Мастер – класс «Уроки понимания»
методическая разработка по теме
В методической разработке по проведению мастер-класса «Уроки понимания», подобраны игровые приемы для того, чтобы научить родителей общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого и сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А этого сложно добиться при высокой загруженности взрослых, их хронической усталости. Задача педагога-психолога - научить родителей расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, связанное с проблемами на работе или с другими людьми, на отношения с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер – класс «Уроки понимания» | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «ЧЕБУРАШКА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Мастер-класс
«Уроки понимания»
Составитель: Альбина Геннадьевна Ким
педагог – психолог МБДОУ № 9 «Чебурашка»
г. Южно – Сахалинска
2013 г.
Мастер-класс по теме: «Уроки понимания»
Цель: научить родителей общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого. Сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами.
Оборудование: фотокарточки с семейного альбома, ватман, листы А4, цветные карандаши, вода, краски, кисточки.
Ход встречи:
Ведущий: - Здравствуйте, чтобы научить вас общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого и сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А это вы сами знаете сложно добиться при высокой загруженности, хронической усталости. Задача моя как педагога-психолога - научить расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, связанное с проблемами на работе или с другими людьми, на отношения с ребенком.
1. Интерактив (игры – ледоколы, для снятия барьера)
- И как всегда, мы немного разогреемся Игра «Поварята»
Все встают в круг, это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся, в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто «объедение».
2. Основная часть
Ведущий: главным формирующим фактором в развитии эмпатии, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром.
- Вот лишь, несколько упражнений, которые помогут ребенку и вам научиться глубже понимать и чувствовать настроения окружающих.
«Фотография»
Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких. Попросите рассказать, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.
«Живая скульптура»
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку, выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее.. Тот, кто, давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
замечание: взрослый выполняет роль скульптора в течение всего, упражнения следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
«Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
« Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. сонет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
«Рисуем всей семьей»
Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой, мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать кому что хочется.
3. Релаксационный этап
Игра «На берегу моря»
Инструкция. Взрослым и детям предлагается представить, что они играют на берегу моря, плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок... Закрывают глаза от яркого солнца, раскидывают в приятной неге руки и ноги.
1. «Игра с песком» (на напряжение и расслабление рук).
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержитe песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить 2-3 раза.
2. «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление ног).
Представьте, что на пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставьте носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки смотрят вниз в стороны, расслабьте ноги: они отдыхают. Повторить 2-3 раза.
3. «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сожмитесь в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабьтесь: разморило на солнце (на выдохе).
4. «В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).
В положении лежа на спине ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного
уха, потом из другого.
5. «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).
Подбородок загорает - подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Петит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закройте рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает -подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка, пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьте мышцы лица. Не открывая глаз, переползите в тень, примите удобную позу.
6. «Сон на берегу моря».
Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его содержание - варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии): вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались... (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)
Примечание. По сигналу все энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают.
2. Рефлексия.
Задание: нарисовать свои эмоции, в последствии которого появились ваши чувства, впечатления. - А теперь построим наш большой и дружный семейный дом (выкладывание «кирпичиков» листов бумаги на ковре вместе с детьми и родителями).
Литература
1. Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
3. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. — 2006. — № 2.
4. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1986.
5. Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3.
6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0, 1999.
8. Корнеева Е.Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «МАСТЕР-КЛАСС " Уроки логопеда" для родителей"
Привлечь родителей к участию в обучении ребенка с ОВЗ, оказать помощь родителям в воспитании и развитии детей с проблемами речевого развития.План работы по проектной деятельности на 2017-20...
Школа молодого педагога. Мастер-класс "Урок будущего. Космическая неделя"
Какой он современный ребенок? Что я могу сделать, чтобы мои занятия были увлекательными? Как перейти к более эффективному обучению? Такие вопросы ставят перед собой молодые педагоги.Школа молодого пед...
Мастер-класс. Урок будущего. "Адвент-календарь"
Мастер-класс "Урок будущего. Адвент-календарь" это инновационный подход в обучении и развитии подрастающего поколения, основой которого является игровая технология "Адвент-календарь&quo...
Мастер-класс "Урок здоровья"
Конспект НОД "Урок здоровья"...
Мастер – класс «Уроки театральной азбуки»
Основной целью театральной деятельности в детском саду является – развитие артистических способностей детей. И в реализации этой цели большую роль играют игры – превращения или этюды...
Мастер-класс "Уроки общения"
Цель: показать важность развития навыков общения у детей дошкольного возраста; познакомить с играми и упражнениями по развитию коммуникативных навыков....
Клуб для родителей. Мастер-класс «Уроки домашней логопедии».
Цель: повышение педагогической грамотности родителей по речевому развитию детей.Задачи: познакомить с простыми методами и приёмами развития речи:развитие артикуляционного аппарата, мелкой мо...