Одаренные Дети
статья по теме
Статья, посвященная проблемам одаренных детей и их решению в дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennyedeti.docx | 19.74 КБ |
prilozhenie_2.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-валеологические аспекты сопровождения одаренных детей в детском саду.
Столетия – фонарики! О, сколько вас во тьме!
На прочной нити времени, протянутой в уме!
Валерий Брюсов, «Фонарики», 1904г.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы, с которыми сталкивается цивил изация, так или иначе сказываются на сфере образования . Менялись приоритеты, изменялась образовательная парадигма. Вместо когнитивно-ориентированной системы была предложена личностно-ориентированная, в центре которой оказалась перестройка деятельности как на уровне содержания, так и на уровне формы организации, с целью становления человека как творческого субъекта деятельности.
На смену приходит новая функция образования - развитие самостоятельности и творческих характеристик личности .Педагогам всех уровней предлагается готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать, и, если потребуется, предупреждать их последствия.
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. И без творческого подхода решить эту задачу не представляется возможным. А для того, чтобы было кому решать поставленные проблемы и задачи, необходимо создавать условия для развития и сопровождения талантливых и одаренных детей уже на раннем этапе, то есть в дошкольных учреждениях.
Одна из главных задач взрослого – помочь ребенку войти в этот огромный, непростой мир, дать необходимые в каждом возрасте знания, не перегружая малыша, оставляя время для игр и общения. Нельзя обрушивать на ребенка большое количество информации, нужно учить ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения , опираясь на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения: буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Л. Венгер и О. Дъяченко доказали, что усвоение и использование этих «орудий ума» является основной движущей силой развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольника. При этом важно не перескакивать через этапы, а помочь детям полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Хорошим подспорьем в этом важном деле являются мнемотаблицы, которые давно используются в детских садах при разучивании стихотворений, составлении рассказов, коррекции определенных нарушений речи. (см. приложение №1). Производство информации – это тоже творчество. Воспринимая информацию, человек не просто запоминает, а часто делает это осмысленно – думает; думая, он выдумывает, то есть творит, для чего существует механизм ассоциативной памяти. Таким образом, творческая личность – человек, память которого в большей степени ассоциативная.
Воспитатели, заинтересованные в гармоничном, а тем более творческом развитии своих воспитанников, включают в свой арсенал задания и упражнения на развитие ассоциативной памяти, дивергентного мышления.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и вызывают далеко не положительные эмоции у окружающих людей. Как отмечает английский психолог Томпсон , «…эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностью в сфере общения, конфликтностью». Многие педагоги начальной школы говорят о феномене дезадаптивности и неуспешности детей, имеющих признаки одаренности. Эрика Ландау в своей книге « Одаренность требует мужества» утверждает, что « …когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным». Отсюда следует вывод, что одаренным детям нужна помощь, им необходимо сопровождение и внимание взрослых. Как впрочем, и всем остальным детям. Да и проблемы у них очень схожи с проблемами «обычных» учеников и воспитанников. В разных источниках выделяют следующий перечень проблем: неприязнь к школе, потребность во внимании взрослых, нетерпимость, неспособность к регулярной рутинной работе, сверхчувствительность, ранимость, страх ошибки. И этот перечень далеко неполон. Добавим еще речевые нарушения , и встает задача не только сопровождения, но и своевременной диагностики и коррекции выявленных проблем. А с этими задачами педагоги многих поколений уже научились справляться ( помните?- за какое звено ни потянешь, вытащишь всю цепочку). Вот и тянут до сих пор усердные и добросовестные воспитатели свою цепочку и разматывают клубок проблем ,пытаясь сохранить тот потенциал, который дала каждому природа. Получается это не всегда хорошо, особенно когда начинается «чехарда наверху» , увеличиваются группы в детских садах, и все это под прикрытием благой цели – сокращения очередей в дошкольные учреждения. Н о те, кто работал в переполненной группе, давно уже отметили, что оптимальным количеством является 20 человек и не больше! Тогда можно говорить и о ранней диагностике, сопровождении, творческом развитии… А что же можно в наших, непростых условиях? Только здоровьесберегающие технологии! В работах Ларисы Гавриловны Татарниковой они представлены наиболее широко и подробно. Каждый неравнодушный педагог может выбрать из всего многообразия именно те методы и приемы, которые будут ему помогать и в сопровождении одаренных детей и в профилактике дезадаптации к школе и в оздоровлении всех остальных деток и себя самого. В нашей группе прижились и очень хорошо себя зарекомендовали такие приемы, как: использование мнемотаблиц, массаж сосновыми шишками ( приложение №2), элементы сказкотерапии,театрализации и драматизации , хождение по «тропинкам» из пуговиц, камешков, витаминотерапия (выращивание и употребление в пищу зеленого лука и чеснока), вокально-вибрационные упражнения , кинезиологические упражнения.
И если до сих пор психологи и ученые пока не сошлись во мнении, какого ребенка считать одаренным, приводят в своих работах различные определения и типологии этого не до конца изученного процесса ,то в одном они едины – надо не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. Тогда выявленные и поддержанные высокие способности станут тем «плацдармом, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблемам развития детей».
В заключении вместо многоточия хочется привести слова Владимира
Маяковского из его стихотворения «Послушайте!», 1904г.,-
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Список литературы:
- Психология развития ребенка. Выготский Л.С. М. Эксмо, 2003г.;.
- Одаренные дети . Бурлинская Г.В., Слуцкий В.М., М., Прогресс, 1991г.,
- Возрастная одаренность. Лейтес Н. , Семья и школа №9 , 1990г.,
- Творим здоровье души и тела. Латохина Л.И. ИК Комплект,СПб, 1997г.,
- Диагностика креативности.Тест Е.Торренса. Методическое руководство. Туник Е.Е., изд. Иматон, 1998г.,
- Валеология в педагогическом пространстве. Татарникова Л.Г., СПб,2002
- Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. Татарникова Л. Г. . СПб, 2010г.,
- Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. Веракса Н.Е. под ред. Дьяченко О.М., М., 2003
- Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М., Знание,1991г.,
- Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. , Миллер А., М., 2001г.,
- Умственно одаренный ребенок. Гильбух Ю.З., Киев, 1999г.,
- Психология интеллекта: Парадоксы исследования., М., Томск, 1996г.
Предварительный просмотр:
Массаж сосновыми шишками
(стихотворное сопровождение)
- Шишку в ручки мы берем,
На ладошечку кладем,
Сверху «крышкой» накрываем,
И под ней слегка катаем.
Покатали мы немножко,-
На другую на ладошку.
На другую переложим,
Повторим опять все то же.
- Шишку мы берем за «хвостик»,
А внизу как будто «носик».
«Носиком» ладонь клюем,
И по «тропочкам» идем.
А тропинки не простые-
Наши пальчики родные.
Есть короче и длиннее.
«Топ-топ-топ»- скажи скорее!
К серединке возвращаемся,
Но на этом не прощаемся.
На другую переложим,
Повторим опять все то же.
3.Шишку пальцами зажали,
И немного покатали,-
До запястья и обратно,
Чтобы было нам приятно!
Шишка может «убежать»,
Постарайся удержать.
4. Поменяем шишке путь,
Шишка может отдохнуть.
Пальцами ее зажали,
И немножко подержали.
Сосчитали до пяти-
Шишке снова в путь идти!
Снова пальцами зажали,
И немного подержали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Шишке надо в путь опять!
На другую переложим,
Повторим опять все то же!
5. А теперь опять катаем,
И в корзиночку бросаем!
Не попали – не беда!
Завтра повторим с утра!
Всем спасибо за массаж!
Лучший он помощник наш!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".
Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку реализовать свои способности?...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"
Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...
Комментарии
Одаренные дети
Статья была написана для конференции с международным участием "Одаренные дети", проходившей в АППО в мае 2013 года.