Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора
материал

Обобщение опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыкального фольклора.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_pedsovetu.docx19.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение к педсовету

Нравственно – эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора

(обобщение опыта работы)

Горохова Татьяна Геннадьевна

Старший воспитатель

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки...”

В.А. Сухомлинский

Музыка – важная, неотъемлемая часть жизни каждого человека. Народная музыка – источник духовного развития ребенка. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о детях -  своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения.  Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами. Вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и некрасиво. Произведения фольклора дают богатейшие возможность и для нравственного воспитания детей. Поэтому, в работе с детьми с самого раннего возраста включаю русские народные песни, игры, танцы под народную музыку.

Русская народная песня – самый популярный жанр фольклора. Исполняя русские народные песни, я вижу глаза своих детей – они светятся радостью, искренностью, сопереживанием, добротой. Так песни в младшей группе «Петушок», «Заинька», «Кошечка», которые способствуют формированию художественного вкуса, воспитывают любовь к животным, к окружающей нас природе, а песня «Как на тоненький ледок» в старшей группе лучше всяких занятий по этике служит воспитанию доброты и стремления помогать людям. С большим удовольствием дети старшего возраста исполняют песню «Где был, Иванушка». В ходе разучивания песни расширяется представления детей о русском быте, о русской избе, пополняется словарный запас детей.  Дети узнают, что такое «сени», «горенка», «Ярмарка», тем самым песня способствует объединению детей, воспитанию их в духе нравственно этических идеалов. Через исполнение и знакомство с народной песней прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью.  Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому. Народная музыка, песня понятна, близка нашим детям. В ней столько ласки, доброты, красоты. Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает у детей патриотические чувства, усиливает любовь к Родине. При подборе музыкального репертуара учитываю возрастные особенности детей. Дети с удовольствием поют русские народные песни «Земелюшка - чернозем», «Во поле береза стояла», «А я по лугу». Детям нравится инсценировать песни, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и содержанием песни. Инсценирование с детьми такие песни, как «Ой, вставала я ранёшенько», «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой»,воспевается природа родного края, доброе отношение к нему.

Народная игра – важнейший период в жизни детей. Без игры нет детства вообще. В основе большинства игр – народные тексты. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно приведет к лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. В своей работе использую такие игры, как «Гори ясно», «Заря - заряница», «Бояре» и другие. Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки, это такие игры, как «Золотые ворота», «Плетень», «Ворон» и другие. На занятиях с детьми младшего возраста включаю такие народные игры с пением как: «Кто у нас хороший», «Ходит Ваня».

В дошкольном возрасте вкусы детей только еще формируются. Они не являются остаточно стойкими, определенными, поэтому, работая с детьми над правильным исполнением танцевальных движений, рекомендую включать русские народные мелодии, например, «Из – под дуба», «Полянка», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах вы сени» и другие. Слух ребенка постепенно осваивает ее мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Считаю, если в этот период будут накапливаться музыкально – слуховые впечатления, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности. В жизни детей дошкольного возраста праздники и развлечения занимают особое место. Они являются важной и интересной формой работы с детьми. Их любят за эмоциональность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». У каждого праздника своя идея.  Праздник – это большое и важное дело, где есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Принцип праздника – не выступление, а проживание его. Этот день проживается как праздник. Праздник здесь не мероприятие, а состояние души, длящееся весь день. Фольклорный праздник создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех её важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Праздники позволяют решить многие задачи нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманность целей педагогической работы с детьми. Перед проведением праздника с педагогами тщательно продумываем его сценарий. Обсуждаем музыкальный и поэтический материал, который с детьми разучивается на занятиях и в свободное от занятий время. Продумываем костюмы для детей и взрослых, оформление помещения, в котором будет проходить праздник. От качества подготовки праздника зависит его ход, его эмоциональное воздействие на детей, а также и формирование интереса к народному музыкальному творчеству.  Народная музыка, песня, понятна, близка нашим детям. В ней столько доброты, ласки, красоты. И тексты просты. При подборе музыкального материала следует учитывать возрастные особенности детей. Тематика их бывает разнообразная. Так в нашем детском саду стало традицией проводить такие праздники как: «Колядки», «Масленица», «Светлая пасха», «Покров». Начинается учебный год с традиционной «Капустницы». Дети во время праздника поют песни, частушки, водят хороводы. Сами рассказывают о том, как на Руси готовились к долгой и суровой зиме, какие делались запасы. В ходе праздника звучат пословицы, поговорки, прибаутки о лентяях и тружениках, вспоминаем осенние приметы. Рассказываем о том, как много любви и труда вкладывает человек в свой нелегкий труд, чтобы получить богатый урожай. Дети любят такие развлечения и с удовольствием принимают в них участие. Весело и интересно проходит праздник «Пришла коляда – отворяй-ка ворота». Дети старшей разновозрастной группы вместе с воспитателем с изображение звезды, под которой родился Иисус, приходят в гости к малышам, к другим сотрудникам детского сада поют: «Уродилась Коляда накануне Рождества…», и просят подношения, подарки. На празднике звучат русские народные песни, частушки в исполнении детей, обязательно появляются сказочные герои – это Баба Яга, Медведь, Коза. Весело проходят игры «Золотые ворота», «Плетень», «Ваня простота». В конце праздника дети пьют чай из самовара с печеньями, конфетами, баранками.

Масленица. Этот праздник мы проводим на воздухе. Украшением праздника становится чучело Масленицы. Мы стараемся, чтобы появление Масленицы стало для детей сюрпризом. Организуем возле нее хороводы, игры. На празднике много персонажей: Медведь, Скоморохи, Зима, Снеговик, Весна. Заканчивается праздник поеданием блинов, катанием на лошадке.  Праздник полон веселья и неподдельной радости.

 И так праздник прошел, педагоги подводят итоги. Хорошо удавшийся праздник всегда сплачивает его организаторов, рождает стремление продолжить свое полезное и желанное для всех дело.

Таким образом, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни-хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, родной стране.

Фольклорный праздник – коллективный труд.  Даже радость удачи делится обычно на всех. Для того, чтобы эффективность совместного творческого дела была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать значимую роль своих действий, так и роль действия всех участников в целом. Любой ребенок должен реализоваться. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Увидеть добрые начала и опереться на них – вот значение праздника. Положительное и прекрасное рождает добро. Качественный досуг окрыляет детей. Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок становится лучше, если кто – то замечает и оценивает его рост. Таким образом, впитываются с детских лет «народный дух», знакомясь и сохраняя русские национальные традиции, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своей Родины.

Список используемой литературы:

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт – Петербург,1998

2. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.;2006

3. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание1993 №5.

4. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание 1994 №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...