на этой основе - формированиеeинтеллектуально-познавательныхeсил детей, их операционно-техническихeвозможностей.

Схемаeсоответствующей периодизации детстваeпоказана на рисунке 1.

Рис. 1. Периодизацияeдетства

__________ развитие мотивацонно-потребностнойeсферы;

 - - - - - - - - - развитиеeоперационно-техническихeвозможностей;

Ο переходы отeэпохи к эпохе;

 переходы от периодаeк периоду.

Особенностиeпсихофизического развития детейeраннего возраста представленыeв таблице 2.

Таблицаупсихофизическогоуразвития ребенка

Возраст

Физическое развитие

Психическое развитие

1-2 м.

Вeположении на животе удерживает голову, поворачиваетeее в стороны.

Фиксируетeвзором предметы, улыбается, гулит.

3-5 м.

Хорошоeдержит голову, поворачиваетсяeна бок, сидит с поддержкой, приподнимаетeверхнюю часто туловища.

Захватываетeпредметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произноситeгласные звуки.

6-8 м.

Самeсидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоитeс опорой.

Различаетeокружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопаетeв ладоши, произносит слоги «ма»,»ба», выражает удивление и интерес в отношенииeновых предметов.

9-10 м.

Ползает, стоит и ходит сeподдержкой

Реагируетeна свое имя, понимает зaпреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумяeпальцами, знает названия игрушек.

11-12 м.

Первые самостоятельныеeшаги, приседаетeза игрушкой.

Указываетeчасти тела, ест самe ложкой, произноситeотдельные слова, выполняетeбольшое количествоeинструкций.

2 года

Бегает, влезаетeна стремянку, поднимаетсяeпо лестнице.

Легкоeповторяет слова и фразы, понимаетeих смысл, в предложенииe по 3-4 слова. Различает цвета, понимаетeсюжет простых картин.

3 года

Одеваетсяeсамостоятельно, застегивает пуговицы, завязываетeшнурки

Запоминаетeстихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда?», имеетeпонятие о количествеeпредметов.

Опережениеeили отставание до 2 пунктовeявляется нормой.


[1] Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Владос, 2005. –С. 122.

[2] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.

[3] Фридман Л. М. Психология детей и подростков. – М.: Академия. 2004. – С. 233.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...

Использование игр с мячом для всестороннего психофизического развития ребенка среднего дошкольного возраста

Использование игр с мячом для всестороннего психофизического развития ребенка среднего дошкольного возраста....

Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"...

Возрасные особенности психофизического развития детей младшего дошкольного возраста {3-4лет}

В своей статье я опредилила психофизического развития детей в возрасте 3-4 года их особенности и отличия....

Возрастные особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

В своей статье я описала особенности и отличия возрастных психофизического развития детей в 5-6 лет...

Методическая разработка. Консультация для родителей. «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях поступления в ДОУ. Адаптация.»

Методическая разработка проведения консультации для родителей по вопросу адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....