Мастер-класс "Уроки общения"
методическая разработка
Цель: показать важность развития навыков общения у детей дошкольного возраста; познакомить с играми и упражнениями по развитию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Уроки общения»
Цель: показать важность развития навыков общения у детей дошкольного возраста; познакомить с играми и упражнениями по развитию коммуникативных навыков.
Ход мастер-класса:
Психологическая успешность обусловлена хорошей работой мозга, умением общаться и рече-познавательной активностью. С самого раннего возраста эти грани развития определяют уровень достижений ребёнка. Но они нуждаются в постоянном, продуманном внимании взрослых. Общение играет в жизни человека важную роль. Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, передачи знаний, опыта, обмена мнениями, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.
Общение влияет на все достижения детей дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания, на развитие эмоционального благополучия, освоение новых видов деятельности.
В общении детей дошкольного возраста различают общение ребенка со взрослыми, общение ребенка со сверстниками. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; поэтому более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстниками. В качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяются: взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.
Итак, опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом. Отсутствие раннего опыта общения может привести к возникновению негативных форм поведения у детей, психических отклонений, низкой успеваемости в школе и др.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к ним. Особенно остро эта проблема обозначена в современном обществе, когда воспитание дошкольников отличается чрезмерной «интеллектуализацией», «технологизацией». Большое количество времени современные дети проводят перед телевизором и за компьютером. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
В связи с этим перед родителями и педагогами стоит важная задача – научить детей ОБЩАТЬСЯ. Для этого необходимо взрослому поощрять любую инициативу ребенка в общении, развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, побуждая детей к активному проявлению заботы, прививать основы культуры общения.
Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, стремится создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения.
Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение, на праздниках (частично регламентированное общение, в свободных формах общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности. Это важно для развития ребёнка. Частично-регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (например, быть ведущими на празднике, формирует организаторские способности. Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.
Важную роль в научении дошкольников общению имеет игра – совместная игра. Количество участников в такой игре не должно превышать 5 – 7 детей, иногда это может быть и вся группа детей. Особенностью такой игры является то, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких игр - занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.
Примеры игр:
«Вместе играем»
Возраст: 3 – 4 года.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Описание игры: Дети выбирают игрушки. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары так, чтобы они вдвоем могли играть выбранными игрушками (в случае затруднения воспитатель оказывает помощь детям). Дети играют парами в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый обсуждает с детьми, почему именно так организовались пары для игры, кто с кем играл, как играли. Важно, чтобы дети называли друг друга по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
«Кто разбудит кошечку»
Возраст: 3 – 4 года.
Ход игры: Один ребенок выбирается кошечкой и «засыпает» – ложиться на коврик в центре группы. Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе обсуждают игру: как обращались к «спящей кошечке», какие действия производили, как они думают, какие слова и действия были приятны др.
«Найди отличие» (авторы, Е. Лютова, Г. Монина)
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Возраст: от 3 – х лет.
Количество играющих: четное количество.
Оборудование: лист бумаги, карандаши.
Описание игры: Играющие делятся на пары. Один ребенок из пары рисует все, что ему захочется, затем передает листок второму ребенку из своей пары. Второй игрок добавляет одну или несколько деталей в рисунок и возвращает его первому ребенку, который должен найти изменения. Затем рисует второй ребенок, а первый вносит изменения. Затем можно предложить детям поменяться парами.
Комментарии
В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и в медленном темпе.
После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Воспитатель предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится, что бы он хотел изменить и т. д.
«Ладонь в ладонь»
Цель: развивать коммуникативные навыков, способствовать получению опыта взаимодействия в парах, преодолению боязни тактильного контакта.
Возраст: от 4 – х лет.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.)
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Возраст: 5-7 лет.
Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»
«Поварята» (автор, Н. Кряжева)
Цель: развивать коммуникативные навыки, чувства принадлежности к группе.
Возраст: старше 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Воспитатель выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг. Затем ведущий называет следующий компонент, ребенок, его изображающий, так же впрыгивает в круг, берет за руку предыдущего и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий
Хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Также, можно провести с детьми старшего дошкольного возраста цикл занятий, посвященных изучению правил, или так называемых «секретов» общения.
«Люди живут все вместе, в одном обществе. И чтобы друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, работать, отдыхать, каждому надо соблюдать правила, называемые этикетом. Постепенно с помощью игр и упражнений мы с вами будем открывать их». Секреты общения формулируются вместе с детьми после каждого проведённого упражнения.
1-й секрет общения «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же». Упражнение «Ласковое имя» («Твоё имя»). Ведущий (воспитатель) бросает мяч одному из детей. Ребёнок, у которого в руках мяч, называет своё полное имя. Задача участников, передавая мяч по кругу, назвать как можно больше вариантов его имени (уменьшительно-ласкательные и др.). Задание повторяется для каждого участника.
2-й секрет общения «Относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе». Упражнение «Комплименты». Воспитатель предлагает детям сказать друг другу только хорошее, доброе (то, что нравится, например, в характере, поведении, внешности и т.п.). Раскрыть детям этот секрет общения в свете Евангельских заповедей, как Золотое правило.
3-й секрет общения «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает». Упражнение «Опиши друга». Два человека становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, черты лица (цвет глаз и т.п.), одежду товарища. Выясняется, кто оказался точнее при описании. Упражнение «Наше настроение». Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем воспитатель обобщает – какое же настроение сегодня у всей группы: грустное, веселое, смешное и т.д.
4-й секрет общения «Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!». Упражнение «Испорченный телефон». Необходимо по кругу передавать друг другу на ухо какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Выясняется, какое слово начали передавать и где «телефон» испортился. Упражнение «Слушаем тишину». Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, группе, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал.
5-й секрет общения «Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!». Упражнение «Вежливые слова». Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова (благодарности, приветствия, извинения, прощания).
6-й секрет общения «Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь им!». Упражнение «Подари улыбку другу» Воспитатель: У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку.
Дети произносят слова «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу».
Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок.
Уважаемые педагоги, теперь предлагаю вам побывать в роли детей, поучаствовав в некоторых упражнениях:
- «Опиши друга»
- «Испорченный телефон»
В завершение нашего мастер-класса, предлагаю вам релаксационное упражнение, которое также может быть использовано в работе с детьми.
«Золотой ключик»
(Текст читается в сопровождении спокойной фоновой музыки).
«Сейчас Я попрошу вас закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Далее представьте, что в сердце у каждого из вас есть дверка, через которую можно получать или посылать любовь. А ключик от этой дверки – в ваших руках. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускаются любовь и солнечный свет. А когда вы выдыхаете, то посылаете свою любовь кому-нибудь. Её можно послать своим близким – родителям, друзьям…Теперь попробуйте увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому направили свою любовь и улыбнуться».
Важно не забывать, что для более эффективной и результативной работы по развитию навыков общения у детей необходимо участие в этом процессе родителей воспитанников.
Для достижения общей цели, достаточно в семье придерживаться следующих правил:
1. Стараться поддерживать доверительные, открытые отношения в семье, так как ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни, ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям.
2. Не оставаться равнодушными к жизни ребенка в дошкольном учреждении.
3. Посещать библиотеки, музеи, культурно – массовые мероприятия.
4. Обсуждать события, фильмы, книги…
5. Поддерживать стремление, инициативу ребенка в общении.
И так, общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, и возможно только через сформированные качественные навыки, которые развиваются у детей вследствие планомерной и систематической работы педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей
В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены игры для детей подготовительной группы детского сада, с...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
Легкое общение: игры на развитие навыков общения
Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...
Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».
Реферат по психологии на тему: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....