Одаренные Дети
статья по теме

Павлова Елена Леонидовна

Статья, посвященная проблемам одаренных детей и их решению в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyedeti.docx19.74 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-валеологические аспекты сопровождения одаренных детей   в                     детском саду.

Столетия – фонарики! О, сколько вас во тьме!

На прочной нити времени, протянутой в уме!

Валерий Брюсов, «Фонарики», 1904г.

            История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы, с которыми сталкивается цивил изация,    так или иначе сказываются на сфере образования .                 Менялись приоритеты, изменялась  образовательная парадигма. Вместо когнитивно-ориентированной  системы  была  предложена  личностно-ориентированная, в центре которой  оказалась перестройка деятельности как на уровне содержания, так и на уровне формы организации, с целью становления человека  как творческого субъекта деятельности.

         На смену приходит новая функция образования  -  развитие самостоятельности и творческих  характеристик личности .Педагогам всех уровней предлагается готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать, и, если потребуется, предупреждать их последствия.

          В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях  встала задача экологического образования населения. И  без творческого подхода  решить  эту задачу не представляется возможным.  А  для того, чтобы  было кому решать  поставленные проблемы и задачи, необходимо создавать условия для развития и сопровождения талантливых и одаренных детей  уже на раннем этапе, то есть в дошкольных учреждениях.

          Одна из главных задач взрослого – помочь ребенку войти в этот огромный, непростой мир, дать необходимые в каждом возрасте знания, не перегружая малыша, оставляя время для игр и общения. Нельзя обрушивать на ребенка  большое количество информации, нужно учить ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения , опираясь на средства, выработанные культурой. Человечество  всегда стремилось  обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения: буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Л. Венгер и О. Дъяченко  доказали, что усвоение и использование этих «орудий ума» является  основной движущей силой  развития интеллектуальных  и творческих способностей дошкольника. При этом важно  не перескакивать через этапы, а помочь детям полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Хорошим подспорьем в этом важном деле являются  мнемотаблицы, которые давно используются  в детских садах  при разучивании стихотворений, составлении рассказов, коррекции определенных нарушений речи. (см. приложение №1).      Производство информации – это тоже творчество. Воспринимая информацию, человек не просто запоминает, а часто делает это осмысленно – думает; думая, он выдумывает, то есть творит,  для чего существует механизм ассоциативной памяти. Таким образом, творческая личность – человек, память которого в большей степени ассоциативная.

          Воспитатели, заинтересованные в гармоничном, а тем более творческом развитии своих воспитанников, включают в свой арсенал задания и упражнения на развитие ассоциативной памяти, дивергентного мышления.

           Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик,     которые их выделяют и вызывают далеко не положительные эмоции  у окружающих  людей. Как отмечает английский  психолог Томпсон , «…эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностью в сфере общения, конфликтностью». Многие педагоги начальной школы  говорят о феномене дезадаптивности и неуспешности детей, имеющих признаки одаренности. Эрика Ландау  в своей книге « Одаренность требует мужества» утверждает, что « …когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным». Отсюда следует вывод, что одаренным детям нужна помощь, им необходимо сопровождение и внимание взрослых. Как впрочем, и всем остальным детям. Да и проблемы у них очень схожи с проблемами  «обычных» учеников  и воспитанников. В разных источниках выделяют следующий   перечень проблем:  неприязнь к школе, потребность во внимании взрослых, нетерпимость,  неспособность к регулярной рутинной работе, сверхчувствительность, ранимость, страх ошибки.  И этот перечень далеко неполон. Добавим еще речевые нарушения , и  встает задача      не только сопровождения, но и своевременной диагностики и коррекции  выявленных  проблем. А с этими  задачами    педагоги многих поколений уже  научились справляться ( помните?-  за какое звено ни потянешь, вытащишь всю цепочку). Вот и тянут до сих пор усердные и добросовестные  воспитатели свою   цепочку и разматывают клубок  проблем ,пытаясь сохранить тот  потенциал, который дала каждому природа. Получается это не всегда хорошо, особенно  когда начинается  «чехарда наверху»  , увеличиваются группы в детских садах, и все  это под прикрытием благой цели – сокращения очередей в дошкольные учреждения. Н о  те, кто работал в переполненной группе, давно уже отметили, что оптимальным количеством является  20  человек и не больше!  Тогда можно говорить и о ранней диагностике, сопровождении, творческом  развитии…  А  что же можно в наших, непростых условиях?  Только  здоровьесберегающие технологии!  В работах  Ларисы Гавриловны Татарниковой они представлены наиболее  широко и подробно. Каждый неравнодушный педагог может выбрать  из  всего многообразия именно те методы и приемы, которые будут ему помогать  и в сопровождении одаренных детей и в профилактике дезадаптации  к школе и в оздоровлении всех остальных деток и себя самого. В нашей группе прижились и очень хорошо себя зарекомендовали такие приемы, как: использование  мнемотаблиц,  массаж  сосновыми шишками ( приложение №2),  элементы сказкотерапии,театрализации  и драматизации ,  хождение по «тропинкам» из пуговиц, камешков, витаминотерапия (выращивание и употребление в пищу зеленого лука и чеснока), вокально-вибрационные упражнения , кинезиологические упражнения.

            И если до сих пор психологи и ученые  пока не сошлись во мнении, какого ребенка считать одаренным, приводят в своих работах различные определения и типологии  этого не до конца изученного процесса  ,то в одном они едины – надо не дать одаренности угаснуть,  способствовать ее дальнейшему  развитию. Тогда выявленные и поддержанные  высокие способности  станут тем «плацдармом, на котором одаренность может базироваться, но только при  условии терпеливого, внимательного  и бережного отношения взрослых  к проблемам развития детей».

В заключении вместо многоточия  хочется привести слова Владимира

Маяковского из его стихотворения «Послушайте!», 1904г.,-

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

               

                                   Список литературы:

  1. Психология развития ребенка. Выготский Л.С.  М. Эксмо, 2003г.;.
  2. Одаренные дети . Бурлинская Г.В., Слуцкий В.М., М., Прогресс, 1991г.,
  3. Возрастная одаренность. Лейтес Н. , Семья и школа №9 , 1990г.,
  4. Творим здоровье души и тела. Латохина Л.И.  ИК Комплект,СПб, 1997г.,
  5. Диагностика креативности.Тест  Е.Торренса. Методическое руководство. Туник Е.Е., изд. Иматон, 1998г.,
  6. Валеология в педагогическом пространстве. Татарникова  Л.Г., СПб,2002
  7. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. Татарникова Л. Г. . СПб, 2010г.,
  8. Индивидуальные особенности  познавательного  развития детей дошкольного возраста. Веракса Н.Е. под ред. Дьяченко О.М., М., 2003
  9. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М., Знание,1991г.,
  10. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. , Миллер А., М., 2001г.,
  11. Умственно одаренный ребенок. Гильбух  Ю.З., Киев, 1999г.,
  12. Психология интеллекта: Парадоксы исследования., М., Томск, 1996г.



Предварительный просмотр:

                                      Массаж сосновыми шишками

(стихотворное сопровождение)                                                                                                                                                                                                                                                                            

  1. Шишку в ручки мы берем,

На ладошечку кладем,

Сверху «крышкой» накрываем,

И под  ней слегка катаем.

 Покатали мы немножко,-

На другую на ладошку.

На другую переложим,

Повторим опять все то же.

  1. Шишку мы берем за «хвостик»,

А внизу как будто «носик».

«Носиком» ладонь клюем,

И по «тропочкам» идем.

А тропинки не простые-

Наши пальчики родные.

Есть короче и длиннее.

«Топ-топ-топ»- скажи скорее!

К серединке возвращаемся,

Но на этом не прощаемся.

На другую переложим,

Повторим опять все то же.

3.Шишку пальцами зажали,

И немного покатали,-

До запястья и обратно,

Чтобы было нам приятно!

Шишка может «убежать»,

Постарайся удержать.

4.     Поменяем шишке путь,

Шишка может отдохнуть.

Пальцами ее зажали,

И немножко подержали.

Сосчитали до пяти-

Шишке снова в путь идти!

Снова пальцами зажали,

И немного  подержали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Шишке надо в путь опять!

На другую переложим,

Повторим опять все то же!

5.     А теперь опять катаем,

И в корзиночку бросаем!

Не попали – не беда!

Завтра повторим с утра!

Всем спасибо за массаж!

Лучший он помощник наш!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...


 

Комментарии

Павлова Елена Леонидовна

Статья была написана для конференции с международным участием "Одаренные дети", проходившей в АППО в мае 2013 года.