"Эмоциональное благополучие детей"
консультация (старшая группа) по теме
Эмоциональное благополучие ребёнка- это залог его психического и физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobranie_emocii.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка»
Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.
Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания.
Ход мероприятия
Предварительный этап
- Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка» (Приложение 1).
- Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.
Организационный этап
На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зелёного, синего, чёрного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.
Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.
Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»
Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утором нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка.
При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо утомляются, плохо засыпают. Ребёнок некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
Анализ и обсуждение результатов анкетирования
Воспитатель.). После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.
Результаты (в %) представляются в наглядной форме.
Причины
- Несогласованность требований к ребёнку дома и в детском саду.
- Нарушение режима дня.
- Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки).
- Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту.
- Неблагополучное положение в семье.
- Частое посещение с ребёнком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребёнка.
- Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.
- Снижение двигательной активности.
- Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери
Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.
- Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребёнка? Если есть один фактор, возьмите зелёное сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два – приколите синее сердечко. Если три и более – приколите чёрное сердечко.
Красное сердечко возьмёт тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребёнка.
Родители выполняют задание. Далее обсуждаются результаты.
Воспитатель. Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, всё ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребёнка.
Игра «Добрые слова».
Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.
Воспитатель. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам.
Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.
Советы для родителей «Минуты нежности» нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.
Обсуждение результатов домашнего задания
Воспитатель. Теперь перейдём к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми на тему «Моя семья».
- Расскажите, какое участие ребёнок принимал в рисовании.
- Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?
- Какое у него было при этом настроение?
- Сколько времени вы потратили на выполнение задания?
Выступления двух-трёх родителей.
3. Тест «Продолжи фразу».
Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.
Наказание применяется потому, что ………………………………………
Вам приходится наказывать ребёнка, когда он …………………………..
Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?.......
Воспитатель. Известный российский психолог В.Л.Леви написал Семь правил для всех «Наказывая, подумай, зачем?». Я зачитаю только одно: «Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь».
Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!
Советы для родителей «Минуты нежности»
- Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
- Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
- Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.
- Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.
5.Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.
6.Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему озорнику – и он повеселеет.
Памятка «Десять заповедей родителей»
- Не ждите, что Ваш ребёнок будет таким, как Вы, помогите ему стать собой!
- Не думайте, что ребёнок Ваш, он Божий.
- Не требуйте от ребёнка платы за всё, что Вы для него делаете.
- Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.
- Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше вашей.
- Не унижайте ребёнка!
- Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребёнка, а мучьте, если можете, но не делаете.
- Помните: для ребёнка сделано недостаточно, если сделано не всё.
- Умейте любить чужого ребёнка, не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10.Любите своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами.
Исследование психоэмоционального комфорта детей в детском саду и в семье
- Часто плачет, долго не может успокоиться.
- Капризничает и раздражается по пустякам.
- Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
- Бывают припадки злости.
- Заикается.
- Грызёт ногти.
- Сосёт палец.
- Имеет плохой аппетит.
- Разборчив в еде.
- Засыпает с трудом.
- Спит беспокойно.
- Неохотно встаёт.
- Часто моргает.
15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17.Старается быть тихим.
18.Боится темноты.
19.Боится одиночества.
20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы
Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный, зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.
Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».
Обработка результатов
Выбор карандаша: - оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на эмоциональное благополучие;
пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета – на эмоциональное неблагополучие;
- коричневого цвета – на эмоционально нейтральное состояние.
Анкета для родителей
Тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка»
1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в детский сад?
- с радостным
- иногда не хочет;
- часто отказывается;
- капризничает;
- свой вариант (написать).
2. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?
- трудности в отношениях с педагогом;
- трудности в отношениях со сверстниками;
- привязанность к матери;
- позднее засыпание вечером;
- свой вариант.
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно:
- с воспитателями;
- с помощником воспитателя;
- с музыкальным руководителем;
- с другими специалистами;
Неблагополучно:
- иногда бывают конфликты;
- обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;
- свой вариант.
4. С кем из детей группы ваш ребёнок наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
- да;
- нет;
- иногда.
6. Жалуется ли на сверстников?
- да;
- нет;
- иногда.
7. На что жалуется?
- дети не принимают в игру;
- обижают;
- не хотят дружить;
- отнимают игрушки;
- шумят;
- свой вариант.
8. Что бы Вам хотелось изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...
Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....
Игротерапия как средство эмоционального благополучия детей
Материалы из опыта работы педагогов ...
Новые подходы к поддержанию психо-эмоционального благополучия детей первой младшей группы
В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых ответственных моментов. Поэтому воспитатель должен создать и поддерживать положительный микроклимат....
Влияние развивающей среды музыкального зала на эмоциональное благополучие детей
Иллюстративный материал...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...