Мастерская развивающих игр (Проект)
статья (подготовительная группа) на тему

Фадеева Елена Евгеньевна

Игру можно сделать своими руками вместе с ребёнком из бросового материала приложив немного знаний, умений и фантазии. Играя, ребёнок может получать полезную для своего развития информацию.  Игра должна быть полезной, содержательной, увлекательной и познавательной. Игра, сделанная своими руками,  ребёнку дорога вдвойне. Играйте чаще c  детьми и это принесёт Вам радость общения!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_razvivayushchih_igr.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Мастерская развивающих игр

                                              Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                                                            детский сад № 2335   СОУО  г. Москвы

                                              Руководитель ДОУ: Гаранина Наталья Викторовна

Автор проекта:  воспитатель высшей  квалификационной категории Фадеева Елена Евгеньевна,  научный руководитель – к.п.н. Алиева Татьяна Ивановна.

Вид проекта:  Творческий.

Актуальность проектаДля детей дошкольного возраста значимым является  уклад жизни  семьи, и именно она определяет  социальную ситуацию, в которой развивается ребёнок.  Понимание этой  социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с семьями воспитанников во многом определила и пути налаживания партнёрских взаимоотношений дошкольного учреждения с семьёй.

        Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобретает особый смысл,  в связи с повышением требований родителей  к развитию детей.  Мы предлагаем совместную деятельность, которая поможет раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развить фантазию, созидательное творчество, интеллект и позволит содержательно  и интересно провести свободное время в кругу семьи и в детском саду.  В современном обществе остро стоит проблема социально-личностного общения, а решить её можно только в непосредственном взаимодействии ребёнка с ребёнком, ребёнка с педагогом, ребёнка с родителями. И только игра нам даёт возможность эффективно работать в этом направлении.

Цель:   Включить ребёнка в совместную продуктивную  деятельность   с взрослым по созданию развивающих игр,  в процессе которой в комплексе решались бы основные задачи воспитания, образования и развития детей 5-7 лет в соответствии с ФГТ.

 Задачи: 

1.      Активизировать ребенка в продуктивной деятельности совместно с педагогом,  другими детьми, родителями.

2.      Поддерживать у детей желание играть в дидактические игры.

3.      Создать условия для индивидуального создания ребенком своей «авторской игры».

4.      Поддерживать детей в создании новых игр на основе универсальных способов, расширять игровой опыт. 

5.      Усложнить содержание знакомых игр.

6.      Создать условия для активного участия родителей в совместной деятельности с ребенком по созданию развивающих игр.

7.      Сплотить детский коллектив (развить умение договариваться, развивать партнерскую деятельность, умение распределять роли).

8.      Научить уважать  тех, кто с тобой рядом (трудится или играет).

9.      Учить справедливости при распределении обязанностей (во время изготовления игр и во время самой игры).

10.   Во время самой игры честно соблюдать и понимать  правила игры и контролировать  их выполнение другими.

11.   Уважать  общий замысел, уметь подчиняться мнению большинства.

12.   В ходе игры  научить ждать, уступать, делиться, оказывать помощь другим.

13.  Организовать активное  использование игр детьми, свободный доступ родителей и детей  к созданным играм.

14.  Использовать организованную деятельность (лепка, аппликация, художественный труд) для создания новых  игр.

15.  Построить активный механизм обмена впечатлений между детьми (организовать регулярное обсуждение и рассматривание новых игр).

16.  Использовать игры для  закрепления  пройденного материала (цвет, форма, профессии и т.д.)

 

Критерии  оценки эффективности проекта:

Наличие сформированного опыта работы и использование инновационных технологий по организации работы с родителями.  Огромный интерес и активность детей в работе по данному направлению:

·      У детей появился опыт создания развивающих игр, который они стали активно применять, в повседневной жизни.

·        Дети стали самостоятельно придумывать до нескольких вариантов одной и той же игры.

·        Дети стали свободно общаться друг с другом, малышам делали игры, учили их играть, объясняя правила, проводили игровые соревнования  между группами старшего возраста с использованием игр – самоделок.

·        Положительная оценка родителей по реализации данного проекта.

 

 

Если ребенок увлеченно и подолгу играет, родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!

 

 

 

Направления деятельности и интеграции областей:

Нами были определены направления работы:

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

·        Анализ особенностей группы.

·        Беседы с детьми.

·        Беседы с родителями.

·        Выставка методической литературы.

·        Выставка игр, сделанных воспитателем.

·        Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.

2 этап – ОСНОВНОЙ  (Изготовление игр).

На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр:

·        Игры, изготовленные воспитателем.

·        Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.

·        Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.

·        Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.

·        Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли  или не захотели участвовать в проекте,  (т.к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).

·        Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.

3 этап  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

·        Выставка развивающих игр.

·        Презентация проекта.

·        Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.

·        Выступления  на семинарах, круглых столах, трансляция опыта работы в сборнике и т.д.

Интеграция образовательных областей:

В проекте реализуется  принцип интеграции образовательных областей.

Образовательная область «Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Образовательная область «Социализация»

Развитие игровой деятельности детей.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Труд»

Воспитание трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Образовательная область «Безопасность»

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Образовательная область «Познание»

Сенсорное развитие.  Расширение кругозора детей. Развитие проектной деятельности всех типов.

Образовательная область «Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).  Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.

Ресурсное обеспечение проекта: 

Проект малозатратный. Использовался  бросовый материал (коробки, крышки от пластиковых бутылок,  пластиковые бутылки,  карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага,  белый картон,  фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т.д.

Изготовлены и описаны 42 развивающие  игры.  Были разработаны конспекты НОД по изготовлению игр – самоделок. Сценарии развивающего общения детей друг с другом по обучению детей правилам игры. Составлены рекомендации для родителей. Составлены Анкеты для родителей. Составлен мониторинг. Планирование работы по созданию «Мастерской развивающих игр». Разработаны формы организации работы с родителями.

Презентация проекта:

 Опыт работы по проекту Мастерская развивающих игр» был представлен нами

на следующих мероприятиях:

1.  Всероссийский семинар (25-27 мая 2009 года в городе Москва  организатор – Федеральный институт развития образования)  «Как мы выравниваем стартовые возможности  детей в предшкольный период жизни».  Презентация опыта работы  по проекту «Мастерская развивающих игр»  и «Мастер-класс».

 2.  Окружной семинар  29. 04. 2010г.   «Готов ли ребёнок к школе».

 Презентация проекта «Мастерская развивающих игр»,   детский «Мастер – класс»  «Игровое партнёрство» (дети и взрослые), Выставка развивающих игр-самоделок.

3.     Окружной семинар  27.05.2010 г. « Взаимодействие детского сада и школы:   проблемы и пути решения» Транслировались элементы игровых образовательных технологий, направленных на формирование у детей элементарных математических представлений. ( Игры- самоделки по ФЭМП)

  4.  Круглый стол    02. 02. 2010 г.  « Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности – интегративный подход к достижению итоговых результатов освоения детьми  основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (в соответствии с ФГТ)

 развивающее общение детей друг с другом, с взрослыми   (на основе проекта                     « Мастерская развивающих игр»).

5.  Окружной   круглый стол 21. 10. 2010г.  «Преемственность технологий в дошкольных учреждениях и начальной школы».

Доклад:  «Какие у нас дети. Анализ и разработка  индивидуальной траектории реализации основной общеобразовательной программы  в группе»

6. В сборнике  Департамента  образования  г. Москвы   «На пути  к реализации ФГТ к структуре  основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (Москва.  Центр  «Школьная книга»  2010г.)

7. Презентация проекта в группе «Поиграем вместе» Награждение победителей грамотами и призами  по разным номинациям «Самые активные участники»,  «Самая интересная игра»,  «Самая познавательная игра».  Проходил шашечный турнир сборных команд детей и их родителей. Чаепитие.

Практическая  значимость:

1.      Дети с интересом стали включаются в совместную продуктивную деятельность, видят свое место в ней.

2.      У детей появилось стремление довести начатое дело до конца, получить результат, который будет интересен другим людям.

3.      Дети увереннее стали осуществлять самостоятельную деятельность, им не требуется обязательная оценка и поддержка взрослого.

4.      Дети стали дольше по времени сохранять интерес к данной традиции своей группы - делать развивающие игры своими руками. Многие дети передали свой интерес и «заразили» своих родителей.

5.      Дети стали больше  внимания уделять сути игры, чем ее внешнему и яркому  оформлению.

6.      Дети активнее и больше стали играть в развивающие игры, выбирая их по собственному  желанию. 

7.      Дети активней и легче стали находит себе партнеров для игры. Появилось отношение к товарищу в группе  как к члену игровой команды. А разнообразие представленных игр позволило каждому ребенку включаться в игровые команды по интересам.

8.       Дети  стали  более  ответственны и любознательны, они всем интересуются и придумывают всё новые и новые игры.  Родители вынуждены откликаться на запросы и потребности ребенка. Если отклик не последовал, ребенок испытывает состояние подавленности. Родители вынужденно концентрируют свою педагогическую компетентность и обращаются за советом к воспитателю.

9.      Среди «проблемных» детей достигнуты улучшения по большинству показателей  (речь, внимание, поведение, развитие мелкой моторики, коммуникативность и т.д.)

 

 

Выводы:

Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:

·        Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.

·        Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.

·        Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.

·        Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.

·        Родители стали чаще обращаться  за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.

·        Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.

·        Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.

·        За время работы по проекту было сделано и описано 42 развивающие  игры.

Перспективы дальнейшей работы:

·        Организация работы семейного клуба  «Игралочка»

Цели:  Создание позитивного микросоциума, в котором каждый из его участников смог бы творчески организовать свой досуг в процессе совместной с дошкольным учреждением деятельности по созданию развивающих игр - самоделок

Задачи:  1. Научить  родителей  использовать свободное время  в совместной деятельности с ребёнком.

                 2.  Раскрыть творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности по изготовлению игр-самоделок.

                3.   На основе изготовленных игр формировать у детей умение играть по правилам, договариваться во время игровых действий,  следить за игровым действием.

                4. Пополнить  семейный  базис  новыми знаниями, умениями и навыками.

                5. Построить активный механизм обмена впечатлениями между участниками клуба.

·        Реализация будущего проекта « Весёлая математика»

( Изготовление игр с геометрическими фигурами,  игр с математическим содержанием и т.д.)

Список используемой литературы.

 

1.                        Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.

2.                        Вайнер М.Э.  «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников».  М.: Педагогическое общество России, 2004.

3.                        Венгер Л.А., О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова.  «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».  М.: Просвещение, 1989.

4.                        Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5.                        Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии». М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

6.                        Мазепина Т.Б.  «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах».  Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.

7.                        Никитин Б. «Развивающие игры».  М.: Педагогика, 1985.

8.                         Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1982.

9.                        Новоселова С.Л. «Умственное воспитание детей в игре». М.: Просвещение,1989.

10.                     Скоролупова О.А.,Логинова Л.В.  «Играем?... Играем!!!». М.: Скрипторий, 2006.

11.                    Тихонова Л.И., Саливанова Н.А.  «Математика в играх с лего-конструктором».  С - П.: Детство-Пресс, 2001.

12.                    Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества».  М.: Линка-Пресс,2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-развивающий , творческий проект «В чудесной стране волшебной Пуговки».

Работа по данному проекту способствует развитию мелкой моторики ,что играет большую роль в развитии речи детей,развивает сенсорные навыки,практические умения,познавательную активность и творческие спо...

Проект: “Мастерская развивающих игр"

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Именно, в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Все важнейшие качества и спосо...

Педагогическая мастерская развивающих игр на развитие интеллектуально-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста

Проблема взаимосвязи речи и мышления,его роли в обучении, общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом логопедии. Развитие связной речи детей опирается на формировани...

Педагогическая мастерская развивающих игр на развитие интеллектуально-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста

Презетация опыта работы по практическому применению интеллектуальных игр А.З.Зака, адаптированных для детей дошкольного возраста с ОНР....

«Организация творческой мастерской в рамках проекта «Времена года»

В разработке рассказывается о совместной деятельности детей, родителей и воспитателей при подготовке к праздникам....

Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР, посредством социального проекта «Мастерская сказок».

Современная модель взаимодействия всех участников коррекционно-образовательной работы с детьми комбинированной группы,посредством социального проекта "Мастерская сказок".    ...

Коррекционно-развивающий педагогический проект «ПРО*ЗРЕНИЕ»

В дошкольном возрасте происходит формирование основ образа жизни, культурно-ценностных ориентаций. У детей ещё не сформированы представления о здоровье, о способах его сохранения и укрепления.Им...