Адаптационно-дидактическая юбка в работе с детьми раннего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Масленникова Юлия Станиславовна

 

Направленность:  действуя с предметами, ребенок  приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет, прикрепить его, снять, убрать на место. Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду.

Актуальность: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи использование методического пособия «Адаптационно-дидактическая юбка», связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Предпосылки:  

- успешная адаптация детей  раннего возраста к дошкольному учреждению;

- обогащение материально – технической базы и предметно - пространственной  развивающей среды.

Вид:  учебно–методическое пособие.

Предназначение: от 1года до 3-х лет.

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих  успешной адаптации детей  к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно -   исследовательской сферы, ориентировочной деятельности.

Задачи:

1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей  при знакомстве и действий с  пособием, включая все виды восприятия.

2. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства и действия с ним.

3. Развивать познавательную, исследовательскую активность.

4. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

5. Развивать коммуникативные способности детей раннего возраста.При изготовлении   «Адаптационно-дидактической юбки»  соблюдались:

  • Принцип развивающего образования;
  • Принцип  практической применимости;
  • Принцип интеграции содержания.

 

При изготовлении «Адаптационно-дидактической юбки» выдержаны следующие  условия создания:

1.Юбка обучающая и развивающая.

2.Юбка многофункциональна.

3.Юбка привлекательна для детей.

4.Юбка соответствует гигиеническим требованиям.

5.Юбка удобна для детей и  педагога.

 

Достоинства пособия:

- многофункциональность;

- дает возможность использовать пособие в различных видах игр при работе с детьми;

- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей. 

 

Юбка проста в изготовлении, многофункциональна

  1. Яркая,  нарядная всегда привлекает  к себе малышей.
  2. Все детали можно снять, поменять, добавить.
  3. Одновременно  несколько детей могут  на ней играть.
  4. Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается  в развивающий коврик.
  5. Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.

 

Игровые упражнения с «Адаптационно-дидактической юбкой»

Упражнения, цели

Ход, действия

«Бусы»

Цель: формировать у детей ориентировку на форму, цвет, размер (величину) предметов, развивать мелкую моторику.

Ребенку предлагается перебирать бусы, обращается внимание ребёнка на цвет и форму бусин.

«Варежка-болтушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие творческих способностей.

Проявите свои творческие способности, активно побуждайте детей к общению в различных ситуациях.

Варежка-болтушка может рассказать стихотворение, потешку, сказку, спеть песенку, рассмешить.

"Мини-театр" (пальчиковый)
Цель:  развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие творческих способностей.

Положите в кармашек в виде домика  героев и начинайте своё представление для детей.

Можно разыграть сказку «Теремок».

«Заплети косички»
Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать ориентировку на цвет.

Предлагаем малышу заплести косичку из  лент.

«Катушка»
Цель: развивать мелкую моторику рук и быстроту рук.

Наматывание лент.

 «Молнии»
Цель: учить детей застегивать молнии, формировать навыки самообслуживания.

Предложите ребенку застегивать и расстёгивать молнии.

«Ветер»

Цель: упражнять детей в дыхательной гимнастики.

Ребенку предлагается дунуть на пёрышки и снежинки, которые висят на юбке.

«Собери цветочки»

Цель: упражнять в умении приобретать навыки самообслуживания, формировать ориентировку на цвет.

Предложить ребенку собрать (отлепить) цветочки.

 

«Волшебная рыбка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, побуждение детей к двигательной активности, развитие общей моторики, моторики рук.

Проявите свои творческие способности, активно побуждайте детей к общению и играм в различных ситуациях.

Подвижные игры:  «Рыбки плавают», «Волна».

«Солнышко»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и мышечного напряжения, побуждение детей к двигательной активности, развитие моторики рук.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Прослушивание песни, стихотворения.

Танец «Солнышко»

«Геометрические фигуры»

Цель: формировать у детей ориентировку на форму, цвет.

Знакомим детей с геометрическими фигурами в игровой форме через ассоциации (круг – Божья коровка, квадрат – окошко, треугольник – ёлочка).

«Погремушки»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие слухового сосредоточения.

Отвлекаем детей, привлекаем их внимание.

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.

Предложите детям потрогать ручками волшебный мешочек, потрясите им, обратите внимание на звук, который исходит от него.

   
 

 

Активизация словаря:

Существительные:   солнышко, снежинка, пёрышко, рыбка, медведь, заяц, волк, лиса варежка, дерево, ёлочка, мышь,  колобок, груша, яблоко, цветок, бусы, тучка, ленты, домик.

Прилагательные:  большой, маленький, пушистый, мягкий, желтый, зеленый, синий, белый, красный, новогодняя, холодный, мокрый.

Глаголы: играть, летать, плавать, дуть, пищать, катиться, светить.

                                                                                                      

Описание пособия: материал четырех цветов: желтый, красный, синий, зеленый; на юбку нашиваются: карманы, атласные ленты разной длины и ширины и цвета, катушки для наматывания ленты, шнуровки.

Ожидаемый результат: расширятся  непосредственный чувственный опыта детей  при знакомстве и действий с  пособием, включая все виды восприятия. Обогащается познавательная, исследовательская активность,  эмоционально-волевая сфера и коммуникативные способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл img_4424.rar2.64 МБ
Файл img_4387.rar2.72 МБ
Файл img_4418.rar2.54 МБ
Файл img_4430.rar2.74 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Применение адаптационно-дидактической юбки в работе с детьми раннего возраста

Манукян Н.К.,воспитательГБДОУ детский сад №8 Центрального районаСанкт-Петербурга  Применение адаптационно-дидактической юбки в работе с детьми раннего возраста1. Пояснительная запискаДанное ...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Применение адаптационно-дидактического коврика в работе с детьми раннего возраста»

Данное методическое пособие представляет собой яркий коврик, на которой нашиты разнообразные элементы: ленты, пуговицы, молнии, шнуровки, а также имеющую дополнительный материал: прищепки, животные, и...


 

Комментарии

Головина Екатерина Николаевна

очень подробный, интересный материал! обязательно воспользуюсь.Спасибо!