Мастер – класс «Уроки понимания»
методическая разработка по теме

Ким Альбина Геннадьевна

В методической разработке по проведению мастер-класса «Уроки понимания», подобраны игровые приемы для того, чтобы научить родителей общаться с  детьми,  учитывая   индивидуальные   особенности   каждого и сформировать у них умение управ­лять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А этого слож­но добиться при высокой загружен­ности взрослых, их хронической уста­лости. Задача педагога-психолога - научить родителей расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, свя­занное с проблемами на работе или с другими людьми, на от­ношения с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер – класс «Уроки понимания»20.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «ЧЕБУРАШКА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Мастер-класс

 «Уроки понимания»

                                                                                   Составитель:   Альбина Геннадьевна Ким

                                                                               педагог – психолог                                                                                                               МБДОУ № 9 «Чебурашка»

г. Южно – Сахалинска

2013 г.

Мастер-класс по теме: «Уроки понимания»

Цель: научить родителей общаться с  детьми,  учитывая   индивидуальные   особенности   каждого. Сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами.

Оборудование: фотокарточки с семейного альбома, ватман,  листы А4, цветные карандаши, вода, краски, кисточки.

Ход встречи:

Ведущий:  - Здравствуйте, чтобы научить вас общаться с  детьми,  учитывая   индивидуальные   особенности   каждого и сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А это вы сами знаете сложно добиться при высокой загруженности,  хронической усталости. Задача моя как педагога-психолога - научить расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, связанное с проблемами на работе или с другими людьми, на отношения с ребенком.

1. Интерактив  (игры – ледоколы, для снятия барьера)

- И как всегда,  мы немного разогреемся Игра «Поварята»  

Все встают в круг, это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он  хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся, в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо   —   просто  «объедение».        

2. Основная часть

Ведущий: главным формирующим фактором в развитии эмпатии,  является сама жизнь, взаимоотношения  в  семье  и  с  окружающим   миром.

- Вот лишь, несколько упражнений, которые помогут ребенку  и вам научиться  глубже понимать и чувствовать настроения окружающих.

     «Фотография»

 Рассмотрите   с   ребенком свой   семейный   альбом. Показывая фотографии его самого и близких. Попросите рассказать, какое настроение было у них  при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи  и привязанности.

    «Живая  скульптура»    

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку, выйти и принять какую-нибудь позу,    в    которой   ему   удобно стоять.   Следующего участника  просят  присоединиться  к  нему  какой-нибудь   позой   в   том   месте,   где  много  свободного  пространства,  затем  к ним  в своей  позе присоединяется третий,    затем    выходит    осторожно    из    скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое   пустое   место   в   общей   скульптуре   и так  далее.. Тот, кто, давно стоит, отходит, его место занимает   следующий.

 замечание: взрослый   выполняет   роль   скульптора   в   течение всего, упражнения  следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.        

 «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая   —   разные  зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и   выражение  лиц  зверушек.

    « Сиамские   близнецы»

Дети    разбиваются    на   пары,    встают    плечом к плечу,   обнимают   друг  друга   одной   рукой   за   пояс, одну ногу ставят рядом.  Теперь они сросшиеся близнецы:   2   головы,   3   ноги,   одно  туловище   и   2 руки.  Предложите   им   походить   по   помещению,  присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать,  порисовать и   т. д. сонет:   Чтобы    третья    нога   была    «дружной»,    ее можно  скрепить   веревочкой.

    «Рисуем   всей семьей»

Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой, мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту  и   рисовать  кому  что   хочется.

3. Релаксационный этап

Игра «На берегу моря»

Инструкция. Взрослым и детям предлагается представить, что они играют на берегу моря, плещутся в воде. Вдоволь накупавшись,  выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок... Закрывают глаза от яркого солнца, раскидывают в приятной неге руки и ноги.

1. «Игра с песком» (на напряжение и расслабление рук).

Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержитe песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить 2-3 раза.

2.        «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление ног).

Представьте, что на пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставьте носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки смотрят вниз в стороны, расслабьте ноги: они отдыхают. Повторить 2-3 раза.

3. «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сожмитесь в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабьтесь: разморило на солнце (на выдохе).

4.        «В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа на спине ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного

уха, потом из другого.

5. «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает - подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Петит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закройте рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает -подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка, пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьте мышцы лица. Не открывая глаз, переползите в тень, примите удобную позу.

6. «Сон на берегу моря».

Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его содержание - варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии): вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались... (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)

Примечание. По сигналу все энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают.

2. Рефлексия.

Задание: нарисовать свои эмоции, в последствии которого появились ваши чувства, впечатления. - А теперь построим наш большой и дружный семейный дом (выкладывание «кирпичиков» листов бумаги на ковре вместе с детьми и родителями).

Литература

1. Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1.

2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

3. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. — 2006. — № 2.

4. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1986.

5. Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3.

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0, 1999.

8. Корнеева Е.Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «МАСТЕР-КЛАСС " Уроки логопеда" для родителей"

Привлечь родителей к участию в обучении ребенка с ОВЗ,  оказать помощь родителям в воспитании и развитии детей с проблемами речевого развития.План работы по проектной деятельности на 2017-20...

Школа молодого педагога. Мастер-класс "Урок будущего. Космическая неделя"

Какой он современный ребенок? Что я могу сделать, чтобы мои занятия были увлекательными? Как перейти к более эффективному обучению? Такие вопросы ставят перед собой молодые педагоги.Школа молодого пед...

Мастер-класс. Урок будущего. "Адвент-календарь"

Мастер-класс "Урок будущего. Адвент-календарь" это инновационный подход в обучении и развитии подрастающего поколения, основой которого является игровая технология "Адвент-календарь&quo...

Мастер-класс "Урок здоровья"

Конспект НОД "Урок здоровья"...

Мастер – класс «Уроки театральной азбуки»

Основной целью театральной деятельности в детском саду является – развитие артистических способностей детей.  И в реализации этой цели большую роль играют игры – превращения или этюды...

Мастер-класс "Уроки общения"

Цель: показать важность развития навыков общения у детей дошкольного возраста; познакомить с играми и упражнениями по развитию коммуникативных навыков....

Клуб для родителей. Мастер-класс «Уроки домашней логопедии».

Цель: повышение педагогической грамотности родителей по речевому развитию детей.Задачи: познакомить с простыми методами и приёмами развития речи:развитие артикуляционного аппарата, мелкой мо...